ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова - 2018 год
Обобщение и систематизация знаний по теме Беспозвоночные животные - ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
Тип урока: урок развивающего контроля.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; р.— самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; находить и выделять необходимую информацию; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; п. — устанавливать причинно- следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; работать с различными источниками информации; обобщать и систематизировать знания, делать выводы; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии; осознавать истинные причины успехов и неудач в учебной деятельности; понимать необходимость повторения для закрепления знаний.
Планируемые результаты: самостоятельно применять, обобщать и систематизировать полученные знания; объяснять значение изученных понятий; работать с натуральными объектами, рисунками, фотографиями, коллекциями; устанавливать взаимосвязи строения и функций органов и систем органов животных; характеризовать изученные органы животных; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления; оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
Оборудование: учебник, магнитная или интерактивная доска, иллюстрации и таблицы по теме “Беспозвоночные животные”.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, выставляет отметки за доклады по теме “Тип Членистоногие”.)
II. Работа по теме урока
Тип Кишечнополостные
1. Тип Кишечнополостные насчитывает:
1) 1 тыс. видов 3) около 9 тыс. видов
2) более 15 тыс. видов 4) 100 тыс. видов
2. Кишечнополостные живут:
1) только в морях с высокой соленостью воды
2) только в морях с низкой соленостью воды
3) озерах, прудах и болотах
4) различных морях и пресных водоемах
3. К типу Кишечнополостные относятся:
1) медузы 3) слизни
2) пескожилы 4) дождевые черви
4. Наиболее простое строение из кишечнополостных имеют:
1) гидроидные полипы
2) сцифоидные медузы
3) одиночные коралловые полипы
4) колониальные коралловые полипы
5. Актинии передвигаются благодаря:
1) согласованному сокращению и расслаблению щупалец
2) медленным сокращениям и расслаблениям участков подошвы
3) изгибанию тела, прикреплению щупальцами и подтягиванию подошвы
4) способности делать “колесо”
6. С помощью стрекательных клеток пресноводные гидры дафний и циклопов:
1) парализуют 3) убивают
2) отпугивают 4) привлекают
7. Нервные клетки у гидры, образующие нервную сеть, располагаются:
1) в наружном слое клеток тела
2) между кожно-мускульными клетками
3) во внутреннем слое клеток тела
4) под кожно-мускульными клетками
8. Одним из доказательств происхождения предков кишечнополостных от древних колониальных простейших служит наличие у современных представителей типа:
1) клеток со жгутиками и ложноножками
2) щупалец и подошвы
3) наружного и внутреннего слоев клеток
4) нервных клеток звездчатой формы
9. К кишечнополостным, проходящим в индивидуальном развитии кратковременную стадию полипа, относятся:
1) актинии
2) колониальные коралловые полипы
3) пресноводные гидры
4) аурелии (ушастые медузы)
10. О древнем происхождении кишечнополостных свидетельствует:
1) наличие на теле щупалец
2) отсутствие анального отверстия
3) стадия полипа в их развитии
4) небольшое разнообразие клеток, образующих их тело
11. Отметьте правильную последовательность этапов рефлексов у кишечнополостных:
1) действия раздражителя —” возбуждение и его распространение по нервной сети —” ответная реакция организма
2) возбуждение —” восприятие раздражителя —” ответная реакция организма
3) ответная реакция организма —” передача возбуждения по нервной сети ко всем клеткам тела —” восприятие раздражителя
12. Отметьте верные утверждения.
1) Большинство кишечнополостных обитает в реках и озерах. (Неверно.)
2) Пресноводные гидры живут в пресных и солоноватых водоемах. (Верно.)
3) Среди морских кишечнополостных имеются организмы как малоподвижные (ведущие сидячий образ жизни), так и хорошо плавающие. (Верно.)
4) Медузы плавают в толще воды с помощью щупалец, расположенных по краям зонтика. (Неверно.)
5) Среди кишечнополостных имеются как одиночные, так и колониальные животные. (Верно.)
6) Все кишечнополостные — хищники. (Верно.)
7) Тело медузы состоит из наружного и внутреннего слоев клеток, между которыми находится сильно развитый неклеточный слой. (Верно.)
