УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2012 год
Дыхание растений - Жизнедеятельность организмов - разработка урока
Задачи урока:
• продолжить формирование знаний о дыхании организмов как составной части обмена веществ; о дыхании растений и его сущности; о роли устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений;
• ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты;
• научить учащихся применять знания о дыхании растений при их выращивании и хранении урожая.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями дыхания у растений; учатся определять значение дыхания в жизни растений; овладевают умением объяснять роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью растений; учатся в ходе простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов; работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах жизнедеятельности растений в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.
Основные понятия урока: устьица, чечевички.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов опытов.
Ход урока
I. Проверка знаний
1. Проверка знаний о дыхании как составной части обмена веществ, в процессе которого происходит постоянный обмен газами между организмом и окружающей средой, об особенностях дыхания у животных (индивидуальный и фронтальный опрос).
2. Проверка выполнения заданий в рабочей тетради.
II. Изучение нового материала
1. Дыхание растений. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Сущность дыхания растений — образование энергии, используемой на процессы жизнедеятельности (рассказ учителя с демонстрацией опытов, доказывающих выделение углекислого газа при дыхании, оформление результатов опыта — задание 6 к уроку 10 в рабочей тетради).
2. Применение знаний о дыхании растений при их выращивании и хранении урожая (беседа).
III. Закрепление материала
1. Беседа о сходстве процессов дыхания у растений и животных (объяснение результатов опытов, приведённых на с. 110 учебника).
2. Особенности дыхания растений (самостоятельная работа учащихся с учебником на с. 111. Составление плана ответа о дыхании растений).
IV. Домашнее задание
1. Изучить § 29, раздел “Дыхание растений”, ответить на вопрос 3 после параграфа.
2. Выполнить задания 1—3 к уроку 10 в рабочей тетради.