Окружающий мир 3 класс - Все домашние работы к учебнику А. А. Вахрушева - 2015 год
Вещество и энергия - Обитатели Земли
§ 1. Тела и вещества
• Стр. 10. Определяем проблему
— Миша говорит о телах природы вообще, а Лена — о теле человека конкретно.
— Как слово “тело” употребляется в обыденной жизни и науке?
• Стр. 10. Решаем проблему
— Снежинка состоит из воды, деревенский дом — из древесины, городской дом — из кирпича и бетона, футболка — из хлопка, компьютер — из металла.
— Лампа, стол, торт и мороженое обозначают названия тел. Металл, древесина, вода обозначают названия веществ.
— Окружающие нас тела могут быть природными и искусственными, живыми и неживыми.
• Cтр. 11. Применяем новые знания
1. Телами в науке называют все предметы, которые нас окружают.
2. То, из чего состоит тело, называют веществом.
3. Природные тела: льдина, планета, дерево.
Искусственные тела: часы, стакан, компьютер.
Вещества: вода, стекло, серебро.
4. Слоновая кость — природное тело; костяные фигурки шахмат — искусственное тело, вещество.
§ 2. Из чего состоит вещество
• Стр. 12. Определяем проблему
— Чем разные вещества отличаются друг от друга
• Стр. 12. Вспоминаем
— Вещество — это то, из чего состоит тело.
— Снег, лед и пар состоят из воды.
— Мороженое становится жидким.
— Вода испаряется.
• Стр. 12. Решаем проблему
— Игрушечная собачка сделана из фарфора, живая состоит из органических веществ. Из дерева сделаны находящиеся в комнате стул, стол, шкаф, тетрадь, книга, газета, основание и ножки кресла.
— Свойства веществ зависят от различий частиц, из которых они состоят.
• Стр. 13. Рисунок
— И почва, и суп — смеси.
• Стр. 14. Рисунок
— Твердые тела имеют постоянную форму и объем.
— Жидкости имеют постоянный объем, но не имеют постоянной формы.
— Газы не имеют постоянной формы и объема.
• Стр. 15. Рисунок
На этих схемах художник изобразил твердое тело, жидкость и газ.
• Стр. 15. Применяем новые знания
1. Свойства веществ зависят от того, из каких частиц они состоят, и от их расположения.
2. Твердые вещества: древесина, железо; жидкости: вода, нефть; газы: углекислый газ, природный газ.
3. Лед — частицы плотно прижаты друг к другу, пар — частицы далеки друг от друга, вода — частицы не прижаты плотно друг к другу.
4. Чистое вещество — железо, древесина; смесь — воздух, почва.
• Стр. 16. Рисунок
— На рисунках изображены жидкость, твердое вещество, газ.
— Свойства тел зависят от состава и состояния веществ, их составляющих.
§ 3. Что такое энергия?
• Cтp. 17. Определяем проблему
Что такое энергия и почему ее нужно беречь?
• Cтp. 17. Вспоминаем
— Человек получает в природе кислород для дыхания, растительную и животную пищу, полезные ископаемые для производства жизненно-необходимых вещей.
— Машины надо заправить топливом (газ, бензин), либо подключить к электросети.
— Животные — чтобы двигаться, размножаться, охотиться.
• Cтp. 17. Решаем проблему
— Энергия — это способность совершать работы, источник движения.
— Для автомобиля источники энергии: бензин, газ, дизельное топливо, электричество.
— Для коровы главный источник энергии — трава, сено.
— Для человека главные источники энергии — это живая природа (солнце, воздух, вода) и продукты питания.
— Телевизор работает от электричества.
• Стр. 18. Рисунок.
— Энергия огня используется человеком для обогрева жилища, приготовления пищи.
— С помощью энергии стрелкового лука человек может успешно охотиться и добывать себе пищу.
— На протяжении многих веков, используя энергию лошади, человек трудился и воевал.
— С помощью энергии, полученной от сгорания угля, движутся тепловозы и теплоходы.
— Нефть — главное сырье для отопления, машиностроения и механизмов.
— Телевизор и осветительные приборы работают за счет энергии, полученной от работы электростанций.
• Стр. 19. Применяем новые знания
1. Горючее, еда, огонь и солнце являются источниками энергии.
2. Да, содержится.
3. Энергичный человек — здоровый, активный, работоспособный, жизнерадостный.
4. Оправдана. Экологичные автомобили меньше загрязняют воздух, тем самым, сохраняя окружающую среду, так необходимую для нашей жизнедеятельности.
5. Электричество — заряжаем мобильные телефоны, смотрим телевизор, включаем настольную лампу и готовим уроки. Бензин — заливаем в бак автомобиля, включаем двигатель и едем.
§ 4. Превращение энергии
• Стр. 19. Определяем проблему
Как солнце помогает детям получать энергию для игры?
• Стр. 19. Вспоминаем
— Энергия — это способность совершать работу, источник движения.
— Для автомобиля источником энергии служит горючее, для телевизора — электричество.
— “Кормильцы” дают энергию “едокам”.
— “Кормильцам” необходим солнечный свет для образования органических веществ, служащих питанием “едоков”.
• Стр. 19. Решаем проблему
— Энергия никогда не возникает из ничего и не исчезает в никуда. Она может изменяться и переходить из одной формы в другую.
• Стр. 20. Рисунок
— На рисунке № 1 энергия пищи превратилась в тепло человеческого тела.
— На рисунке № 2 энергия заставила двигаться игрушку.
— На рисунке № 3 энергия падающей воды превратилась в электрическую энергию, а электрическая — в световую энергию лампочки.
— Растения перерабатывают энергию Солнца, превращая ее в органические вещества. Корова получает энергию и полезные вещества из растений и запасает ее в молоке. Дети пьют молоко и получают из него энергию для игр.
• Стр. 21. Применяем новые знания
1. Энергия не исчезает бесследно, она изменяется и переходит из одной формы в другую. Это закон сохранения энергии.
2. Электрическая энергия может превратиться в тепловую энергию (обогреватель).
3. Можно, если держать настежь открытыми окна и двери.
4. В будущем люди будут активнее использовать энергию солнца для экологичных видов топлива и обогрева жилищ, для передвижения автомобилей. И, может быть, наконец, изобретут вечный двигатель?! Более широко будут использовать люди энергию от переработанных отходов.
5. Чайник передал свою энергию воде, находящейся в нем. Вода перешла из одного состояния в другое.
6. Длительное время сохранять электрическую энергию способны аккумуляторы и батарейки. Наибольшее распространение получили электрические накопители. Они обладают огромной скоростью накопления и отдачи энергии. Сохранению энергии тепла помогают термос и грелка.