Биология 9 класс - введение в общую биологию тематическое и поурочное планирование к учебнику
Гипотезы возникновения жизни - ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ - Эволюция органического мира
Цели темы: познакомить учащихся с современными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле; расширить представления о главных ароморфозах и идиоадаптациях в эволюции живых организмов; углубить знания эволюционных закономерностей.
Планирование темы
Урок 1. Гипотезы возникновения жизни.
Урок 2. Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы.
Урок 3. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.
Урок 4. Развитие жизни в мезозое и кайнозое.
Урок 5. Контрольно-обобщающий по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле».
Методические рекомендации
Материал данной темы вызывает большой интерес у учащихся. В то же время в данной теме конкретизируются и развиваются важнейшие общебиологические понятия, сформированные ранее. Важно, чтобы учащиеся не были пассивными слушателями, а принимали активное участие в обсуждении изучаемых вопросов и в ходе дискуссий на основе сравнения и установления причинно-следственных связей приходили к правильным выводам.
Урок 1(60). Гипотезы возникновения жизни
Задачи урока: познакомить учащихся с основными гипотезами о возникновении жизни; раскрыть различия в подходах к объяснению возникновения жизни с религиозных и научных позиций; показать, как менялись взгляды на возникновение жизни по мере накопления научных знаний.
Ход урока
Оргмомент урока
Актуализация знаний
Фронтальная беседа по вопросам:
1) Что такое гипотеза?
2) Чем гипотеза отличается от закона или теории?
3) Что такое научный метод?
4) В чем заключается основной принцип научного метода?
Изучение нового материала
1. Проблема возникновения жизни. Основные гипотезы возникновения жизни. (Рассказ учителя.)
2. Креационизм. Различия в подходах религии и науки к объяснению возникновения жизни. (Рассказ с элементами беседы.)
3. Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни. (Рассказ учителя с использованием таблиц и рисунков учебника.)
4. Гипотеза панспермии. (Рассказ учителя.)
Закрепление материала
Фронтальная беседа по вопросам:
1) Почему не существует противоречия между научным и религиозным объяснением возникновения жизни?
2) Как была опровергнута гипотеза самопроизвольного зарождения жизни?
3) Почему гипотезу панспермии нельзя рассматривать как гипотезу о возникновении жизни?
Задание на дом
Изучить § 8.1 «Гипотезы возникновения жизни», ответить на вопросы в конце параграфа.
Итоги урока