Биология для выпускников школ и поступающих в вузы - Мустафин А. Г. 2015 год
Вирусы. Бактерии. Низшие и Споровые растения - ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ - МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
Часть 1
Выберите один правильный ответ.
1. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между живой и неживой природой:
1) вирусы;
2) бактерии;
3) лишайники;
4) грибы?
2. Д.И. Ивановский, изучая заболевание листьев табака, открыл:
1) бактерии;
2) вирусы;
3) простейших;
4) грибы.
3. Не имеют клеточного строения:
1) бактериофаги;
2) синезеленые;
3) бактерии;
4) простейшие.
4. Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клетки-хозяина осуществляют:
1) цианобактерии;
2) бактериофаги;
3) хемотрофы;
4) архебактерии.
5. К какой группе относят организмы, в клетках которых ДНК замкнута в кольцо:
1) прокариот;
2) гетеротрофов;
3) грибов;
4) эукариот?
6. Почему бактерии выделяют в особое царство:
1) у бактерий нет оформленного ядра;
2) в клетках бактерий отсутствует цитоплазма;
3) среди них есть только одноклеточные формы;
4) среди них есть паразиты и сапротрофы?
7. Бактерии, включаясь в круговорот веществ в биосфере:
1) образуют плодовые тела в горной местности;
2) нейтрализуют радиоактивные вещества в почве;
3) способствуют образованию известняков;
4) разлагают органические вещества до неорганических.
8. Назовите компонент оболочки не характерный для клетки бактерий:
1) слизистая капсула;
2) цитоплазматическая мембрана;
3) основной компонент клеточной стенки — муреин;
4) основной компонент клеточной стенки — целлюлоза.
9. Чем отличается спора гриба от споры бактерии:
1) представлена только одной клеткой;
2) выполняет функцию размножения;
3) разносится ветром на большое расстояние;
4) служит приспособлением к неблагоприятным условиям среды?
10. Готовыми органическими веществами питаются:
1) мхи;
2) папоротники;
3) водоросли;
4) грибы.
11. Оболочка клетки гриба в отличие от растительной состоит из:
1) клетчатки;
2) хитиноподобного вещества;
3) сократительных белков;
4) липидов.
12. Какие грибы размножаются почкованием:
1) мукор;
2) пеницилл;
3) дрожжи;
4) шампиньоны?
13. Грибы в отличие от растений:
1) не имеют хлоропластов и не способны к фотосинтезу;
2) имеют лизосомы и комплекс Гольджи;
3) не имеют митохондрий и не способны к аэробному дыханию;
4) размножаются только бесполым путем.
14. Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями:
1) наличие в оболочках клеток хитина;
2) размножение спорами;
3) потребление готовых органических веществ;
4) минерализация органических остатков?
15. В чем проявляется сходство процессов жизнедеятельности грибов и животных:
1) всасывают минеральные вещества поверхностью тела;
2) накапливают гликоген в клетках;
3) ведут неподвижный образ жизни и расселяются при помощи спор;
4) растут в течение всей жизни?
16. Какие грибы вступают в симбиоз с деревьями:
1) трутовики;
2) головневые грибы;
3) шляпочные грибы;
4) плесневые грибы?
17. Что представляет собой микориза:
1) грибницу, на которой развиваются плодовые тела;
2) совместное обитание гифов гриба и корней растений;,
3) совокупность клеток, выполняющих сходные функции;
4) сложные переплетения гифов между собой.
18. Заболевание туберкулезом легких у человека вызывает:
1) вирус;
2) бактерия;
3) плесневый гриб;
4) амеба.
19. Укажите процессы, происходящие в растении, находящемся в темноте более трех суток:
1) образование глюкозы;
2) фотолиз воды;
3) разложение крахмала;
4) возбуждение молекул хлорофилла.
20. Растения в отличие от животных:
1) размножаются только половым путем,
2) паразитируют в других организмах;
3) запасают в клетках крахмал;
4) прекращают рост в определенной стадии онтогенеза.
21. Наличие в составе лишайника цианобактерий обеспечивает:
1) использование света дли образования питательных веществ;
2) поглощение атмосферной и почвенной влаги;
3) разложение органических соединений до неорганических;
4) защиту от механических повреждений.
