Тренировочные тестовые задания к разделу «Духовная жизнь общества» - ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Обществознание универсальный справочник - Интенсивная подготовка - Единый государственный экзамен

Тренировочные тестовые задания к разделу «Духовная жизнь общества» - ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

При выполнении заданий уровня А (часть 1 ЕГЭ) нужно поставить знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного варианта ответа.

А1

1

2

3

4

А1. Общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, — это

1) правила

2) нормы

3) ценности

4) понятия

А2

1

2

3

4

А2. Мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественного — это

1) искусство

2) религия

3) мораль

4) политика

А3

1

2

3

4

АЗ. Мораль — это

1) система общеобязательных, формально определённых норм, установленных или санкционированных государством

2) мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественного

3) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир

4) совокупность правил поведения, обусловленные представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости

А4

1

2

3

4

А4. Наука — это

1) система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством

2) мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественного

3) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир

4) совокупность правил поведения, обусловленные представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости

А5

1

2

3

4

А5. Совокупность предметов быта, их эстетика — это культура

1) общения

2) труда

3) поведения

4) быта

А6

1

2

3

4

А6. Умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место называется культурой

1) общения

2) труда

3) поведения

4) образования

А7

1

2

3

4

A7. Соблюдение речевых норм, владение смысловыми оттенками различных понятий, умелое использование большого словарного запаса называется культурой

1) общения

2) образования

3) речи и языка

4) мышления

А8

1

2

3

4

А8. Осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, выделение необходимой для жизни и здоровья пищи — это культура

1) общения

2) образования

3) питания

4) чувств

А9

1

2

3

4

А9. Культура поведения — это

1) способность человека организовать процесс самообразования для получения знаний и умений

2) умение человека проявить творческие способности в организации и реализации своей трудовой деятельности

3) совокупность форм повседневного поведения человека

4) гуманное отношение человека к человеку, включая соблюдение норм вежливости

А10

1

2

3

4

А10. Культура мышления — это

1) уровень речевого развития, степень владения нормами языка, выразительность речи

2) умение человека проявить творческие способности в организации и реализации своей трудовой деятельности

3) способность индивидуального мышления к саморазвитию и умение выходить за пределы сложившихся форм мышления

4) гуманное отношение человека к человеку, включая соблюдение норм вежливости

А11

1

2

3

4

А11. К какой разновидности культуры относятся изящное искусство, классическая музыка?

1) к массовой

2) к народной

3) к элитарной

4) к национальной

А12

1

2

3

4

А12. Произведения, созданные с целью получения коммерческой прибыли, удовлетворения массового спроса — продукт культуры

1) массовой

2) народной

3) элитарной

4) национальной

А13

1

2

3

4

А13. Популярные компьютерные игры и другие виртуальные развлечения — продукт культуры

1) элитарной

2) массовой

3) экранной

4) народной

А14

1

2

3

4

A14. Национальная культура — это

1) высокая культура, доступная лишь избранным

2) ценности, нормы и образцы поведения, которые характеризуют человеческое общество в той или иной стране, государстве

3) уникальный опыт и специфический характер того или иного народа

4) культура, удовлетворяющая непритязательные вкусы народных масс, нацеленная на яркость внешних проявлений и развлекательность

А15

1

2

3

4

А15. Информационная функция массовых коммуникаций заключается в

1) предоставлении массовому читателю, зрителю, слушателю, актуальной информации о различных сферах жизни общества

2) воздействии на массовую аудиторию — от установления контактов до контроля над общественным сознанием

3) ознакомлении с достижениями культуры и искусства, в том, чтобы способствовать осознанию обществом необходимости преемственности культуры

4) отфильтровывании информации, её дозировании и подаче в нужном для власти ключе

А16

1

2

3

4

А16. Какая функция искусства направлена на преобразование мира на основе красоты?

1) гедонистическая

2) воспитательная

3) познавательная

4) эстетическая

А17

1

2

3

4

А17. Искусство приобщает общество к идеальному, помогает найти будущие смыслы и значения развития. В этом заключается ... функция искусства.

