Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год
Строение и функции головного мозга (продолговатый и задний мозг) - НЕРВНАЯ СИСТЕМА - 9 класс
Цели урока:
обучающая: изучить строение и функции продолговатого мозга, моста и мозжечка; сформировать навыки проведения простейшего опыта по выявлению функций продолговатого мозга и мозжечка;
развивающая: развивать умение использовать различные источники для получения знаний; сравнивать и обобщать знания;
воспитательная: создавать условия для формирования негативного отношения к употреблению алкоголя; навыков здорового образа жизни.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: практический, частично-поисковый.
Опорные термины, понятия: продолговатый мозг, задний мозг мост, мозжечок.
Материалы и оборудование: таблицы по анатомии, физиологии и гигиене, модель и муляжи головного мозга, электронное средство обучения “Человек и его здоровье”.
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
— характеризовать роль головного мозга в жизнедеятельности организма, строение и функции продолговатого и заднего мозга человека;
— распознавать мост и мозжечок заднего мозга.
- Проверка домашнего задания
Ø Деятельность учителя
Объясняет задание 1 (для всех).
Даны структурные компоненты спинного мозга: 1 — белое вещество; 2 — серое вещество; 3 — задние корешки нервов; 4 — передние корешки нервов. Отнесите к ним перечисленные ниже структуры и функции.
А — чувствительные нейроны, Б — проводящие пути; В — двигательные нейроны, Г — тела нейронов; Д — контакт чувствительных и двигательных нейронов; Е — передача импульса к мышцам; Ж — передача импульса от рецептора в мозг; 3 — передача импульса “вверх” и “вниз”; И — проводниковая функция; К — рефлекторная функция.
Объясняет задание 2 (для тех, кто выполнил раньше всех предыдущее задание).
Прочитайте перечень частей нервной системы. А — двигательные нейроны; Б — чувствительные нейроны; В — передний корешок спинномозгового нерва; Г — задний корешок спинномозгового нерва; Д — спинной мозг.
Определите и запишите в виде кода, при поражении каких нейронов и частей нервной системы человека возникают следующие нарушения движения: 1) нога двигается, но не чувствует боли; 2) нога не двигается, но чувствует раздражение, боль; 3) нога лишилась чувствительности и парализована; 4) потеря чувствительности и полный паралич тела ниже поясницы.
Ø Деятельность учащихся
Выполняют задания.
Предполагаемые правильные ответы к заданию 1: 1) Б, 3, И; 2) Г, Д, К; 3) А, Ж, И; 4) В, Е, И.
Предполагаемые правильные ответы к заданию 2: 1) Б, Г; 2) А, В; 3) А, Б, В, Г; 4) Д.
- Организационный момент
Ø Деятельность учителя
Сообщает цели и задачи урока. Знакомит с основными вопросами, которые будут решаться на уроке.
III. Изучение нового материала
Ø Деятельность учителя
Рассматривает с учащимися следующие вопросы: сравнительный анализ муляжей головного мозга хордовых животных, нахождение сходства и различий в строении головного мозга разных классов животных. Выясняет роль головного мозга в жизнедеятельности организма.
Дает задания:
— прочитать материал “Головной мозг” § 10 учебного пособия;
— определить, где расположен головной мозг, каковы его отделы;
— найти отделы головного мозга на модели и таблицах, на рисунке электронного средства.
Рассказывает об особенностях строения продолговатого мозга (местоположение, размеры, распределение серого и белого вещества).
Ø Деятельность учащихся
Вспоминают все, что помнят, об особенностях строения головного мозга у животных разных классов. Записывают названия отделов головного мозга в рабочих тетрадях.
Ø Деятельность учителя
Дает задание: выявить в ходе экспериментальной работы некоторые функции продолговатого мозга.
Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете? (Убеждаются, что при отсутствии раздражителя сделать глотательное движение невозможно.)
Опыт 2. Сделайте два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха, понаблюдайте за своим состоянием. (Убеждаются, что следующий вдох непроизвольно задерживается.) Делает заключение: “В ходе эксперимента мы выяснили, какие жизненно важные функции осуществляет продолговатый мозг. Однако это только некоторые из них”.
Ø Деятельность учащихся
Проделывают предложенные опыты.
