Универсальные поурочные разработки по общей биологии 9 класс к учебникам А.Л. Каменского и И.Н. Пономаревой 2017 год
Контрольно-обобщающий - Клеточный уровень организации живой природы
Цель: обобщить знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии частей и органелл клетки как основы ее целостности, обмене веществ, лежащем в основе жизнедеятельности.
Оборудование: таблицы по общей биологии, схемы, листы бумаги, “Экран учета знаний”.
Ход урока
I. Организационный момент
На данном этапе определяются ассистенты учителя — учащиеся, успешно освоившие материал темы, которые освобождаются от тематического учета знаний. Они являются помощниками в проведении занятия.
Каждый ученик получает листы бумаги (3 или 4) для выполнения письменных заданий.
II. Тематический учет знаний учащихся
На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи.
Урок составлен на основе статьи Ф.Ф. Слободняк, учителя биологии средней школы № 2, г. Калуга “Тематический учет знаний” // Биология в школе. — 2002. — № 4. — с. 27—30.
Вопросы по теме, задания и образцы их выполнения можно заранее вывесить в классе на стенде в процессе изучения темы, чтобы учащиеся имели возможность корректировать те или иные элементы знаний и готовиться к тематическому учету знаний.
За каждый элемент знаний ученик получает отметку, которая выставляется в соответствующую графу “Экрана учета знаний”, заранее подготовленного к уроку.
Экран учета знаний:
Ф.И.О. |
Понятийный диктант |
Тестированное задание |
Узнай биологический объект |
Устный ответ |
Письменное задание |
Итоговая отметка |
Урок начинается с понятийного диктанта. Учитель называет термины, а учащиеся на листочках пишут определения. На выполнение задания отводится 5—6 мин. Листки с выполненным заданием кладутся на край стола.
Понятийный диктант
Вариант I
Дайте определения понятиям: “автотрофы”; “хемотрофы”; “ассимиляция”; “фотосинтез”; “транскрипция”; “редупликация”.
Вариант II
Дайте определения понятиям: “гетеротрофы”; “фототрофы”; “диссимиляция”; “хемосинтез”; “трансляция”; “метаболизм”.
Второе задание — тестирование. Учащиеся получают карточки с вариантами ответов и вопросами. Номера правильных ответов учащиеся ставят на отдельных листочках. На это отводится не более 15 минут (См. приложение 2).
Третье задание — “Узнай органеллу клетки”.
Это задание рассчитано на 2—3 минуты, выполняется на отдельных листках и также кладется на край стола.
Учитель называет порядковый номер и показывает органеллу клетки по таблице, учащиеся записывают на листках названный номер и название клеточной структуры.
Узнай органеллу клетки
Вариант I
1 — рибосомы; 2 — ядро; 3 — митохондрии; 4 — ЭПС; 5 — плазматическая мембрана; 6 — пластиды; 7 — ядерный сок (кариоплазма).
Вариант II
1 — аппарат Гольджи; 2 — лизосомы; 3 — цитоплазма; 5 — ядерная оболочка; 6 — ядрышко; 7 —клеточный центр.
После этого половина учащихся класса (первый вариант) выполняют письменные задания, а остальные (второй вариант) — устно отвечают на вопросы, которые были даны им в начале урока, потом варианты меняются (См. приложение 2).
Устный ответ должен быть кратким, четким, мотивированным. Ученики выходят к доске и тихо отвечают на вопрос, используя таблицы, схемы, рисунки и др. Учитель сразу выставляет оценку в листок учета.
Письменное задание каждый ученик выполняет индивидуально и сдает его в конце урока.
III. Подведение итогов
Ассистенты учителя собирают листки с выполненными заданиями, проверяют их и выставляют отметки в листок учета. К концу урока в листке учета остаются не выставленными отметки за последнее задание.
За урок учащиеся получают несколько отметок, а в журнал выставляется итоговая оценка. Итоговая отметка не рассматривается как среднее арифметическое полученных баллов, и она не может быть выставлена, если хотя бы за одно задание ученик получил неудовлетворительную оценку. В этом случае пробел в знаниях должен быть ликвидирован.
“Экран учета знаний” наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочеты и пробелы. Это дает возможность целенаправленно и своевременно устранять недоработки.