1) познавательная

2) воспитательная

3) прогностическая

4) эстетическая

А18

1

2

3

4

А18. Выполняя гедонистическую функцию, искусство

1) приобщает общество к идеальному, помогает найти будущие смыслы и значения развития

2) способствует преобразованию мира на основе красоты

3) доставляет человеку радость, удовольствие, наслаждение и душевный отдых

4) возвышает человека, учит его человечности, укрепляет волю и разум

А19

1

2

3

4

А19. Выполняя воспитательную функцию, искусство

1) приобщает общество к идеальному, помогает найти будущие смыслы и значения развития

2) способствует преобразованию мира на основе красоты

3) доставляет человеку радость, удовольствие, наслаждение и душевный отдых

4) возвышает человека, учит его человечности, укрепляет волю и разум

А20

1

2

3

4

А20. Выполняя познавательную функцию, искусство

1) приобщает общество к идеальному, помогает найти будущие смыслы и значения развития

2) способствует преобразованию мира на основе красоты

3) доставляет человеку радость, удовольствие, наслаждение и душевный отдых

4) через примеры и идеалы нравственно влияет на человека, через сопереживание побуждает к определённым поступкам

А21

1

2

3

4

A21. Для какого стиля искусства характерны декоративная пышность и причудливость форм в архитектуре?

1) для романского

2) для барокко

3) для классицизма

4) для модернизма

А22

1

2

3

4

А22. Для классицизма как стиля искусства характерно

1) подражание образам и формам античности

2) внимание к душевному миру человека, чувствительность, идеализация людей, жизненных ситуаций, мечтательность

3) правдивое, объективное отражение действительности

4) сочетание элементов разных стилей

А23

1

2

3

4

А23. Формы художественной деятельности, различающиеся способом воплощения художественных образов, — это

1) функции искусства

2) стили искусства

3) виды искусства

4) классификация искусства.

А24

1

2

3

4

А24. Какой критерий научных знаний предполагает постоянную опору на мышление и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся науки?

1) объективность

2) рациональность

3) системность

4) проверяемость

А25

1

2

3

4

А25. Воздействуя на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений, наука реализует функцию

1) познавательно-объяснительную

2) мировоззренческую

3) социальную

4) производственную

А26

1

2

3

4

А26. Познавательно-объяснительная функция науки заключается

1) в составлении прогнозов о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендаций по преодолению возможных конфликтов

2) В познании и объяснении устройства мира и законов мирового развития

3) в том, что наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащает производство новой техникой и технологиями

4) в том, что наука воздействует на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений

А27

1

2

3

4

А27. Какое таинство, составляющее основу внешнего почитания Бога, предполагает окунание в святую воду или окропление ею?

1) крещение

2) миропомазание

3) причащение

4) исповедь

А28

1

2

3

4

A28. Какое таинство, составляющее основу внешнего почитания Бога, предполагает исповедь умирающего человека?

1) соборование

2) миропомазание

3) причащение

4) исповедь

А29

1

2

3

4

А29. Миропомазание — это

1) смазывание тела верующего особым церковным маслом

2) возможность покаяться перед Богом в своих грехах

3) окунание в святую воду или окропление ею

4) вкушение особого хлеба и вина, символизирующих тело и кровь Христа

А30

1

2

3

4

А30. Священство — это

1) смазывание тела верующего особым церковным маслом

2) возможность покаяться перед Богом в своих грехах

3) особые обряды перед вступлением в сан священника

4) церковное освящение брака.


Часть 2


Ответом к заданиям В1—В6 является слово, последовательность букв или цифр, которые нужно записать без пробелов и других символов.


В1


В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

В2


В2. Ниже приведён перечень стилей искусства. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего перечня.

Готика, барокко, рококо, классицизм, элитаризм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, эклектизм.

