Весь курс начальной школы в схемах и таблицах 1-4 классы - 2015 год
Порядок разбора предложения по членам предложения - РУССКИЙ ЯЗЫК
1. Читаю предложение:
Яркая звезда сверкала над лесом.
2. Нахожу подлежащее. Вспоминаю: подлежащее — это главный член предложения, который сообщает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О звезде.) В предложении слово звезда отвечает на вопрос что? Значит, слово звезда — подлежащее. Подчёркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Вспоминаю: сказуемое — это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает? что делал? и др. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем, о звезде? (Сверкала.) Слово сверкала отвечает на вопрос что делала? (звезда (что делала?) сверкала). Значит, слово сверкала — сказуемое. Подчёркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее звезда и сказуемое сверкала — это главные члены предложения (грамматическая основа предложения).
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.
Ставлю вопрос от подлежащего: звезда (какая?) яркая. Это определение. Подчёркиваю волнистой линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Ставлю от сказуемого вопрос: сверкала (где?) над лесом. Это обстоятельство. Подчёркиваю так:
6. Делаю вывод: в предложении два словосочетания — яркая звезда и сверкала над лесом.
Образец оформления разбора предложения в тетради
I вариант
Яркая звезда сверкала над лесом.
Звезда (какая?) яркая;
сверкала (где?) над лесом.
II вариант