ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ЭТАПЫ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования у обучающихся представлений о происхождении человека; способствовать ознакомлению с этапами становления человека; помочь раскрыть значение условий обитания в процессе эволюции человека |
Тип, вид урока |
Формирование новых знаний |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся будет знать биологические и социальные факторы антропогенеза, основные этапы эволюции человека; научится приводить примеры научных открытий на этапах становления наук о человеке; анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас, характеризовать основные открытия ученых на различных этапах становления наук о человеке |
Личностные результаты |
Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Антропогенез, дриопитеки, австралопитеки, неандертальцы, кроманьонцы, современный человек |
Оборудование |
Модель “Происхождение человека”, модели остатков материальной первобытной культуры человека. Изображение представителей различных рас человека |
Образовательные ресурсы |
Разработка урока по теме “Происхождение человека. Факторы и этапы антропогенеза”. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/ library/razrabotka-uroka-po-teme-proishozhdenie-cheloveka-faktory-i-etapy Презентация по теме “Происхождение человека. Этапы его становления”. - Режим доступа: http://www.myshared.ni/slide/113060/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Раздел “Эволюция человека”. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/ rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81743/?interface=pupil&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
||||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль. Проводит тестирование по теме “Место человека в системе органического мира” (см. Ресурсный материал к уроку). Контролируют правильность ответов обучающихся. - Вспомните систематическое положение человека. (Царство Животные, подцарство Многоклеточные, тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие, отряд Приматы, семейство Гоминиды, род Человек, вид Человек разумный.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ, сравнение, выбирают верный ответ из предложенных |
Вопросы учителя,тестирование |
|||
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение к формулированию темы и постановке задач урока |
Вводная беседа. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока: - История формирования представлений о происхождении человека уходит в глубокую древность. До наших дней дошли сведения о том, что у многих народов существовали мифы о сотворении человека богами. В шумерских глиняных табличках - памятниках древнейшей письменности - написано, что первые люди были слеплены богами из глины. Позднее эти мифы были заимствованы другими народами - жителями Вавилона, Египта, Греции - и нашли свое отражение в Библии. Научные же основы решения проблемы происхождения человека были заложены еще учеными античного мира. Что особенно волновало этих ученых? То же, что волнует ученых сегодня. К каким выводам они смогли прийти на основе своих наблюдений, раскопок и открытий? Обо всем этом мы постараемся узнать сегодня на уроке. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта. Осуществляют взаимоконтроль |
Вопросы учителя и устные ответы |
|||
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия в работе с информацией |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. - Изучением происхождения и эволюции человека занимается наука антропология. Сегодня мы с вами прикоснемся к загадкам становления и эволюции рода Человек. В 1735 году в работе “Система природы” Карл Линней впервые дал научное описание вида Человек разумный. Хотя Линней и поместил человека в отряд Приматы, он считал, что человек был создан Творцом (то есть Богом). Первым, кто установил родство человека с человекообразными обезьянами, был Жан Баттист Ламарк. В своей антропогенной гипотезе Ламарк высказал предположение о том, что предком человека является шимпанзе. В пользу своей теории Ламарк не смог привести убедительные доказательства, поэтому его гипотеза не была принята научным миром. Антропогенез - это процесс формирования анатомического типа человека, развития его трудовой деятельности, речи, общественных отношений. Убедительные доказательства и научно сформированную теорию происхождения человека смог описать в своей книге “Происхождение человека” великий ученый-эволюционист. Я думаю, что вы без затруднений сможете назвать его имя. (Чарлз Дарвин.) - Именно Ч. Дарвин высказал мысль о том, что человек имеет общих далеких предков с современными человекообразными