Биология 10 класс - поурочные разработки
Движущие силы антропогенеза
Цель урока:
· Обуч. Сформировать у учащихся систему знаний об антропогенезе, его сущности и движущих силах.
· Развив. Научить старшеклассников применять знания о факторах антропогенеза для объяснения процесса происхождения человека.
· Воспит. Сформировать у школьников убежденность в том, что ведущую роль в становлении человека на последних этапах его эволюции играли социальные факторы.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Методы контроля знаний (опрос) 5-7 мин.
1. Какие научные данные доказывают происхождение человека от животных?
2. Укажите признаки сходства человека и человекообразных обезьян.
3. Укажите различия в строении человека и человекообразных обезьян.
4. Сравните особенности строения скелета человека и обезьян.
Основная часть 5-7 мин.
К Линней относит человека к группе приматов. Систематическое положение человека выглядит так.
ЦАРСТВО - Животные
ТИП - Хордовые
КЛАСС - Млекопитающие
ОТРЯД - Приматы
СЕМЕЙСТВО - Люди
РОД - Человек
ВИД - Человек разумный
Антропогенез - историческое развитие человека. Определяется двумя факторами (биологическими и социальными).
Биологические:
1. Естественный отбор на фоне борьбы за существование.
2. Изоляция.
3. Наследственная изменчивость.
Социальные:
1. Общественная жизнь.
2. Сознание.
3. Речь.
4. Трудовая деятельность.
На первых этапах эволюции человека главенствующую роль играли биологические факторы, а на последних социальные. Труд, речь, сознание самым тесным образом связаны друг с другом. В процессе труда происходило сплочение членов общества и быстрое развитие способа общения между ними, в качестве которого выступает речь.
Физминутка.
Текущий контроль, закрепление материала 5-7 мин.
Работа в парах (беседа друг с другом).
Вопрос № 3, 4 на стр. 67.
Итоговый контроль. Анализ урока. Д\З П. 15.