Уроки биологии в 6—9 классах - 2014 год
Класс Птицы - ТИП ХОРДОВЫЕ - 8 класс
Смотр знаний как форма проведения урока выполняет несколько функций: обобщения изученного материала; контроля учебных достижений учащихся; стимулирования интереса к знаниям. Общие правила его проведения следующие:
— На смотр знаний выносится большой раздел учебного материала и отводится два урока, проводимых подряд. Заранее на смотр знаний приглашаются: администрация школы, старшеклассники, учащиеся параллельных классов и родители учащихся. Ведется заблаговременная подготовка класса, состоящая в повторении основных вопросов пройденного материала, отработке приемов проведения контроля.
— На день проведения мероприятия назначается жюри (лучше из старшеклассников). Смотр проводится в форме викторины или КВН, используются как индивидуальные, так и парные, и групповые формы работы. Задания дифференцируются по степени трудности; при использовании индивидуальных заданий не следует акцентировать внимание на слабо подготовленных учащихся. Групповые задания могут быть даны заблаговременно, в качестве домашних, а индивидуальные держатся в тайне и оглашаются непосредственно во время смотра. Все вопросы должны быть сформулированы четко и предельно ясно.
Поскольку в итоге опенка ведется как по индивидуальному, так и по командному принципу (в форме конкурса), смотр знаний существенно способствует сплочению классного коллектива, формированию чувства коллективной ответственности, развитию навыков взаимодействия в коллективе.
Смотр можно приурочить к весеннему “Дню птиц” или сделать частью проводимой в школе “Недели биологии”.
Цели урока:
обучающая: осуществить контроль и оценку знаний учащихся, полученных при изучении раздела “Птицы”; определить уровни учебной деятельности, освоенные учащимися;
развивающая: развивать умения осуществлять самооценку результатов обучения;
воспитательная: способствовать сплочению коллектива.
Тип урока: контроль знаний.
Метод обучения: игровой.
Форма деятельности учащихся: групповая работа.
Материалы и оборудование: подборки цветных изображений птиц, записей их голосов, научно-популярная литература, карточки с заданиями.
Перечень знаний, умений, навыков, которые предполагается развивать на данном уроке:
— называть характерные признаки класса Птицы;
— приводить примеры видов птиц;
— характеризовать роль насекомых в биосфере и хозяйственной деятельности человека.
Урок состоит из организационного момента, ряда последовательных конкурсов-заданий, результаты выполнения которых поэтапно оцениваются жюри, и подведения итогов. Каждое из заданий выполняется командой либо ее представителем. В качестве команд выступают два параллельных класса либо две заранее определенные группы учащихся из одного класса, примерно одинаковые по числу участников (не менее 10) и по уровню подготовки.
I. Организационный момент
Учитель (либо специально назначенный и подготовленный ведущий) объясняет учащимся правила и порядок проведения конкурсов, представляет жюри и объявляет название и условия проведения первого конкурса.
Оценивание происходит как индивидуальное — по максимальному баллу (10), так и командное. Индивидуальные отметки выставляются в журнал.
II. Конкурсы
1. Представление команд и их капитанов
Конкурс начинается с жеребьевки, в результате которой определяется очередность выступления команд. В итоге команда, вытянувшая жребий с номером “1”, в первом конкурсе выступает первой. В последующих конкурсах очередность меняется, и каждая команда поочередно выступает то первой, то второй.
Затем команды представляют каждая свое название (оно должно быть связано с миром птиц), свою эмблему и своего капитана. Выбор названия и эмблемы кратко обосновывается, причем команды состязаются не только в убедительности своего обоснования, но и в остроумии, юморе.
2. Конкурс домашних заданий
В качестве домашнего задания, которое команды должны получить не позже чем за две недели до конкурса, учащиеся каждой команды должны пронаблюдать какую-либо из птиц, живущих в микрорайоне школы, представить и защитить рассказ о ней, включающий следующие этапы:
А. Вид, род и отряд, к которым принадлежит эта птица.
Б. Фото птицы, сделанное в природе (это сравнительно нетрудно сделать, если в качестве объекта будет выбрана птица, живущая в населенном пункте, — голубь, воробей, галка, грач, большая синица и т. п.; вполне допустимо, если это будет домашняя птица — курица, утка, индюк и т. п.).
В. Краткая характеристика образа жизни этой птицы (миграция, размножение, питание, поведение и т. п.).
Г. Пословицы, поговорки, мифы, народные приметы, связанные с этой птицей.
Жюри оценивает этот этап баллами от 4 до 10 (в зависимости от представленного уровня выполненного задания).
3. Конкурс команд на знание программного материала
Участвует не менее 10 человек от каждой команды. По ходу конкурса учащиеся устно, экспромтом отвечают на вопросы, поочередно предъявляемые учителем или ведущим. При этом каждый учащийся отвечает только на один вопрос, после чего возвращается к своей команде. Один человек не может отвечать на два или более вопросов. Очередность отвечающих внутри команды определяет ее капитан.
