УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2012 год
Обобщающий урок - Жизнедеятельность организмов - разработка урока
Задачи урока:
• систематизировать и обобщить знания об обмене веществ как главном признаке жизни, о составных частях обмена веществ: питании, дыхании, поступлении веществ в организм и их транспорте, выделении;
• подвести учащихся к выводу о сходстве и различиях процессов жизнедеятельности у организмов разных царств, о единстве органического мира.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся обобщают знания об обмене веществ как главном признаке жизни, у них продолжает формироваться естественно-научная картина мира и развивается представление о единстве органического мира.
Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты, работать с разными источниками информации, находить информацию об обмене веществ у организмов разных систематических групп в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности у организмов, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе, происходит осознание необходимости бережного отношения к природе и её охраны.
Основные понятия урока: процессы жизнедеятельности организмов: питание, дыхание, передвижение веществ, выделение.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради.
Ход урока
I. Контроль знаний по теме
Обобщающая беседа (10 мин):
1. Обмен веществ, его роль в жизни организмов разных царств живой природы.
2. Питание, автотрофный и гетеротрофный способы питания организмов.
3. Питание растений (почвенное и воздушное). Значение фотосинтеза для всего живого на Земле.
4. Особенности питания животных, бактерий, грибов.
5. Дыхание. Окисление органических веществ в клетках любого организма до углекислого газа и воды с выделением энергии, используемой на процессы жизнедеятельности.
6. Транспорт веществ в организме растений и животных.
7. Выделение продуктов жизнедеятельности у растений и животных.
II. Проверка умений
Самостоятельная работа учащихся по закладке и постановке опытов, доказывающих наличие корневого давления, выделение кислорода при фотосинтезе и углекислого газа при дыхании, передвижение веществ в растительном организме и др. Подбор необходимого оборудования, формулировка цели опыта, разъяснение его результатов.
III. Зачёт по теме
Выполнение заданий разного типа: тестовых заданий с выбором ответа, заданий со свободным ответом (тестовый контроль № 1 в рабочей тетради). Заполнение схем, таблиц, подписи к рисункам.