В3


ВЗ. Установите соответствие между формами культуры и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) классическая музыка

Б) фольклор

В) живопись Пикассо

Г) эстрадная музыка

Д) детективы и комиксы

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

1) народная

2) массовая

3) элитарная


Выбранные цифры запишите в таблицу по соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







В4


В4. Выберите в приведённом ниже списке основные функции искусства и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) аналитическая

2) эстетическая

3) коммуникативная

4) репродуктивная

5) воспитательная

6) методологическая

7) познавательная

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

В5


В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Если европеец попадёт на обед к вождю папуасов и его угостят косточкой дичи, то он должен, наполовину обглодав её, передать вождю. (2)Таков знак высокого уважения к хозяину. (3) Гость как бы показывает, что он его друг, с которым надо делиться едой. (4) Разумеется, для европейца такой обычай показался бы унизительным.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, которой обозначен его характер.

1

2

3

4

В6


В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Искусством принято называть специфическую форму общественного___________(1) и человеческой____________(2), которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных_____________(3). Посредством создания ______________(4) искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности

_________(5), как художественное познание. Предметом искусства является человек, его___________(6) с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических____________(7).

A) деятельность

Б) жизнь

B) люди

Г) образ

Д) отношения

Е) произведение

Ж) сознание

3) творчество

И) условия

К) эпоха

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, которой обозначено в списке выбранное вами слово.

1

2

3

4

5

6

7









Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1-С5.

С пережитками разного рода нам приходится сталкиваться гораздо чаще, чем мы думаем или чем нам хотелось бы. К примеру, в наше время, когда общество в нашей стране движется к рыночным отношениям, мы говорим и пишем о коллективистских и уравнительных пережитках в массовом сознании. Тех, кто выступает за коммунистов, в прессе называют борцами за прошлое. <...>

Культурные пережитки — социальные или культурные явления, некогда выполнявшие какую-то важную функцию, но позже утратившие своё назначение и вытесненные другими, более совершенными или удобными культурными изобретениями. <...> Поскольку люди не склонны слишком быстро менять свои привязанности, обычаи и нормы, постольку культурные пережитки по инерции продолжают существовать достаточно длительное время, несмотря на то, что параллельно существуют более совершенные модели. Примером служит ручное ткачество, существовавшее в Европе в тот период, когда уже был изобретён ткацкий станок.

Чем большее количество пережитков обнаружено у того или иного народа, тем ниже уровень научно-технического и культурного прогресса в этой стране, тем менее образованным и просвещённым следует считать общество. <...> Чем ниже уровень образования социальной группы, тем больше у неё культурных пережитков.

Сохранение пережитков свидетельствует об инерционности культуры, её консерватизме. Они сохраняются несмотря на то, что противоречат и реальности, и логике здравого смысла. Но в чём тогда их сила? Согласно мнению Э. Тейлора, они сохраняются потому, что кому-то выгодны. Они выгодны коллективному разуму, для которого любая традиция, идущая из глубины веков, представляет ценность, ибо она отшлифована временем, выручала народ в трудные минуты или просто служит чем-то привычным и родным, с чем трудно расстаться. Выгодна она и отдельным индивидам или социальным группам. Например, вожди и знахари прибегают к ритуалам, заговорам, гаданиям ради сохранения своей власти. Нынешние коммунисты апеллируют к коллективистским пережиткам ради того, чтобы прийти к власти.

В научном смысле культурные пережитки важны потому, что благодаря им исследователь восстанавливает культурное прошлое народа, то состояние, которое было характерно для далёкого прошлого, а теперь исчезло. Поскольку место пережитков в любой культуре велико, постольку оказывается, что ни одну культуру невозможно понять, не изучив её пережитки.

Изучая историю культуры, учёный, подобно художнику, как бы создаёт «портрет», самые глубокие борозды и штрихи на котором оставляют культурные пережитки в своём прямом и трансформированном виде.

(А. Кравченко. Общая социология)

С1. Найдите в тексте определение понятия «культурные пережитки».

С2. Каково влияние культурных пережитков на развитие общества и уровень прогресса в стране?

