Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии. Разнообразие живой природы - Введение. Биология как наука - 5 класс - Биология - Индивидуально-групповая деятельность

Биология - Индивидуально-групповая деятельность - Поурочные разработки 5—6 классы 2017

Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии. Разнообразие живой природы - Введение. Биология как наука - 5 класс - Биология - Индивидуально-групповая деятельность

Задачи урока:

• подвести учащихся к пониманию роли методов познания природы в получении достоверных научных знаний;

• показать специфику практических и теоретических способов познания;

• познакомить учащихся с особенностями наблюдения и эксперимента как научных методов познания природы;

• познакомить учащихся с правилами и способами использования различного лабораторного оборудования;

• продолжить формирование умений безопасной работы в лаборатории;

• сформировать у учащихся представления о царствах живой природы;

• раскрыть основные отличия живого от неживого.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся понимают различия между практическими и теоретическими методами познания, умеют определять метод исследования, исходя из его цели, объяснять значение практических и теоретических методов в научном познании, оценивать роль количественных методов в научном эксперименте; учащиеся узнают об отличительных признаках живых организмов и тел неживой природы, об основных царствах живой природы.

Метапредметные: учащиеся осваивают основные приёмы работы с лабораторным оборудованием и посудой; учатся преобразовывать (структурировать) текст в схему и таблицу, осуществлять сравнение.

Личностные: учащиеся узнают о необходимости соблюдения правил работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами, убеждаются в объективности и достоверности естественно-научных знаний, полученных при наблюдении объектов и явлений природы и в ходе научного эксперимента, в ограниченности знаний на каждом этапе развития науки (в том числе и в настоящее время), в том, что процесс познания бесконечен; учащиеся осознают понятие “жизнь как уникальная особенность”, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе, происходит осознание необходимости бережного отношения к ней.

Основные понятия урока: метод, наблюдение, эксперимент, измерение, лабораторное оборудование, царства живых организмов, обмен веществ, раздражимость, размножение.

Деятельность учащихся: знакомство с лабораторной посудой, работа в парах с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении сходства и различий живой и неживой природы, заполнение сравнительной таблицы.

Деятельность учителя:

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель вместе с учениками формулирует основные цели и задачи урока.

II. Актуализация и проверка знаний

1. Контроль за работой групп. Учащиеся сообщают учителю о результатах самоконтроля. (Самоконтроль усвоения изученного материала и выполнения домашнего задания в парах. Самоконтроль проводится по вопросам в конце параграфа учебника.) Учитель предупреждает учеников: если его ставят в известность, что кто-то недостаточно хорошо усвоил материал или не выполнил задание, то на этом уроке ученика спрашивать не будут, на следующем уроке учитель проверит, как он подготовился к уроку.

2. Заслушивание сообщений учащихся об использовании биологических знаний в повседневной жизни человека и профессиях, связанных с биологическими науками.

III. Изучение нового материала

1. Формирование у учащихся представлений о методах познания природы как о способах научного познания, о классификации методов (рассказ с элементами беседы, работа с текстом учебника на с. 10, составление схемы “Методы познания природы”).

2. Формирование представлений об отличительных особенностях наблюдения и эксперимента (фронтальная беседа, работа в парах по выполнению в рабочей тетради задания 2 на с. 6); о значении методов в научном познании (фронтальная беседа).

3. Знакомство учащихся с лабораторным оборудованием и посудой (объяснение учителя с демонстрацией предметов лабораторного оборудования и посуды). Установление правил безопасного поведения в кабинете биологии (фронтальная беседа).

4. Формирование у учащихся представлений о царствах живой природы (рассказ учителя с использованием рис. 5 на с. 14

учебника; заполнение таблицы — задание 1 на с. 10—11 рабочей тетради, работа в парах).

IV. Закрепление знаний

Обсуждение вопроса “Чем живое отличается от неживого?” (работа в парах, комментированное чтение текста учебника на с. 14—15, беседа, заполнение сравнительной таблицы — задание 3 на с. 11 —12 рабочей тетради).

V. Домашнее задание

1. Изучить § 2—3. Выучить правила работы в лаборатории на с. 12 учебника. Ответить на вопросы в конце параграфов и выполнить задание 1 на с. 8 рабочей тетради.

2. Изучить § 4. Ответить на вопросы в конце параграфа и выполнить задание 2 на с. 11 рабочей тетради.

VI. Подведение итогов

Учитель даёт указания по дальнейшей работе, характеризует работу в парах, возможна индивидуальная оценка наиболее активно работавших учеников.






Для любых предложений по сайту: [email protected]