8) Стрекательные клетки имеются только у кишечнополостных, ведущих сидячий образ жизни. (Неверно.)
9) Стрекательные клетки расположены по всему телу кишечнополостных, но основное количество приходится на щупальца. (Верно.)
10) Пищеварение у кишечнополостных внутриполостное и внутриклеточное. (Верно.)
11) У многих морских кишечнополостных кишечная полость имеет ротовое и заднепроходное отверстия. (Неверно.)
12) Нервная система у медуз состоит из нервных узлов. (Неверно.)
13) Кишечнополостные, имеющие форму полипа, могут размножаться почкованием. (Верно.)
14) Среди пресноводных гидр имеются как однополые, так и раздельнополые животные. (Верно.)
15) Половые клетки у колониальных коралловых полипов не образуются. (Неверно.)
Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви
1. Симметрия тела, присущая плоским червям:
1) радиальная
2) двусторонняя
3) отклонение от симметрии
4) и двусторонняя и радиальная
2. Пищеварительная система, состоящая из рта, глотки и кишечника, характерна:
1) только для плоских червей
2) только для круглых червей
3) для плоских и круглых червей
4) для кольчатых червей
3. Гермафродитами являются:
1) плоские черви 3) плоские и круглые черви
2) круглые черви 4) кольчатые черви
4. Паренхима образуется из:
1) мезодермы 3) энтодермы
2) эктодермы 4) эпителия
5. Вторичная полость тела есть у:
1) плоских червей
2) круглых червей
3) плоских и круглых червей
4) кольчатых червей
6. В состав кожно-мускульного мешка входят:
1) кожные клетки 3) мышцы в три слоя
2) паренхима 4) мышцы в два слоя
7. Паразитами являются:
1) белая планария 3) многоглазка
2) аскарида 4) печеночный сосальщик
8. Ресничные черви обитают в:
1) организме хозяина
2) морях, пресных водах и тропических лесах
3) только в соленых морях
4) только в пресных водах
9. Пищеварительная система отсутствует у:
1) ресничных червей 3) сосальщиков
2) ленточных червей 4) кольчатых червей
10. Органы прикрепления к телу хозяина характерны для:
1) планарии 3) свиного цепня
2) печеночного сосальщика 4) аскариды
11. У плоских червей оплодотворение:
1) внешнее
2) внутреннее
3) перекрестное
Тип Моллюски
1. Допишите предложения.
1) Раковина улиток имеет вершину и... (устье).
2) По водным растениям прудовик передвигается с помощью ... (мускулистой ноги).
3) Большой прудовик дышит с помощью... (легкого).
4) Туловище головоногих моллюсков со всех сторон одето... (мантией).
5) По типу питания беззубок и перловицу называют... (фильтраторами).
6) Створки раковины беззубка закрывает, сокращая... (мускулы).
7) Ток воды с пищевыми частицами поступает в раковину беззубки через... (вводной сифон).
8) Продукты обмена и непереваренные остатки пищи выводятся у беззубки через... (выводной сифон).
9) Беззубки и перловицы дышат с помощью... (жабр).
10) Органом выделения моллюскам служит... (почка).
11) Нервная система моллюсков представлена отдельными скоплениями... (нервных узлов).
12) Кровеносная система моллюсков состоит из кровеносных сосудов и... (сердца).
13) У головоногих моллюсков из органов чувств наиболее развиты... (глаза).
14) Беззубки в водоемах расселяются на стадии... (личинок).
2. Решите биологические задачи.
1) Какие органы чувств участвуют в обеспечении изменения окраски тела осьминога в зависимости от цвета грунта и воды?
2) В теле гигантской тридакны есть небольшие бугорки из совершенно прозрачных клеток, собирающих и проводящих свет в глубину тканей животного. Под этими бугорками и в желудке тридакны встречаются зооксантеллы — микроскопические зеленые водоросли. Какое значение имеет сожительство зооксантелл и тридакны?
3) В Голландии и Англии, употребляющих в год на душу населения до 12 кг съедобных двустворчатых моллюсков, прекратили вылавливать для этих целей мидий и устриц, обитающих на мелководье у берегов. Из прежде съедобных эти моллюски стали ядовитыми. Объясните, почему и как это произошло.