обезьянами. Какие анатомические доказательства он смог привести в пользу своей теории? (Пятипалая конечность, большой палец противопоставлен остальным, плоские ногти. Сходство во внутреннем строении органов, наличие мимической мускулатуры.) - Кроме этого, Дарвин показал, что многие эмоции человек и животные выражают сходным образом. Конечно же, в свое время теория Дарвина вызвала большой резонанс. Научные споры велись десятилетиями и ведутся до сих пор. У теории Дарвина было и есть много противников, но не меньше и сторонников. Самое главное - Дарвин положил начало развитию научных взглядов на вопрос о происхождении человека. Ученым было сложно выявить точные данные об этапах эволюции человека. Точное установление степени родства возможно только благодаря анализу молекул ДНК, которые в останках костей ископаемых форм не сохранились. Анализируя формы жизни, местообитания предков человека и его ближайших родственников, ученые приходили к определенным выводам и относили те или иные ископаемые останки к разным эволюционным линиям. На сегодняшний день еще не удалось точно восстановить ход эволюции человека. Но частично проследить, что же происходило с предками человека, как изменялся их облик, строение, можно на основе того, что на сегодняшний день уже известно ученым. Предлагаю вам проследить этапы становления человека. Для этого заполните таблицу |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Читают текст учебника. Формулируют ответы на основе прочитанного текста, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию. Применяют умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
|||
Работа по таблице “Этапы эволюции человека” |
Учитель организует работу обучающихся с учебником, ЭОР, дополнительной литературой. Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку выполнения упражнения, (см. Ресурсный материал к уроку). ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА |
Заполняют таблицу. Работают по учебнику |
Выполняют задания в соответствии с поставленной целью. Используют различные приемы работы с информацией. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно- следственные связи |
|||||
Ископаемая группа |
Примерное время существования, место обитания |
Особенности строения и жизнедеятельности |
||||||
- На эволюцию человека, как и на эволюцию всего живого, влияли биологические факторы. К таким факторам относятся климатические условия, тип пищи, необходимость приспосабливаться к окружающим условиями среды. Но современный человек является не только биологическим существом, но и существом социальным. Существование в окружении других людей способствовало формированию у человека членораздельной речи, а затем и письма. Это позволило людям общаться и передавать накопленный опыт друг другу и из поколения в поколение. Трудовая деятельность повлияла также на эволюционный процесс и формирование современного человека. Человек научился не только использовать простейшие орудия труда, но и изготавливать их |
||||||||
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Фронтальный опрос |
Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. - Какие общие черты можно выявить у человека и человекообразных обезьян? (Пятипалая конечность, большой палец противопоставлен остальным, плоские ногти. Сходство во внутреннем строении органов, наличие мимической мускулатуры, сходное строение белков.) - Какие этапы становления можно выделить в эволюции человека? (Питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец.) - Что указывает на более высокий уровень организации кроманьонцев по сравнению с древними людьми? (Больший объем головного мозга, имели высокий свод черепа, изготавливали сложные орудия труда, приручат и разводили животных.) |
Отвечают на поставленные вопросы, закрепляют изученный материал |
Осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений |
Вопросы учителя |
|||
V. Рефлексия учебной деятельности |
Закрепляющая беседа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Владеют межличностной коммуникацией, ведут диалог и участвуют в дискуссии |
Устные ответы |
|||
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Фронтальная работа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
|||
Домашнее задание |
Учебник, с. 12-17, устно ответить на вопросы 3-6. Дополнительно: создать презентацию по теме “Расы человека” |
Записывают задание. Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Работают с программой Power Point; осуществляют поиск и отбор источников необходимой информации |
Наблюдение |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Тест по теме “Место человека в системе органического мира”
Вариант I |
Вариант II |
