Биология 7 класс - Методическое пособие - 2017 год
Общая характеристика водорослей - Царство Растения - Многообразие живых организмов
Цели
• Познакомить учащихся с миром водорослей и средой их обитания.
• Сформировать понятие об особенностях строения, жизнедеятельности и размножения водорослей.
• Заинтересовать школьников условиями выживания водорослей в экстремальных условиях.
Средства обучения: таблицы “Одноклеточная водоросль хламидомонада” и “Многоклеточная водоросль улотрикс”; живые
растения хламидомонады, хлореллы или улотрикса в стаканах с водой; медицинские препараты — биодобавки, в состав которых входят водоросли; оборудование для лабораторной работы “Одноклеточные зеленые водоросли”.
Опорные точки
• Самые древние растения на Земле — водоросли.
• Многообразие водорослей и принципы их классификации.
• Среда обитания водорослей.
• Строение водорослей как представителей растений.
• Половое и бесполое размножение водорослей.
Методические рекомендации
I. Изучение нового материала
1. Рассказ о среде обитания водорослей, их древнейшем происхождении и разнообразии в связи с особенностями питания.
2. Беседа-характеристика об обязательных условиях, необходимых для жизнедеятельности водорослей.
3. Самостоятельное изучение школьниками материала учебника о строении водрослей (ч. 1, с. 77 — 78), выполнение лабораторной работы (ч. 1, с. 131).
4. Рассказ о размножении водорослей: вегетативном и в результате слияния двух специализированных клеток — гамет.
5. Итоговая беседа об одноклеточных водорослях как самых первых, примитивных растениях на Земле.
II. Вопросы и задания для закрепления изученного материала
1. Где еще, кроме водной среды, обитают водоросли?
2. Какая окраска у одноклеточных водорослей и какое значение это имеет для их жизнедеятельности?
3. Какое строение имеют водоросли, занимающие промежуточное положение между одно- и многоклеточными?
4. Какая форма размножения водорослей распространена очень широко и почему? Обоснуйте свой ответ с эволюционных позиций.
5. Сравните строение клеток водоросли и растительной, выявите сходство и определите их различие. Сделайте вывод о времени появления водорослей на Земле.
III. Домашнее задание
1. Изучите § 17.
2. Ответьте на вопросы и выполните задания на с. 78 — 79.
3. Выполните задание 3 на с. 136.