Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений - Жизнедеятельность организмов - разработка урока

УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2012 год

Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений - Жизнедеятельность организмов - разработка урока

Задачи урока:

• продолжить формирование знаний о транспорте веществ в организмах как составной части обмена веществ, как общебиологическом процессе, присущем всем организмам;

• раскрыть значение проводящей функции стебля и изучить её с помощью опытов, подтверждающих передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с передвижением минеральных и органических веществ в растениях и значением этих процессов для растений.

Метапредметные: учащиеся учатся в ходе простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений; ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.

Основные понятия урока: проводящие ткани, сосуды, ситовидные трубки.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов опытов, определение целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к растениям.

Ход урока

I. Проверка знаний

1. Проверка знаний о питании и дыхании растений и животных (контроль по дидактическим карточкам).

2. Проверка умения применять полученные знания для объяснения процессов питания и дыхания в растительном и животном организме (объяснение результатов опытов, доказывающих образование в листьях крахмала, выделение кислорода на свету в процессе фотосинтеза, выделение углекислого газа в процессе дыхания; проверка выполнения заданий в рабочей тетради).

II. Изучение нового материала

1. Наличие проводящей системы у наземных многоклеточных растений — необходимое условие обеспечения каждой клетки питательными веществами, кислородом и удаления продуктов обмена. Отсутствие транспортной системы у водорослей (актуализация знаний об органических и минеральных веществах, о функциях корня и листьев; фронтальная беседа).

2. Передвижение воды и минеральных веществ в растении (обсуждение опыта с бальзамином или другим растением, помещённым в подкрашенную воду, анализ схемы передвижения минеральных веществ в растении на рисунке 72 учебника, выполнение задания 3 к уроку 11 в рабочей тетради).

3. Передвижение органических веществ в растении (рассказ учителя с элементами беседы; демонстрация опыта, доказывающего образование наплыва на ветке после кольцевой вырезки коры, или работа с рисунком 74 учебника).

4. Запасание органических веществ в органах растительного организма, их использование в процессе жизнедеятельности (объяснение учителя с элементами беседы).

5. Защита растений от повреждений. Вред, наносимый растениям при обламывании их ветвей, повреждении стволов (самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками учебника по заданиям рабочей тетради).

III. Закрепление материала о передвижении веществ в растительном организме (обобщение знаний о значении транспортной системы в осуществлении связи растительного организма с окружающей средой и между органами растения, роли транспортной системы в поддержании целостности организма).

IV. Домашнее задание

1. Изучить § 30, ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Выполнить задания 2, 4 к уроку 11 в рабочей тетради.






Для любых предложений по сайту: [email protected]