Средства массовой информации - ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Обществознание универсальный справочник - Интенсивная подготовка - Единый государственный экзамен

Средства массовой информации - ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Важную роль в развитии современной культуры играет массовая коммуникация. Под коммуникацией ученые понимают информационный обмен в обществе. В социологиимассовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию посредством передаваемой информации.

Условием осуществления массовой коммуникации является наличие соответствующих технических средств, обеспечивающих ее регулярность и тиражированность.

Основным элементом осуществления массовой коммуникации являются средства массовой информации.

Под средством массовой информации понимается средство распространения информации, характеризующееся:

• обращенностью к массовой аудитории;

• общедоступностью;

• корпоративным характером производства и распространения информации.

К средствам массовой информации относятся: пресса, радио, телевидение; кинематограф, звукозаписи и видеозаписи; видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели; домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи.

Массовая коммуникация характеризуется рядом социальных функций:

информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, зрителю, слушателю актуальной информации о различных сферах жизни общества;

регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и заканчивая достижением контроля над общественным сознанием;

культурологическая функция выполняет не только свою основную познавательную задачу — ознакомление с достижениями культуры и искусства, но и способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры.

У информации как продукта производства есть замечательные качества. Во-первых, в отличие от обычных товаров, тех же станков, приборов, машин, оборудования, она не изнашивается, напротив, в процессе использования в компьютерных сетях она увеличивается, обогащается. Во-вторых, информация по своей сути не может быть закрытой. Не случайно сеть Интернет была названа «царством абсолютной свободы». Свободный обмен информацией подрывает бюрократические устои общества, взрывает деспотию. Информация требует демократии и способствует ее утверждению. Американский ученый Дж. Несбит писал о развитии международных информационных сетей следующее: «Это своего рода страховой полис для демократического государства со стабильным политическим строем. Любое государство сообщества, где к власти придет коммунистическое или фашистское правительство, неминуемо потерпит крах, потому что половина национального богатства этой страны будет переведена с помощью телекоммуникаций за границу уже в первый час пребывания такого правительства у власти».

Все прочнее входит в нашу жизнь сеть Интернет. Именно с ее помощью можно быстро связаться с людьми в самых отдаленных уголках мира, получить доступ практически к любой информации. Порой вместо чтения газет и просмотра телевизионных новостей люди «входят» в Интернет. Интернет — это глобальная информационная сеть, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства, основанного на протоколе TCP/IP. Интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссионным группам.

А все ли знают его историю?

Впервые эта информационная сеть появилась как канал связи в исследованиях американского военного ведомства — Пентагона. Первое время круг пользователей этой сети был довольно узким, потому что не было совершенных интернет-программ и общение такого уровня требовало специальных знаний. Бум начался после 1994 года, когда стали внедрять так называемые WWW-технологии. Название World Wide Web — «всемирная паутина» — оказалось как нельзя более удачным. Сеть охватила практически все страны мира, количество ее пользователей стремительно растет, их уже десятки миллионов. Даже школьникам знакомы такие понятия, как «web-сайты», «провайдер», «сервер», «письма по e-mail(электронной почте)». Интернет стал особым средством передачи информации, в котором объединились текст, звук и изображение. По его каналам можно пересылать картинки и песни, рукописи и чертежи, причем это будет гораздо быстрее и надежнее, чем по почте.

Контролировать потоки информации в сети очень сложно, практически невозможно. Чего там только нет: и подробные сведения о создании самодельных взрывных устройств, и порнография, и пропаганда насилия. От этого трудно оградиться. Каждый, видимо, должен сам для себя решить, что не следует отыскивать в сети подобные вещи. Сеть — лишь инструмент, средство, а ответственность за то, что в ней находится, несут люди.

Интернет активно влияет на формирование взглядов современных людей. Создатель «компьютерной империи» Б. Гейтс говорит, что юноши и девушки ведут «интернетовский образ жизни». При помощи сети совершаются различные сделки, покупки и продажи. Мы можем не выходя из дома приобрести новый магнитофон, телевизор, костюм, даже пиццу. Сеть открывает перед людьми колоссальные возможности в области образования, передачи полезных знаний. Ведь в ней уже сейчас размещено множество архивов и библиотек, музейных коллекций.

Характер информации, распространяемой по каналам СМИ, можно объяснить с помощью отдельных закономерностей, подмеченных и выявленных учеными, изучающими влияние СМИ на общество.