4) Некоторые виды растительноядных улиток, обитающих в засушливых степях и полупустынях, впадают в летнюю спячку. Моллюски прикрепляются устьем раковины к стеблям растений или предметам, заклеивая вход в раковину пленкой из застывшей слизи с известью. Какое значение имеет такое сезонное поведение улиток?
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные
1. Предками членистоногих являются:
1) моллюски
2) круглые черви
2. Тело ракообразных покрывает:
1) кожа
2) кутикула
3. Части тела рака:
1) голова и грудь
2) хвост
4. У рака ходильных ног:
1) 4 пары
2) 5 пар
5. Форма сердца у рака:
1) трубочка
2) кольцо
6. Способ размножения у раков:
1) почкование
2) откладка яиц
7. Потомство рака развивается:
1) внутри организма матери
2) на брюшных ногах матери
3) на травинках
4) на теле рыбы
8. Клешни рака - это:
1) вторая пара ходильных ног
2) первая пара ходильных ног
3) ногочелюсти
4) видоизмененные усики
9. К десятиногим ракам относят:
1) мокрицу
2) дафнию
3) циклопа
4) дальневосточную креветку
10. Жабры речного рака расположены у основания:
1) брюшных ножек 3) усиков
2) грудных ног 4) хвоста
11. Ракообразное, ведущее наземный образ жизни:
1) мокрица 3) лангуст
2) циклоп 4) дафния
Тип Членистоногие. Класс Насекомые
1. Насекомое, относящееся к отряду прямокрылые:
1) цикада 3) стрекоза
2) кузнечик 4) комары
2. Развитие с полным превращением характерно для:
1) саранчи 3) бабочек
2) стрекоз 4) тли
3. Слепню необходимо цветное зрение для:
1) художественного восприятия мира
2) лучшего нахождения воды и пищи
3) улавливания солнечного цвета
4) подманивания самок
4. К отряду Чешуекрылые относятся:
1) мухи 3) бабочки
2) майские жуки 4) пчелы
5. Соком растений питаются:
1) стрекозы 3) наездники
2) цикады 4) личинки комаров
6. Бескрылое насекомое:
1) медведка 3) хрущ
2) постельный клоп 4) тля
7. Самая многочисленная группа членистоногих:
1) брюхоногие 3) насекомые
2) паукообразные 4) ракообразные
8. Отметьте верные утверждения.
1) К насекомым относятся все трахейнодышащие членистоногие, имеющие по 3 пары ног. (Верно.)
2) У всех насекомых тело состоит из головы, груди и брюшка. (Верно.)
3) У всех летающих насекомых имеется по 2 пары крыльев. (Неверно.)
4) Насекомые едят все, что содержит органические вещества, некоторые из них — даже шерсть и древесину. (Верно.)
5) Усики насекомых — органы обоняния и осязания. (Верно.)
6) У насекомых, живущих в воде, развито жаберное дыхание. (Неверно.)
7) Органы выделения насекомых — мальпигиевы сосуды. (Верно.)
8) Все насекомые, развивающиеся из яиц, проходят стадию личинки и стадию куколки. (Неверно.)
9) Самку от самца у насекомых по внешнему виду отличить нельзя. (Неверно.)
10) Насекомые, за редким исключением, раздельнополые. (Верно.)
11) У жуков ротовые органы грызущие, а у комаров — колюще-сосущие. (Верно.)
12) Развитие насекомых, имеющих по две пары крыльев, происходит с полным превращением. (Неверно.)
