ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
РАСЫ ЧЕЛОВЕКА. ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЕДИНСТВО
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представлений о человеческих расах, их отличительных особенностях; подвести обучающихся к выводу о том, что все расы относятся к одному виду - Человек разумный |
Тип, вид урока |
Комбинированный |
Планируемые предметныерезультаты |
Обучающийся будет знать основные этапы эволюции человека; основные черты рас человека; научится находить черты сходства и различия рас человека |
Личностные результаты |
Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные - научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией, осуществлять поиск существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о биологических объектах. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, владение монологической и диалогической формами речи |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Раса, антропосоциогенез |
Оборудование |
Мультимедийный проектор, Интернет |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Расы человека. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b 1 db44/81744/?interface=pupil&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль, работу по карточкам с заданиями (см. Ресурсный материал к уроку) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают. Слушают в соответствии с целевой установкой |
Вопросы учителя, карточки с заданиями |
||
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы |
Вводная беседа. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. На слайдах презентации демонстрирует фото людей разных рас. - Чем отличаются люди, изображенные на данных фотографиях? (Цвет кожи, цвет волос, форма носа, разрез глаз.) - Мы не раз слышали слова о “высшей расе” в курсе истории. На уроках географии знакомились с местами обитания разных рас. Пришло время и с позиции биологии поговорить о расах. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему: - На основе каких признаков ученые выделили несколько человеческих рас? Расы, населяющие планету, относятся к одному виду или представлены несколькими видами? |
Слушают и понимают рассказ учителя. Отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи |
Вопросы учителя и устные ответы |
||
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия в работе с информацией |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание учащихся на вопросы гигиены и здоровья: - По каким признакам отличаемся мы друг от друга? По каким признакам отличаются люди, населяющие разные государства? Наибольшие различия наблюдаются у людей разных рас. Раса - исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью происхождения и общностью наследственных физиологических признаков. В настоящее время ученые выделяют 3 крупные расы: евразийская (европеоидная), азиатско-американская (монголоидная), экваториальная (австрало-негроидная). Организует самостоятельную работу с учебным материалом. - Используя текст учебника и дополнительную литературу, опишите расы человека. РАСЫ ЧЕЛОВЕКА |
Учащиеся, подготовившие презентации, с помощью проектора показывают слайды презентации и читают доклады. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Заполняют таблицу |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
||
Раса |
Место обитания |
Особенности строения |
|||||
Евразийская (европеоидная) |
|||||||
Азиатско-американская(монголоидная) |
|||||||
Экваториальная (австрало-негроидная) |
|||||||
Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль. - Выделите основные признаки, на основе которых ученые объединяют людей в несколько рас. (Цвет и структура волос, цвет кожи, разрез глаз, форма носа, наличие волос на лице.) Организует коллективную проверку выполнения упражнения. Обеспечивает положительную реакцию учеников на творчество одноклассников. Подводит обучающихся к выводу о принадлежности всех рас к одному виду Человек разумный: - На основе каких предположений и выводов можно судить о том, что все расы относятся к одному виду Человек разумный? (У них одинаковые умственные способности; одинаковое внутреннее строение тела, органов - возможна их пересадка; аналогичный генетический материал, который несет информацию о признаках; между людьми разных рас возникают браки и рождаются дети.) - Вид Человек разумный - вид полиморфный. Другими словами - многогранный. Однако признаки, по которым люди отличаются друг от друга и на основе которых ученые делят людей на несколько рас, не являются признаками, по которым человек отличается от обезьян. У представителей всех рас имеются сложный мозг, развитая рука и речь, делающие их одинаково способными к познанию больших объемов информации, творческой и трудовой деятельности. Все это делает несостоятельными попытки считать ту или иную расу выше, совершеннее других. Такие попытки делались давно, но безуспешно. Нет никаких “совершенных рас”. Такие ошибки легли в основу расизма. Не нужно путать расы с народами. Каждый достаточно большой народ разнороден по расовому составу. На территории РФ проживает большое количество народов. Можно встретить людей, типично представляющих собой ту или иную расу: европеоидную или монголоидную. Но в большинстве случаев облик человека представляет собой смесь признаков нескольких рас или имеет какие-то “особенные” признаки в связи с образом жизни и областью обитания. В связи с этим ученые также выделяют расы более мелкого порядка, которых насчитывается очень много |
|||||||
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Фронтальная работа |
Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке: - Какие крупные расы выделяют ученые? (Евразийская, азиатско-американская, экваториальная.) - Какими признаками отличаются представители экваториальной расы? (У представителей экваториальной расы темная кожа. На голове имеются волнистые или курчавые черные волосы. Лицо может быть, как узким, так и широким, широкий приплюснутый нос, толстые губы, широко открытые карие глаза, складка верхнего века развита слабо, борода и усы растут слабо.) - Выделите причины образования разных рас. (Климатические факторы, место обитания, изоляция людей разных рас.) |
Отвечают на вопросы учителя |
Демонстрируют интерес к изучению биологии, коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями |
Устные ответы |
||
V. Рефлексия учебной деятельности |
Закрепляющая беседа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? - Какие из знаний, полученных на сегодняшнем уроке, вы могли бы применить в жизни? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
||
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Фронтальная работа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
||
Домашнее задание |
Учебник, с. 18-21. Дополнительно: подготовить сообщение по теме “Расы человека” |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Карточка 1 |
Карточка 2 |
1. Восстановите правильную последовательность: неандерталец, питекантроп, Человек умелый, синантроп, кроманьонец. 2. Какая ископаемая группа обладала самыми прогрессивными чертами по сравнению с другими этапами эволюции человека? Назовите эти черты. |
1. Запишите представителей древнейших, древних людей, людей современного типа. 2. В каком направлении шла эволюция человека? |
Ответы:
Карточка 1 |
Карточка 2 |
1. Человек умелый, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец. 2. Самыми прогрессивными чертами обладали люди современного типа - кроманьонцы. Это связано с тем, что объем их головного мозга достигал 1800 см3. Они могли изготавливать сложные орудия труда, шили себе одежду, общались с помощью речи. У них развивалось искусство |
1. Древнейшие люди: питекантроп, синантроп. Древние люди: неандертальцы. Люди современного типа: кроманьонцы. 2. Эволюция человека шла в направлении увеличения головного мозга, полного перехода к передвижению на двух конечностях, развития общественной жизни, перехода от собирательства к охоте, скотоводству и земледелию, изготовлению сложных орудий труда |
РАСЫ ЧЕЛОВЕКА
Раса |
Место обитания |
Особенности строения |
Евразийская (европеоидная) |
Европа, часть Азии, Северная Африка, Америка |
Узкое лицо, сильно выступающий нос, мягкие волосы, волнистые или прямые, светлый или смуглый цвет кожи, складка верхнего века развита слабо, губы обычно тонкие, сильно растущие борода и усы |
Азиатско-американская(монголоидная) |
Америка, Центральная и Восточная Азия |
Жесткие прямые темные волосы, уплощенное широкое лицо, уплощенный нос средней ширины, кожа с желтоватым оттенком, глаза узкие, раскосые, верхнее веко закрыто кожной складкой, сильно выступающие скулы, борода и усы растут слабо. У американских индейцев нос длинный, сильно выступающий |
Экваториальная (австралонегроидная) |
Некоторые тропические районы Старого Света |
Темная кожа, волнистые или курчавые черные волосы, лицо может быть, как узким, так и широким, широкий приплюснутый нос, толстые губы, широко открытые карие глаза, складка верхнего века развита слабо, борода и усы растут слабо |