Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год
Организм и среда. Среда обитания.Экологические факторы - Экология и развитие растительного мира
Цели
• Расширить и углубить экологические знания о среде и факторах, воздействующих на растения.
• Сформировать представление об экологии и о группах экологических факторов.
• Познакомить учащихся с приспособленностью растений к выживанию в разных условиях.
Средства обучения: таблицы, картины, фотографии, характеризующие многообразие сред обитания и проявления экологических факторов; таблицы и схемы с температурными показателями, длиной светового дня и пр.; научно-популярная литература по экологии.
Опорные точки
• Жизнь организма в определенной среде; наука экология.
• Факторы неживой природы.
• Факторы живой природы.
• Воздействие человека на природу.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Беседа о неразрывной связи растительных организмов с окружающей средой, о воздействии на них компонентов среды — разнообразных экологических факторов.
2. Рассказ о роли света и воды в жизни растений с напоминанием о сущности фотосинтеза.
3. Изучение школьниками информации о значении температуры для роста и развития растений (ч. 2, с. 101).
4. Рассказ о воздействии на организм других организмов как проявлении факторов живой природы.
5. Итоговая беседа о воздействии на растения всех экологических факторов, с выделением особой роли влияния человека на живую природу.
II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала
1. Что собой представляет среда обитания какого-либо растения (например, березы за вашим окном или подорожника около тротуара)?
2. Назовите какой-либо экологический фактор неживой природы и охарактеризуйте его влияние на растение.
3. Какое воздействие на рост и развитие растений оказывает температура окружающей среды? Можно ли утверждать, что только высокие температурные показатели ускоряют рост растений? Обоснуйте свой ответ.
4. Почему понятия “свет” и “фотосинтез” неразделимы?
5. Каким образом растения “достают” себе воду?
6. Приведите примеры положительного и отрицательного воздействия живых организмов как важных экологических факторов?
7. Почему человек должен стать первым защитником живой природы?
8. Прокомментируйте рисунок 281 на с. 103. Приведите еще примеры негативного воздействия людей на природу.
III. Домашнее задание
1. Изучите § 54.
2. Ответьте на вопросы и выполните задания на с. 103.
3. Прочитайте пункт 6 на с. 135 — 136 и подготовьте сообщение “Взаимовыгодные отношения растений”.