Вопросы лучше задавать поочередно: вопрос одной команде, вопрос другой, и гак, пока каждая из команд не ответит на 10 вопросов. Следует заранее предупредить команды, что вопросы будут следовать в порядке усложнения, поэтому капитанам не следует назначать отвечающими на первые вопросы более сильных учащихся. Каждый вопрос оценивается указанным в квадратных скобках числом баллов.
Вопросы конкурса (20 вопросов, по 10 каждой команде):
1. Крылья птиц — это видоизмененные ... конечности (передние). (1 балл)
2. Челюсти птиц в ходе эволюции утратили ... (зубы). (1 балл)
3. Сердце птицы состоит из ... камер (четырех). (1 балл)
4. Внутри яйца птицы различают... и... (желток и белок). (1 балл)
5. Самая крупная из современных птиц — ... (африканский страус). (1 балл)
6. Самая мелкая из современных птиц — ... (колибри). (1 балл)
7. Местом крепления грудных мышц у птиц является ... (киль). (1 балл)
8. В скелете задней конечности птицы между голенью и пальцами находится ... (цевка). (1 балл)
9. Рекордсменом по количеству откладываемых яиц — до 26 в гнездо — является ... (серая куропатка). (1 балл)
10. Наиболее искусное среди всех наших птиц гнездо — в форме варежки — строит ... (ремез). (1 балл)
11. Благодаря наличию воздушных мешков дыхание у птиц ... (двойное). (2 балла)
12. В связи с усложнением движений и полетом в головном мозге птиц хорошо развит ... (мозжечок). (2 балла)
13. Кто из перечисленных птиц не относится к отряду Дневных хищников?
1. Степной орел.
2. Канюк.
3. Сокол-кречет.
4. Филин.
5. Сорокопут.
6. Орлан-белохвост.
7. Ворон.
8. Серая неясыть.
9. Ястреб.
(4, 5, 7, 8) (2 балла; за каждый неназванный и неверно названный вид снимается 0,5 балла.)
14. Кто из перечисленных птиц не относится к отряду Гусеобразных?
1. Чомга.
2. Серый гусь.
3. Лебедь-шипун.
4. Крохаль.
5. Выпь.
6. Кряква.
7. Чирок-трескунок.
8. Чайка.
9. Зимородок.
(1,5, 8, 9) (2 балла; за каждый неназванный и неверно названный вид снимается 0,5 балла.)
15. Какие птицы из предложенного перечня являются оседлыми?
1. Глухарь.
2. Ласточка.
3. Кулик-перевозчик.
4. Синица.
5. Кукушка.
6. Дятел.
7. Поползень.
8. Стриж.
9. Свиристель.
(1, 4, 6, 7) (2 балла; за каждый неназванный и неверно названный вид снимается 0,5 балла.)
16. Какие птицы из предложенного перечня имеют птенцовый тип развития?
1. Куропатка.
2. Лебедь.
3. Голубь.
4. Страус.
5. Дятел.
6. Попугай.
7. Гусь.
8. Скворец.
9. Журавль.
(3, 5, 6, 8) (2 балла; за каждый неназванный и неверно названный вид снимается 0,5 балла.)
17. Археоптерикс отличался от современных птиц ... (наличием зубов на челюстях, пальцев на крыльях, длинного хвостового отдела позвоночника, несросшимися туловищными позвонками и отсутствием полостей в трубчатых костях). (2 балла; за каждый неназванный и неверно названный признак снимается 0,5 балла.)
18. Перечислите отделы пищеварительной системы птиц: ... (глотка, пищевод, зоб, желудок, кишечник, клоака). (2 балла; за каждым неназванный и неверно названный признак снимается 0,5 балла.)
19. Объясните, почему птицы в период размножения не откладывают все яйца сразу, как это делают рептилии, а сносят по 1 яйцу с интервалом в сутки и более ... (из-за высокого содержания питательных веществ в яйце его размеры по отношению к телу самки очень велики, и одновременное формирование всех яиц кладки невозможно). (2 балла)
20. Объясните, почему многие птицы, заселившие города (сизый голубь, стриж, городская ласточка), первоначально гнездились в скалах ... (высокие здания городов предоставляют горным птицам условия для устройства и прикрепления гнезд, похожие на те, которые они находят в скалах). (2 балла)
Жюри по сумме баллов оценивает этот этап суммой до 20 баллов для каждой команды.
4. Конкурс меломанов
Состоит из двух частей.
Каждой команде поочередно проигрывается пение или крики трех видов птиц и предлагается назвать вид птицы, которой принадлежит проигранные звуки. При этом первыми проигрываются наиболее легко определяемые песни, а затем более сложные. По этой причине число баллов за верно угаданную песню будет различаться (см. таблицу).
Команда 1 |
Команда 2 |
Число баллов за верно определенную птицу |
Кукушка (кукование) |
Ворона (карканье) либо бекас (блеяние) |
1 |
Серая неясыть (крики) |
Козодой (трель) либо филин (уханье) |
2 |
Зеленушка (песня) либо жаворонок полевой (песня) |
Лесной конек (песня) либо певчий дрозд (песня) |
4 |
При необходимости команда получает на обдумывание и обсуждение до 1 минуты после проигрывания каждого голоса.
