РАСЫ ЧЕЛОВЕКА. ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЕДИНСТВО

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

РАСЫ ЧЕЛОВЕКА. ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЕДИНСТВО

Педагогическая цель

Создать условия для формирования представлений о человеческих расах, их отличительных особенностях; подвести обучающихся к выводу о том, что все расы относятся к одному виду - Человек разумный

Тип, вид урока

Комбинированный

Планируемые предметныерезультаты

Обучающийся будет знать основные этапы эволюции человека; основные черты рас человека; научится находить черты сходства и различия рас человека

Личностные результаты

Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности

Метапредметные универсальные учебные действия

(УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией, осуществлять поиск существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о биологических объектах.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, владение монологической и диалогической формами речи

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Раса, антропосоциогенез

Оборудование

Мультимедийный проектор, Интернет

Образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Расы человека. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b 1 db44/81744/?interface=pupil&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала.

Осуществляет фронтальный контроль, работу по карточкам с заданиями (см. Ресурсный материал к уроку)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают. Слушают в соответствии с целевой установкой

Вопросы учителя, карточки с заданиями

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Вводная беседа.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

На слайдах презентации демонстрирует фото людей разных рас.

- Чем отличаются люди, изображенные на данных фотографиях? (Цвет кожи, цвет волос, форма носа, разрез глаз.)

- Мы не раз слышали слова о “высшей расе” в курсе истории. На уроках географии знакомились с местами обитания разных рас. Пришло время и с позиции биологии поговорить о расах.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему:

- На основе каких признаков ученые выделили несколько человеческих рас? Расы, населяющие планету, относятся к одному виду или представлены несколькими видами?

Слушают и понимают рассказ учителя. Отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта.

Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя.

Устанавливают причинно-следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия в работе с информацией

Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.

Обращает внимание учащихся на вопросы гигиены и здоровья:

- По каким признакам отличаемся мы друг от друга? По каким признакам отличаются люди, населяющие разные государства?

Наибольшие различия наблюдаются у людей разных рас.

Раса - исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью происхождения и общностью наследственных физиологических признаков.

В настоящее время ученые выделяют 3 крупные расы: евразийская (европеоидная), азиатско-американская (монголоидная), экваториальная (австрало-негроидная).

Организует самостоятельную работу с учебным материалом.

- Используя текст учебника и дополнительную литературу, опишите расы человека.

РАСЫ ЧЕЛОВЕКА

Учащиеся, подготовившие презентации, с помощью проектора показывают слайды презентации и читают доклады. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Заполняют таблицу

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)

Раса

Место обитания

Особенности строения

Евразийская (европеоидная)



Азиатско-американская(монголоидная)



Экваториальная (австрало-негроидная)



Контролирует выполнение работы.

Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль.

- Выделите основные признаки, на основе которых ученые объединяют людей в несколько рас. (Цвет и структура волос, цвет кожи, разрез глаз, форма носа, наличие волос на лице.)

Организует коллективную проверку выполнения упражнения. Обеспечивает положительную реакцию учеников на творчество одноклассников. Подводит обучающихся к выводу о принадлежности всех рас к одному виду Человек разумный:

- На основе каких предположений и выводов можно судить о том, что все расы относятся к одному виду Человек разумный? (У них одинаковые умственные способности; одинаковое внутреннее строение тела, органов - возможна их пересадка; аналогичный генетический материал, который несет информацию о признаках; между людьми разных рас возникают браки и рождаются дети.)

- Вид Человек разумный - вид полиморфный. Другими словами - многогранный. Однако признаки, по которым люди отличаются друг от друга и на основе которых ученые делят людей на несколько рас, не являются признаками, по которым человек отличается от обезьян. У представителей всех рас имеются сложный мозг, развитая рука и речь, делающие их одинаково способными к познанию больших объемов информации, творческой и трудовой деятельности. Все это делает несостоятельными попытки считать ту или иную расу выше, совершеннее других. Такие попытки делались давно, но безуспешно. Нет никаких “совершенных рас”. Такие ошибки легли в основу расизма. Не нужно путать расы с народами. Каждый достаточно большой народ разнороден по расовому составу.