Ø Деятельность учителя
Предлагает прочитать материал “Продолговатый мозг” (§ 10 учебного пособия), текст электронного средства, выяснить функции продолговатого мозга.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в рабочих тетрадях формулировки новых понятий: ядра, центры.
Ø Деятельность учителя
Предлагает поработать с рисунком 12 (§ 10 учебного пособия). Просит определить, что входит в понятие “задний мозг”, и найти мост и мозжечок на рисунке электронного средства и модели головного мозга.
Ø Деятельность учащихся
Записывают в тетрадях: “Задний мозг состоит из моста и мозжечка”.
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся распределиться по парам и изучить строение и функции моста и мозжечка.
Ø Деятельность учащихся
Работают в парах. Один учащийся изучает строение и функции моста, второй — мозжечка, затем идет взаимное обучение в паре.
Ø Деятельность учителя
Дает задание: выявить в ходе экспериментальной работы некоторые функций мозжечка.
Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сожмите в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли вам это?
Опыт 2. Работу проводите в парах. Один (испытуемый) сгибает руку в локте. Другой (экспериментатор) захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает руку. Что происходит с рукой?
Ø Деятельность учащихся
Под руководством учителя проделывают эксперимент.
Ø Деятельность учителя
Задает вопросы. При осуществлении пальценосовой пробы участвуют около 30 мышц, последовательно сгибаясь и разгибаясь, однако движение идет плавно, почему? Из уроков физики вам известно, что неожиданно отпущенная рука в силу инерции должна была ударить в плечо, почему этого не произошло?
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы.
Предполагаемый правильный ответ: Мозжечок управляет точными согласованными движениями и сохранением равновесия.
Ø Деятельность учителя
Рассказывает о влиянии алкоголя на мозжечок.
Ø Деятельность учащихся
Слушают рассказ учителя.
- Закрепление изученного материала
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся заполнить таблицу и сравнить отделы по строению и функциям.
Отделы головного мозга |
Строение |
Функции |
Продолговатый |
||
Мост |
||
Мозжечок |
Ø Деятельность учащихся
Заполняют таблицу.
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся ответить на вопросы:
- В чем вы увидели сходство в строении всех отделов?
- Чем отличается строение мозжечка от строения продолговатого мозга и моста?
- Какая функция отсутствует у мозжечка, но есть у продолговатого мозга и моста?
- Какую общую функцию выполняют спинной и продолговатый мозг?
- Почему маленьким детям нельзя давать для игры мелкие предметы?
- У больного, страдающего гипертонией, нарушилась координация движений. При этом его умственные способности не пострадали. Нарушение функций какого отдела головного мозга привело к такому результату?
- Почему нетрезвые водители часто являются причиной ДТП?
- У ребенка высокая температура и кашель, сопровождающийся рвотой. Родители обратились к врачу с подозрением на пищевое направление. А после обследования больного врач диагностировал респираторное заболевание. Почему сильный кашель у ребенка часто сопровождается рвотой?
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы.
Предполагаемые правильные ответы:
- Имеется серое и белое вещество.
- У мозжечка есть полушария и червь, полушария покрыты корой.
- В отличие от мозжечка у продолговатого мозга и моста есть проводниковая функция.
- Рефлекторную.
- Дети могут проглотить мелкие предметы, так как глотание является безусловным рефлексом и его центры расположены в продолговатом мозге.
- Мозжечка.
- Алкоголь в первую очередь действует на мозжечок, при этом утрачивается плавность и координация движений.
- Центры кашля и рвоты расположены в продолговатом мозге близко друг к другу.
- Рефлексия
Ø Деятельность учителя
Предлагает учащимся подумать и ответить на вопросы:
— Что я узнал сегодня на уроке о своем организме?
— Как эти знания могут помочь мне сберечь собственное здоровье?
— Употребление алкоголя даже в малых дозах опасно, так как ...
— Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
Ø Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы.
- Домашнее задание
Ø Деятельность учителя
Предлагает выполнить следующее задание. Изучить материал § 10 учебного пособия, с. 31—32.
Творческие задания (по желанию):
— Составить диалог мозжечка и продолговатого мозга.
— Разработать игру “Детектор лжи” для мозжечка или продолговатого мозга.
Ø Деятельность учащихся
Записывают домашнее задание.