УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2012 год
Процессы жизнедеятельности в клетке - Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов - разработка урока
Задачи урока:
• познакомить учащихся с основными процессами жизнедеятельности в клетке;
• продолжить формирование умения работать с микроскопом;
• продолжить формирование умения готовить микропрепараты, проводить наблюдения за процессами, происходящими в клетке, фиксировать результаты наблюдений.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: у учащихся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки.
Метапредметные: учащиеся учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, фиксировать, анализировать и объяснять их результаты.
Личностные: интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового.
Основные понятия урока: процессы жизнедеятельности в клетке, движение цитоплазмы, раздражимость.
Деятельность учащихся: проведение биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке и объяснение их результатов. Наблюдение за движением цитоплазмы в клетке. Фиксация, анализ и обсуждение результатов наблюдений.
Ход урока
I. Проверка знаний
1. Проверка знаний о строении клетки с использованием таблицы (ответ учащегося у доски).
2. Проверка умения готовить микропрепараты растительных клеток, рассматривание их в микроскоп (индивидуальная работа 2—3 учащихся по дидактическим карточкам).
II. Изучение нового материала
1. Процессы жизнедеятельности клетки и их значение (рассказ учителя).
2. Раздражимость (объяснение учителя; демонстрация фрагментов видеофильма “Процессы жизнедеятельности клетки”, опытов, доказывающих поступление веществ в клетку).
3. Наблюдение движения цитоплазмы в клетках листа элодеи (самостоятельная работа учащихся по инструкции на с. 38 учебника, оформление работы в рабочей тетради — задание 5 к уроку 11).
4. Наблюдение за изменением интенсивности движения цитоплазмы в клетках листа элодеи в зависимости от условий среды, в которых они находятся (самостоятельная работа учащихся по инструкции на с. 38 учебника или демонстрационный опыт при наличии микроскопа, оснащённого цифровой камерой).
III. Закрепление материала
Обсуждение результатов наблюдений за процессами жизнедеятельности в клетке и их значением (фронтальная обобщающая беседа).
IV. Домашнее задание
1. Изучить § 9 до раздела “Деление клеток”, ответить на вопросы 1, 2 в конце параграфа.
2. Выполнить задания 1, 2 к уроку 11 в рабочей тетради.