СЗ. О каких свойствах культуры свидетельствует сохранение культурных пережитков?

С4. В чём сила культурных пережитков? Опираясь на содержание текста, приведите не менее трёх аргументов.

C5. Каково значение культурных пережитков для науки? Приведите два примера из текста.

С6. Назовите российские культурные учреждения государственного масштаба (не менее четырёх).

С7. Принято деление науки на фундаментальную и прикладную. В чём разница между фундаментальными и прикладными научными исследованиями?

Прочитайте текст и дайте ответ на вопрос С8.

Мария Кюри изучала радиоактивность, не думая о её применении. Это были фундаментальные исследования, не направленные на получение какой бы то ни было практической пользы. Не хотелось бы говорить сейчас об атомном оружии (во всяком случае, Мария Кюри ни в коей мере не несёт ответственности за его разработку и тем более применение), но вспомним хотя бы об атомных электростанциях и о радиоактивных изотопах, применяющихся в медицине, и практическая польза от работ Кюри станет очевидной.

Открытие Ньютоном, классическим физиком-теоретиком, фундаментальных законов всемирного тяготения дало возможность, в частности, рассчитывать траектории самых разных объектов, посылаемых с поверхности Земли с той или иной скоростью под тем или иным углом. Опять же — не хочется вспоминать о баллистических ракетах или артиллерийских снарядах и ставить их сэру Исааку в вину. Но почему бы не вспомнить, например, о метеоспутниках и спутниках связи?

Примеры можно перечислять до бесконечности. Но и без того уже ясно, что результаты фундаментальных исследований рано или поздно начинают использоваться на практике.

Фундаментальная и прикладная науки не живут обособленно и изолированно друг от друга. Развитие новых технологий, обеспечиваемое прикладной наукой, позволяет повышать эффективность фундаментальных исследований. Чего стоит одна только компьютеризация, радикально облегчившая научные расчёты и доступ к информации. Прогресс налицо. Нужность прикладной науки для фундаментальной очевидна и не требует доказательств.

Фундаментальная наука, помимо других её функций, играет роль своеобразного инкубатора учёных, включающего в себя родильный дом, ясли и детский сад. Здесь формируются и воспитываются люди, которые в дальнейшем смогут заниматься прикладной наукой.

Не стоит, наконец, забывать и о том, что наука вообще и фундаментальная наука в частности — часть общечеловеческой культуры, точно так же, как музыка, литература, живопись, театр или кинематограф. Не слишком просто, согласитесь, сформулировать, в чём заключается практическая роль искусства в жизни человеческого общества. Тем не менее очевидно (я не вижу смысла даже приводить какие бы то ни было аргументы в пользу этого), что без искусства наша цивилизация была бы чем угодно, но не цивилизацией. То же самое в полной мере можно отнести и к науке. Наука и искусство — два способа познания и осмысления окружающего мира, взаимодополняющие и взаимообогащающие друг друга. Трудно представить себе цивилизованного человека, ни разу в жизни не побывавшего на симфоническом концерте и в картинной галерее. Точно так же для образованного представителя земной цивилизации неестественно и дико не понимать хотя бы в самых общих чертах, почему, например, день сменяет ночь, а зима — лето; почему происходят солнечные затмения; что такое звёзды и чем они отличаются от планет.

Стремление знать, как устроен окружающий мир во всех его проявлениях, заложено глубоко в человеческой природе, и не считаться с этим невозможно, так же как невозможно не считаться с потребностью человеческого организма в пище и воде. Вспомним хотя бы детские вопросы «почему?», не продиктованные никакими практическими соображениями. Вырастая, мы приобретаем здоровый и совершенно необходимый в реальной жизни практицизм, но у многих из нас желание «почемукать» не исчезает. Именно из этой части человечества формируется армия учёных.

(И. Сокальский. Почему вы должны мне платить?)

С8. Как автор доказывает необходимость развития фундаментальной науки? Приведите четыре самых важных, на ваш взгляд, аргумента.






Для любых предложений по сайту: [email protected]