При выполнении заданий из четырех предложенных вариантов выберите один верный. 1. В отличие от млекопитающих животных у человека развиты(-о): 1) абстрактное мышление; 2) спинной мозг, органы чувств; 3) забота о потомстве; 4) большие полушария головного мозга. 2. У человека как представителя класса Млекопитающие имее(ю)тся: 1) S-образный позвоночник; 2) сросшиеся кости таза; 3) хорошо развитые кости пальцев рук; 4) сальные и млечные железы. 3. Человек, в отличие от других представителей позвоночных животных: 1) не имеет пяти отделов головного мозга; 2) имеет хорошо развитые органы чувств, особенно орган зрения; 3) создает и использует сложные орудия труда; 4) не имеет хорды в эмбриональном развитии. 4. Органы, доказывающие происхождение человека от животных, - это: 1) рудименты; 2) атавизмы; 3) кости таза и кисти; 4) рудименты и атавизмы. 5. Количество шейных позвонков человека, как и у всех млекопитающих, составляет: 1) 10; 2) 7; 3) 12; 4) 5. 6. Биохимический анализ крови и анализ молекул ДНК человека и животных показали родство человека: 1) и парнокопытных; 2) приматов; 3) сумчатых; 4) хордовых |
При выполнении заданий из четырех предложенных вариантов выберите один верный. 1. Рудиментами человека являются: 1) хвостовые позвонки; 2) наружное ухо; 3) диафрагма; 4) тазовые кости. 2. Выберите признак, по которому систематик смог бы отнести человека к классу Млекопитающие. 1) Легочное дыхание; 2) два круга кровообращения; 3) головной мозг, состоящий из пяти отделов; 4) разделение зубов на резцы, клыки и коренные. 3. У человека, в отличие от других представителей класса Млекопитающие, в процессе эволюции сформировались навыки: 1) передачи сигналов с помощью жестов; 2) восприятия сигналов, исходящих из внешней среды; 3) добычи и использования огня; 4) взаимодействия в группе. 4. На основе каких фактов подтверждается родство человека и животных? 1) Общий план строения; 2) прямохождение; 3) особенности размножения и кормление молоком; 4) сходство эмоций. 5. Основным признаком человека как представителя млекопитающих является: 1) разделение нервной системы на спинной и головной мозг; 2) четырехкамерное сердце; 3) наличие млечных желез и вскармливание детенышей молоком; 4) постоянная температура тела. 6. В отличие от млекопитающих животных у человека развиты(-о): 1) речь, сознание; 2) спинной мозг, органы чувств; 3) забота о потомстве; 4) спинной мозг |
Ответы к таблице:
ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Ископаемая группа |
Примерное время существования, место обитания |
Особенности строения и жизнедеятельности |
Дриопитеки |
12-9 млн лет назад, в Восточной Африке и Евразии |
Из ископаемых останков мало что сохранилось. Дали начало двум линиям - понгидам и гоминидам |
Рамапитеки |
От 12,5 до 8,5 млн лет назад, на территории современной Индии, Восточной Европы, Восточной Африки |
Между резцами и коренными зубами появились клыки; питались семенами, листьями, стеблями растений |
Австралопитек |
От 5,5 до 1 млн лет назад. Южная и восточная Азия и Африка |
Рост 120-140 см, объем мозга 500-600 см3. Ходили на двух ногах, жили среди скал |
Человек умелый |
От 5,5 до 1 млн лет назад |
Объем мозга 550-1100 см3. Стопа имела свод, большой палец ноги был противопоставлен остальным. Держал и использовал орудия труда |
Древнейшие люди (ученые объединяют всех под одним видом - Человек прямоходящий): 1) питекантроп; 2) синантроп |
От 1млн до 400 тыс. лет назад; Африка, о. Ява, Китай |
Рост 150-160 см, объем мозга 900-1200 см3, низкий лоб, надбровные дуги, нет подбородочного выступа. Жили стадами в пещерах, охотились, пользовались огнем. Изготавливали орудия труда из камня, кости, использовали палки. Появились зачатки абстрактного мышления и речи |
Древние люди: 1) неандертальцы |
300-400 тыс. лет назад; Европа, Африка, Средняя Азия |
Рост до 170 см, объем мозга до 1600 см3; подбородочный выступ слабо развит; добывали и поддерживали огонь; одевались в шкуры животных. В общении использовали жесты и примитивную речь. Жили группами по 15-20 человек, в которых существовало разделение труда |
Современные люди: 1) кроманьонцы |
Появились примерно 30-40 тыс. лет назад, обитали повсеместно |
Рост достигал 180 см, объем мозга - 1800 см3. Лоб высокий, нет надбровных дуг, есть подбородочный выступ. Жили родовым обществом, строили жилье, шили одежду из шкур. При общении использовали речь. Приручали животных. Изготавливали орудия труда из камня и дерева. Занимались земледелием. Развивалось искусство |
Ответы к тесту по теме “Место человека в системе органического мира”.
Вариант I. 1 - 1; 2 - 4; 3 - 3; 4 - 4; 5 - 2; 6 - 2.
Вариант II. 1 - 1; 2 - 4; 3 - 3; 4 - 1; 5 - 3; 6 - 1.