Универсальные поурочные разработки по общей биологии 9 класс к учебникам А.Л. Каменского и И.Н. Пономаревой 2017 год
Урок-конференция по темам Молекулярный и клеточный уровни организации живой природы
Заранее на специальном стенде “Изучаем на уроке” учитель вывешивает темы творческих заданий-сообщений для учащихся, которые выполняют их в ходе изучения тем “Молекулярный и клеточный уровни организации живой природы”.
Остальные учащиеся готовятся к обсуждению сообщений, их дополнению.
План проведения конференции:
1. Клетка как структурная единица живых организмов.
• Вода и жизнь клетки.
• Многообразие белков и их функции.
• Эликсиры жизни.
2. Клетка как функциональная единица живых организмов.
• Автотрофы. Фотосинтез и жизнь на Земле.
• Последовательные этапы освобождения энергии в процессе катаболизма.
• Вирусные заболевания.
3. Клетка — единица развития живых организмов.
• Хранители информации в клетке.
• Нуклеиновые кислоты и инфекционные заболевания.
• Нуклеиновые кислоты и народное хозяйство.
• Нуклеиновые кислоты и возраст.
• Как устроен ген?
Примерные вопросы для обсуждения в ходе конференции:
1. Докажите, что клетка является открытой системой.
2. Согласно распространенной теории симбиогенеза митохондрии клеток произошли от симбиотических бактерий, а пластиды — от симбиотических водорослей. Какие факты вы можете привести за и против этого предположения?
3. Значительно ли отличаются по размерам клетки одних и тех же тканей слона и мыши? Ответ поясните.
4. Чем обусловлена энергетическая ценность молекул АТФ? Почему АТФ называют источником энергии в клетке?
5. Раскройте взаимосвязь питания, дыхания, обмена веществ и энергии.
6. Цитологи утверждают, что белки в клетке выполняют функцию рабочих, а нуклеиновые кислоты — роль администраторов клетки. Подтвердите эту мысль, раскрыв взаимосвязь строения и функций нуклеиновых кислот.
7. Почему генетический код может обеспечить реализацию наследственной информации, которая определяет строение белковых молекул, а следовательно, и особенности организма?
Выводы:
1. Клетка является структурной, функциональной единицей, а также единицей развития живых организмов (прокариот и эукариот).
2. Клетки всех организмов имеют сходное строение и химический состав, что свидетельствует о едином происхождении всего живого.
3. Вся информация о структуре и деятельности клетки, ее признаках заключена в ДНК — носителе и хранителе генетической информации.
4. Генетический код является единым для всех живущих на Земле организмов.