Порядок разбора предложения по членам предложения - РУССКИЙ ЯЗЫК

Весь курс начальной школы в схемах и таблицах 1-4 классы - 2015 год

Порядок разбора предложения по членам предложения - РУССКИЙ ЯЗЫК

1. Читаю предложение:

Яркая звезда сверкала над лесом.

2. Нахожу подлежащее. Вспоминаю: подлежащее — это главный член предложения, который сообщает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О звезде.) В предложении слово звезда отвечает на вопрос что? Значит, слово звезда — подлежащее. Подчёркиваю одной чертой.

3. Нахожу сказуемое. Вспоминаю: сказуемое — это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает? что делал? и др. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем, о звезде? (Сверкала.) Слово сверкала отвечает на вопрос что делала? (звезда (что делала?) сверкала). Значит, слово сверкала — сказуемое. Подчёркиваю двумя чертами.

4. Делаю вывод: подлежащее звезда и сказуемое сверкала — это главные члены предложения (грамматическая основа предложения).

5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.

Ставлю вопрос от подлежащего: звезда (какая?) яркая. Это определение. Подчёркиваю волнистой линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Ставлю от сказуемого вопрос: сверкала (где?) над лесом. Это обстоятельство. Подчёркиваю так:

6. Делаю вывод: в предложении два словосочетания — яркая звезда и сверкала над лесом.

Образец оформления разбора предложения в тетради

I вариант

Яркая звезда сверкала над лесом.

Звезда (какая?) яркая;

сверкала (где?) над лесом.

II вариант






Для любых предложений по сайту: [email protected]