22. Лишайники не относят ни к одному из царств живой природы, потому что они:
1) совмещают в себе признаки растений и животных;
2) по типу питания сходны с бактериями и животными;
3) их слоевище представляет собой симбиоз гриба и водоросли;
4) поглощают воду всей поверхностью тела.
23. Что не характерно для слоевища лишайника:
1) гифы мицелия гриба;
2) клетки зеленых водорослей;
3) клетки бурых водорослей;
4) клетки цианобактерий.
24. По какому признаку различные организмы могут быть отнесены к царству Растения:
1) они имеют клеточное строение;
2) их клетки содержат наружную мембрану, ядро и цитоплазму;
3) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ;
4) их клетки содержат хлоропласты, в которых происходит фотосинтез.
25. В жизненном цикле представителей каких низших растений можно встретить преобладание спорофита:
1) зеленые одноклеточные водоросли;
2) зеленые многоклеточные водоросли;
3) бурые водоросли;
4) лишайники?
26. Как объяснить наличие разных пигментов в клетках водорослей:
1) особенностями обмена веществ;
2) местом расположения клеток в теле растения;
3) глубиной водной среды обитания;
4) наличием разных веществ накопленных в цитоплазме клеток?
27. С момента выхода растений на сушу какую тенденцию можно отметить в эволюции высших растений:
1) повышение самостоятельности гаметофита, его усложнение;
2) усложнение и совершенствование спорофита;
3) усиление в оплодотворении роли водной фазы;
4) вытеснение из сред обитания травянистых форм и постепенная их замена на древесные?
28. На основе чего мхи относят к высшим растениям.
1) в процессе обмена веществ мхи расходуют органические вещества;
2) мхи содержат в клетках хлоропласты, в которых осуществляется фотосинтез;
3) клетки мхов имеют ядро, цитоплазму, наружную клеточную мембрану;
4) мхи образованы различными тканями и имеют вегетативные органы?
29. Усложнение в строении папоротников по сравнению с мхами состоит в появлении у них:
1) стеблей;
2) листьев;
3) корней;
4) ризоидов.
30. Образование залежей каменного угля связано преимущественно с древними:
1) моховидными;
2) папоротникообразными;
3) голосеменными;
4) покрытосеменными.
31. Каково происхождение моховидных:
1) древние бурые водоросли;
2) древние папоротники;
3) древние зеленые водоросли;
4) древние бурые водоросли?
32. Назовите предковые формы, давшие в своем развитии плауновидных:
1) древние папоротникообразные;
2) древние моховидные;
3) древние зеленые водоросли;
4) псилофиты.
33. Выберите правильное утверждение:
1) водоросли относят к высшим растениям;
2) в хроматофорах на свету образуется йод;
3) ламинария прикрепляется ко дну ризоидами;
4) клубень картофеля — это видоизмененный корень.
34. Какая стадия в жизненном цикле улотрикса диплоидна:
1) зеленое нитчатое тело;
2) зигота;
3) зооспоры;
4) гаметы?
35. Укажите характерную особенность цикла развития кукушкина льна:
1) размножение спорами;
2) спорофит развивается на гаметофите и получает от него необходимы вещества;
3) независимость оплодотворения от воды;
4) расчлененность на органы спорофита.
36. Выберите правильное утверждение:
1) у папоротников транспорт вод и минеральных солей осуществляют трахеи;
2) у мхов в отличие от папоротников сформировалась развитая проводящая ткань;
3) органические вещества перемешаются из фотосинтезирующих клеток за счет разницы концентрации и давления;
4) в цикле развития хвощей преобладает гаметофит.
Задания 1—3: выберите три верных ответа из шести
1. Из перечисленных ниже признаков выберите характерные для водорослей:
1) тело разделено на стебель корень и листья;
2) эволюционируют преимущественно в воде и полностью освоили ее;
3) глубоководные водоросли прикреплены ко дну корнями;
4) органы размножения одноклеточные;
5) таллом некоторых видов разделен на стеблевую и листовую части;
6) смена поколений зависит от изменений в окружающей среде.