Чрезвычайно активно влияние СМИ в политической жизни общества. Для обозначения этого влияния в политической науке даже появился особый термин — «посредническая осада». Ее задача — во что бы то ни стало добиться от гражданина поддержки своего кандидата и его программы. Многое в этой стратегии «посреднической осады» обманчиво.

Во-первых — иллюзия бесплатности информации. Мы платим не такие уж большие деньги за газету, либо ее опускают в наш почтовый ящик и вовсе бесплатно, также практически бесплатно приходит к нам в дома телевизионная информация. А между тем, по выражению французского политолога П.-А. Шереля, «информация не может выйти из властного поля, точно так же как вращение планет определяется всемирным тяготением». Любая информация кем-то оплачена.

Во-вторых, мы воспринимаем передаваемую информацию как данность, отражение подлинной действительности. Особенно преуспели в этом так называемые «прямые» телевизионные репортажи с места событий. Создается устойчивый эффект нашего присутствия, участия в происходящем. А между тем, по выражению того же Шереля, «посредник преобразует информацию подобно тому, как игра света в воде преломляет погруженную в нее прямую палку».

В-третьих, это так называемая иллюзия айсберга. Мы полагаем, что средства массовой информации передают нам полную, всеобъемлющую характеристику интересующего нас события или объекта. А на самом деле это далеко не так. Мы видим лишь вершину айсберга — его малую, надводную часть, а все остальное скрыто в толще вод. Так и в политике — лишь изредка, по случайным прорывам информации мы узнаем о том, какая борьба происходит «под водой», до нас доносятся лишь ее отголоски.

В-четвертых, следует различать точное, научное изложение фактов от того суждения о нем, которое имеет журналист — автор репортажа или статьи. «Гражданин, подверженный всем этим четырем иллюзиям, не может свободно формировать свое мнение, он — непременная жертва средств массовой информации, которые в конце концов будут ему диктовать, что ему думать» (П.-А. Шерель).

Помимо уже рассмотренных нами четырех иллюзий, создаваемых и поддерживаемых средствами массовой информации, выделяют и другие особенности, присущие передаваемым нам сообщениям. Власть ориентирует информацию, дозирует ее, отфильтровывает, подавая в нужном для себя ключе. Находящиеся у власти силы всегда будут внимательно относиться и к информации, содержащей нападки на них. «Свобода прессы» — в принципе — одна из устойчивых иллюзий. То же самое можно сказать и о телевидении, радиовещании. В политической науке определяется даже несколько правил, которыми руководствуется власть при подаче информации. Любому зрелому гражданину, желающему самостоятельно, а не по чужой подсказке формировать свою политическую волю, необходимо ознакомиться с ними.

Во-первых, это «правило тайны», из-за которого значительная масса фактов тщательно скрывается от непосвященного. «Тайна — это норма, а информация — исключение, ибо знающий властвует». Но если в цепочке происходит разрыв и часть информации проступает сквозь завесу тайны, значит, кому-то эта тайная утечка информации была, что называется, на руку, КТО-ТО дал санкцию на ее прохождение. Случайность здесь маловероятна. Подобные разрывы скорее всего имеют целью подрыв влияния конкурента, его компрометацию, устранение с политической арены. Незадолго до выборов в прессе начинают публиковаться различные разоблачительные скандальные материалы. Правда, иногда подобная кампания может вызвать и прямо противоположную реакцию в обществе. Если власть не пользуется доверием избирателя, то любые нападки в официальных каналах СМИ на ее оппонентов могут «лить воду» именно «на мельницу» оппонентов. Ага, этих ругают те, кого мы не любим, значит, они действительно хорошие, заботятся о народе и его благе, пожалуй, за них как раз я и проголосую!

Кроме влияния властного поля следует упомянуть и о различных видах самой информации, доходящей до потребителя. Может быть заданная информация — сознательно предоставленная распространителем в интересующих его целях, и вынужденная информация — которую удается добыть без ведома или против воли ее обладателя, так как она может существенно повредить ему. Это может быть результатом похищения документов у владельцев, скрытой съемки, агентурных данных, проведения журналистского расследования. Обнародование подобной информации способно привести к отставке многих влиятельных людей, а то и падению целых правительственных кабинетов, в зависимости от того, насколько «свободна» свободная пресса и можно ли считать ее подлинной «четвертой властью». Одним из крупнейших скандалов века в США стал уотергейт, приведший к отставке президента Никсона, а также дело иран-контрас, существенно скомпрометировавшее администрацию президента Рейгана. В России СМИ пока еще не имеют такой силы, как в США, не достаточно защищены и наши журналисты. Поэтому иногда журналистское расследование может закончиться трагически для его инициатора.