На территории РФ проживает большое количество народов. Можно встретить людей, типично представляющих собой ту или иную расу: европеоидную или монголоидную. Но в большинстве случаев облик человека представляет собой смесь признаков нескольких рас или имеет какие-то “особенные” признаки в связи с образом жизни и областью обитания. В связи с этим ученые также выделяют расы более мелкого порядка, которых насчитывается очень много

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Фронтальная работа

Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения.

Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке:

- Какие крупные расы выделяют ученые? (Евразийская, азиатско-американская, экваториальная.)

- Какими признаками отличаются представители экваториальной расы? (У представителей экваториальной расы темная кожа. На голове имеются волнистые или курчавые черные волосы. Лицо может быть, как узким, так и широким, широкий приплюснутый нос, толстые губы, широко открытые карие глаза, складка верхнего века развита слабо, борода и усы растут слабо.)

- Выделите причины образования разных рас. (Климатические факторы, место обитания, изоляция людей разных рас.)

Отвечают на вопросы учителя

Демонстрируют интерес к изучению биологии, коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями

Устные ответы

V. Рефлексия учебной деятельности

Закрепляющая беседа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

- Какие из знаний, полученных на сегодняшнем уроке, вы могли бы применить в жизни?

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Фронтальная работа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 18-21.

Дополнительно: подготовить сообщение по теме “Расы человека”

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Карточка 1

Карточка 2

1. Восстановите правильную последовательность: неандерталец, питекантроп, Человек умелый, синантроп, кроманьонец.

2. Какая ископаемая группа обладала самыми прогрессивными чертами по сравнению с другими этапами эволюции человека? Назовите эти черты.

1. Запишите представителей древнейших, древних людей, людей современного типа.

2. В каком направлении шла эволюция человека?

Ответы:

Карточка 1

Карточка 2

1. Человек умелый, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец.

2. Самыми прогрессивными чертами обладали люди современного типа - кроманьонцы. Это связано с тем, что объем их головного мозга достигал 1800 см3. Они могли изготавливать сложные орудия труда, шили себе одежду, общались с помощью речи. У них развивалось искусство

1. Древнейшие люди: питекантроп, синантроп. Древние люди: неандертальцы. Люди современного типа: кроманьонцы.

2. Эволюция человека шла в направлении увеличения головного мозга, полного перехода к передвижению на двух конечностях, развития общественной жизни, перехода от собирательства к охоте, скотоводству и земледелию, изготовлению сложных орудий труда

РАСЫ ЧЕЛОВЕКА

Раса

Место обитания

Особенности строения

Евразийская (европеоидная)

Европа, часть Азии, Северная Африка, Америка

Узкое лицо, сильно выступающий нос, мягкие волосы, волнистые или прямые, светлый или смуглый цвет кожи, складка верхнего века развита слабо, губы обычно тонкие, сильно растущие борода и усы

Азиатско-американская(монголоидная)

Америка, Центральная и Восточная Азия

Жесткие прямые темные волосы, уплощенное широкое лицо, уплощенный нос средней ширины, кожа с желтоватым оттенком, глаза узкие, раскосые, верхнее веко закрыто кожной складкой, сильно выступающие скулы, борода и усы растут слабо. У американских индейцев нос длинный, сильно выступающий

Экваториальная (австралонегроидная)

Некоторые тропические районы Старого Света

Темная кожа, волнистые или курчавые черные волосы, лицо может быть, как узким, так и широким, широкий приплюснутый нос, толстые губы, широко открытые карие глаза, складка верхнего века развита слабо, борода и усы растут слабо






Для любых предложений по сайту: [email protected]