2. Укажите общие признаки папоротникообразных:
1) спорофит редуцирован до небольшого заростка;
2) чередование поколений, при котором доминирует гаплоидное поколение;
3) это первые сосудистые растения, т.е. растения с проводящими тканями ксилемы и флоэмы;
4) гаметофит имеет настоящие корни, стебли и листья;
5) чередование поколений, при котором доминирует спорофит;
6) у спорофита есть настоящие корни, стебли, листья и проводящие ткани.
3. Какими отличительными особенностями обладают вирусы и фаги по сравнению с другими организмами:
1) могут функционировать как в окружающей среде, так и в клетках организма-хозяина;
2) неклеточные формы жизни;
3) вирусы можно выращивать на искусственных питательных средах;
4) могут размножаться только в клетках про- и эукариотических организмов;
5) мельчайшие из живых существ (от 20—3000 нм);
6) характерно развитие и собственный обмен веществ?
При выполнении заданий 4—б установите соответствие между содержанием первого и второго столбиков.
4. Установите соответствие между грибом и характером его питания
ГРИБ |
ХАРАКТЕР ПИТАНИЯ |
а) пеницилл; |
1) сапротрофный; |
б) фитофтора; |
2) паразитический |
в) спорынья; |
|
г) дрожжи; |
|
д) головня; |
|
е) шампиньон |
5. Установите соответствие между характерными признаками и отделами растений
ПРИЗНАК |
ОТДЕЛ |
а) наличие корней; б) вегетативная форма — диплоидная; в) вегетативная форма — гаплоидная; г) спорофит развивается за счет материнского организма; д) гаметофит развивается самостоятельно и имеет стебель и листья; е) наличие ризоидов; ж) размножение спорами, разносимыми ветром и водой; 3) корневая система |
1) Моховидные; 2) Папоротники |
6. Соотнесите характерные особенности и отделы высших и низших растений:
ОСОБЕННОСТИ и ОТДЕЛЫ |
ГРУППЫ РАСТЕНИЙ |
а) тело дифференцировано на органы и ткани, б) органы размножения одноклеточные; в) таллом, или слоевище, не дифференцировано на ткани и органы; г) органы размножения многоклеточные; д) многоклеточный зародыш; е) голосеменные; ж) бурые водоросли; з) моховидные; и) красные водоросли; к) папоротниковидные; л) покрытосеменные; м) зеленые водоросли; н) плауновидные; о) хвощевидные |
1) Высшие растения; 2) Низшие растения |
При выполнении заданий 7, 8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.
7. Установите последовательность групп растений в порядке их усложнения в процессе эволюции:
а) Голосеменные;
б) Водоросли;
в) Псилофиты;
г) Покрытосеменные;
д) Папоротники;
е) Мхи.
8. Установите последовательность жизненного цикла ДНК-вирусов в клетке:
а) синтез вирусных РНК;
б) проникновение вирусов в клетку в процессе пиноцитоза и фагоцитоза или при различных повреждениях клеточной стенки;
в) репликация ДНК-вируса;
г) выход вирусов из клетки-хозяина;
д) соединение новых молекул вирусной ДНК с вновь синтезированными белками;
е) синтез вирусных белков;
ж) образование новых вирусов;
з) абсорбция вирусов на клеточной поверхности.
Дайте развернутый ответ на задания 1—6.
1. Как размножаются бактерии?
2. Найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок:
1) вирус состоит только из ДНК, заключенной в белковую оболочку;
2) вирусы способны инфицировать живые организмы;
3) вне клеток вирусы способны расти и развиваться;
4) вирусы являются паразитами клеток растений и животных;
5) вирусы являются одной из самых распространенных форм существования органической материи на планете.
3. Почему грибы нельзя отнести к царству Растения. Назовите не менее трех признаков.
4. Какие признаки позволяют отнести разнообразные организмы к группе Водоросли? Назовите не менее трех признаков.
5. В чем проявляется усложнение папоротниковидных по сравнению с моховидными? Приведите не менее трех отличий.
6. Как размножаются и развиваются папоротники? Какие условия необходимы для их размножения?