Признаки Членистоногих
1. Тело членистоногих состоит из:
1) головогруди и брюшка
2) головогруди и туловища
3) головогруди и хвоста
4) головы, груди и брюшка или головогруди и брюшка
2. Глаза у членистоногих:
1) простые
2) сложные
3) простые у всех ракообразных, сложные у паукообразных
4) сложные у ракообразных, простые у паукообразных
3. Кровеносная система членистоногих:
1) замкнутая с циркулирующей кровью
2) незамкнутая с циркулирующей гемолимфой
3) замкнутая с циркулирующей гемолимфой
4) незамкнутая с циркулирующей кровью
4. Кровеносная система имеется:
1) у всех членистоногих
2) только у крупных членистоногих, таких как раки, пауки, жуки
3) только у ракообразных и насекомых
4) только у насекомых и паукообразных
5. Органы выделения у членистоногих представлены:
1) почками
2) зелеными железами
3) мальпигиевыми сосудами
4) мальпигиевыми сосудами, зелеными железами и железами, открывающимися у основания ног или челюстей
6. Усики имеются только у:
1) паукообразных
2) насекомых
3) ракообразных
4) ракообразных и насекомых
7. Нервная система у членистоногих состоит из:
1) нервных клеток, образующих нервную сеть
2) нервных узлов, образующих спинную нервную цепочку
3) надглоточного и подглоточного нервных узлов, окологлоточного кольца и узлов брюшной цепочки
4) головного мозга и отходящих от него нервов
Контрольный тест “Многоклеточные беспозвоночные животные”
1. Впервые нервные клетки появляются у:
1) губок 3) простейших
2) кишечнополостных 4) червей
2. Регенерация — способность животного:
1) размножаться
2) восстанавливать поврежденные или утраченные части тела
3) к почкованию
4) отвечать на воздействие окружающей среды
3. Прикрепленный образ жизни ведут:
1) медузы 3) брюхоногие моллюски
2) гидры 4) губки
4. К паукообразным относится:
1) майский жук 3) циклоп
2) дафния 4) клещ таежный
5. К ракообразным относится:
1) дафния 3) тарантул
2) клещ таежный 4) паук-краб
6. К насекомым относится:
1) клещ таежный 3) богомол
2) скорпион 4) фаланга
7. Наличие минеральных игл в теле характерно для:
1) губок 3) кишечнополостных
2) иглокожих 4) плоских червей
8. Белая планария относится к:
1) плоским червям 3) круглым червям
2) кольчатым червям 4) кишечнополостным
9. Хитиновый покров отсутствует у:
1) таежного клеща 3) рыжего таракана
2) морской звезды 4) рака-отшельника
10. Тело разделено на сегменты у:
1) морского ежа 3) медузы
2) гидры 4) дождевого червя
11. Паразитический образ жизни ведет:
1) нереида 3) бычий цепень
2) серпула 4) белая планария
12. При биологическом методе борьбы с вредителями сада и огорода используется:
1) клоп-черепашка 3) жук-плавунец
2) колорадский жук 4) белянковый наездник
13. Соотнесите класс животных и его представителей.
1 |
Ракообразные |
А, В, И |
2 |
Паукообразные |
Г, Е, 3 |
3 |
Насекомые |
Б, Д, Ж |
A) щитень Е) клещ иксодовый
Б) сверчок полевой Ж) саранча
B) мокрица З) паук-волк
Г) сенокосец И) краб
Д) клоп-черепашка
14. Соотнесите отряд насекомых и его представителей.
1 |
Жесткокрылые |
В, 3 |
2 |
Чешуекрылые |
Г, Е |
3 |
Полужесткокрылые |
Б, Д |
4 |
Двукрылые |
А, Ж |
A) комар-пискун Д) клоп-солдатик
Б) тля Е) махаон
B) скарабей Ж) бычий слепень
Г) павлиний глаз З) капустная белянка
15. Соотнесите тип червей и его представителей.
1 |
Плоские черви |
Б, Д, И |
2 |
Круглые черви |
А, Е, 3 |
3 |
Кольчатые черви |
В, Г, Ж |
A) аскарида человеческая Е) острица
Б) печеночный сосальщик Ж) дождевой червяк
B) нереис З) нематоды
Г) пескожил И) бычий цепень
Д) белая планария
16. Соотнесите тип животного и его представителей.
1 |
Свободноживущие |
В, Г, Д |
2 |
Паразитические |
А, Б, Е |
A) бычий цепень Г) ложноконская пиявка
Б) печеночный сосальщик Д) дождевой червь
B) планария Е) сибирская двуустка
III. Рефлексивно-оценочный этап
Надеюсь, вы успешно справились с заданиями. На следующем уроке мы начнем изучать животных, у которых появляется скелет. Такие животные относятся к типу Хордовые.