Жюри оценивает этот этап суммой до 7 баллов (согласно таблице).
Жюри подводит промежуточные итоги — выставляются отметки в журнал отвечающим в предыдущих конкурсах.
5. Конкурс эрудитов
Для участия выбирается по одному участнику от каждой команды. Предполагается, что участник этого конкурса — учащийся, интересующийся миром птиц, поскольку предлагаемые на этом папе вопросы (по три каждому участнику) выходят за рамки учебной программы.
Вопросы:
1. Почему у хищных птиц яйца никогда не имеют покровительственной окраски? ... (Хищники активно защищают гнездо, поэтому их яйца не нуждаются в покровительственной окраске.) (До 2 баллов)
2. Относительно самую толстую скорлупу имеют яйца африканского турача (птица из отряда Курообразных). Как вы думаете, где устраивает гнездо эта птица? ... (Гнездится на земле, откладывая яйца на каменистый грунт, где яйцо с тонкой скорлупой могло бы легко разбиться.) (До 2 баллов)
3. У кого из современных птиц на крыльях сохраняются пальцы, подобно археоптериксу? И где живет эта птица? ... (Гоацин, живет в Южной Америке.) (До 3 баллов)
4. Живут ли пингвины вблизи экватора? ... (Да, 1 вид, пингвин Гумбольдта.) (До 3 баллов)
5. У чомги в желудке часто находят перья. Как вы думаете, почему? ... (Живя на водоемах с илистым дном и заболоченными берегами, чомга часто не находит камешков для перетирания пищи. Их и заменяют проглоченные перья.) (До 3 баллов)
6. Некоторые крупные орлы, живущие в тропиках, имеют хотя и широкие, но на удивление короткие крылья. Как вы думаете, чем это можно объяснить и на кого охотятся эти птицы? ... (Эти орлы живут в тропических лесах и охотятся на животных, обитающих в кронах, — обезьян, ленивцев, тропических белок, попугаев и т. п. Короткие крылья обеспечивают возможность быстрого маневрирования среди крон и ветвей деревьев.) (До 3 баллов)
Жюри оценивает этот этап баллами в сумме до 8 баллов.
6. Конкурс капитанов
Для участия в этом конкурсе приглашаются капитаны обеих команд. Каждому из них предстоит выполнить задание: вытянув конверт с тремя карточками, на каждой из которых изображено по три птицы из одного отряда, ответить на следующие вопросы:
1. Какими общими признаками строения характеризуются представители этого отряда? (До 3 баллов)
2. Что общего в образе жизни всех трех птиц? (До 2 баллов)
3. Как называется отряд, к которому принадлежат изображенные птицы? (3 балла)
4. Как называется каждая из птиц? (До 3 баллов в сумме)
5. Расскажите какую-нибудь легенду или предание об одной из представленных птиц. (До 3 баллов)
Карточка № 1
Общие признаки: сравнительно крупные птицы; наличие плавательных перепонок между пальцами; крючковидно загнутый на конце довольно длинный клюв, приспособленный для схватывания и удержания рыбы.
Хорошо плавают, могут нырять, питаются в основном рыбой.
Принадлежат к отряду Веслоногих.
Изображены: пеликан, баклан, фрегат.
Наиболее широко известна древняя легенда о пеликанах, которые будто бы кормят своих птенцов собственной кровью, разрывая клювом свою грудь. Возникла из-за того, что перья груди у пеликанов нередко бывают испачканы кровью их добычи — рыбы. Рыбой они кормят своих птенцов, принося ее в мешке под клювом.
Карточка № 2
Общие признаки: сравнительно крупные птицы; имеют длинные ноги и длинный клюв, приспособленный для схватывания различной добычи.
Кормятся на мелководье или по заболоченным, влажным местам. Не ныряют. Кормятся разнообразными животными, начиная от моллюсков и насекомых и заканчивая рыбой и мелкими зверьками.
Принадлежат к отряду Аистообразных (Голенастых).
Изображены: серая цапля, черный аист, ибис.
Наиболее широко известна легенда об ибисе, которого жители Древнего Египта считали священной птицей. Из-за контраста черных шеи и головы и белого оперения спины египтяне полагали, что ибис является проводником человеческих душ в мир мертвых. Одного из своих богов (Тота) жители Древнего Египта неизменно изображали с головой ибиса, приписывая ему также авторство календаря (в связи с тем, что ибисы всегда прилетали в долину Нила в одно и то же время).
Жюри оценивает этот этап баллами в сумме до 14.
Если времени, отведенного на проведение смотра знаний, достаточно, его можно дополнить еще одним конкурсом — например музыкальным, предложив каждой из команд исполнить фрагмент одной или нескольких песен с упоминанием птиц, или же дополнительно включить конкурс по разгадыванию шарад, ребусов и кроссвордов, подобранных на усмотрение учителя. Это оживит финальную часть смотра.
III. Подведение итогов
Жюри объявляет итоговую сумму баллов и команду-победителя Происходит вручение призов (обеим командам), приза лучшему знатоку птиц, приза “зрительских симпатий”. Учащимся, продемонстрировавшим определенный уровень освоения учебных действий, выставляются отметки в журнал.