Информация может быть и нейтральной, т. е. явно не служить конкретным целям и задачам. Ее функция — установить контакт с избирателем, привлечь его внимание к определенной проблеме, смоделировать поведение людей в данной ситуации.

Еще одним фактором, который следует учитывать при составлении собственного мнения, является конфликтность информации. Разные партии и блоки, оспаривающие право на власть, стремятся во что бы то ни стало привлечь избирателя на свою сторону. Одни говорят одно, другие — другое, при этом объект информации может быть одним и тем же. Например, оппозиции выгоднее завышать численность участников акций протеста, а официальным органам — занижать. Разная будет знаковость информации и по всем важнейшим для страны политическим событиям, как то: выступление Президента РФ в Федеральном собрании с ежегодным посланием, отчет правительства о проделанной работе, обсуждение бюджета на текущий год.

Всякая информация оплачена кем-то, ее создают, передают и принимают люди, и на каждой из этих стадий на нас, граждан, оказывается мощное воздействие. Словно воля режиссера, продюсера определяет наше поведение на политической сцене, а не наши собственные желания и стремления.

Мощным средством воздействия на избирателя, которое способно заставить его поступать вопреки доводам рассудка, является чувство страха, ощущение реальной или мнимой угрозы. Если мы чего-то боимся, то во что бы то ни стало постараемся избежать этой угрозы, уклониться от нее. Доводы рассудка могут стать настолько неразличимыми, что человек способен «спрятать голову в песок» и сделать вид, что опасности не существует.

Именно вызывая и провоцируя страх, легко манипулировать мнением избирателя. Один из ведущих французских политиков начала века Ж. Клемансо, которого называли не иначе как «тигром», говорил: «Страх — это великий двигатель человеческих действий». Играя на этом чувстве, вполне можно добиться желаемых результатов. Так, в июне 1968 года во Франции большинство избирателей высказалось за жесткий курс президента Шарля де Голля из страха перед размахом студенческих волнений, молодежным экстремизмом. Де Голль предложил нации выбор — «или я, или хаос». Подобный же страх позволил президенту США Р. Никсону существенно ужесточить внутреннюю политику. Силой были подавлены в университетах выступления против войны во Вьетнаме, многие их зачинщики оказались за решеткой, а руководители экстремистской организации «Черные пантеры» и вовсе были без суда и следствия расстреляны полицией в своих домах. И демократический обыватель самой демократической страны мира все это поддержал, так как боялся, что молодежные движения «раскачают лодку» и пошатнется благополучие страны и его самого. Неоднократно играла на страхе британских избирателей перед ИРА (Ирландской республиканской армией) и Маргарет Тэтчер.

Политики говорят: «У каждого дня свой страх». Об этом следует помнить и тем более внимательно следить за политической обстановкой, не обольщаться простыми решениями сложнейших задач, чтобы не превратиться в объект искусных манипуляций со стороны политиков и контролируемых ими средств массовой информации.

Нужно вооружить себя знанием о том, что происходит в коридорах власти, представлять себе механизм создания той информации, которую мы черпаем из газетных статей, теле- и радиорепортажей. И не нужно думать, что, если мы не будем слушать новости или внимательно вчитываться

в комментарии политических обозревателей, у нас больше шансов составить независимое суждение. Это большое заблуждение. Нельзя составить мнение о том, чего не знаешь совсем. Одного нашего здравого смысла здесь недостаточно. Не получая информации вообще, мы никогда и ни о чем не составим собственного суждения и станем подобны осиновому листку в быстротекущем ручье.

Мы должны воспринимать и постигать информацию тщательно сортируя, сопоставляя ее различные версии; не ограничиваться одним сообщением, искать второе, третье, четвертое. Из всего этого калейдоскопа оценок можно сложить более или менее приближенную к истине картину происшедшего, выявить систему интересов тех сторон, которые заинтересованы в данном деле. Только тогда наше мнение может быть вполне компетентным, независимым, опираться на знания и разум, а наша гражданская позиция — зрелой. «Качество мнения граждан обусловливает качество демократической жизни в любой стране, являясь целью борьбы всех претендентов на власть», — писал П.-А. Шерель.

Знать законы информации крайне важно для молодого гражданина. Это одна из основ его самостоятельной роли в политике. Каждому из нас следует помнить о том, насколько сложно и ответственно быть избирателем, иметь право голоса и исполнять свой гражданский долг.






Для любых предложений по сайту: [email protected]