Обществознание универсальный справочник - Интенсивная подготовка - Единый государственный экзамен
Истина, ее критерии. Относительность истины - ПОЗНАНИЕ
Целью познания является истина. Под истиной понимается соответствие знания предмету познания. Само понятие «истина» в русском языке неотделимо от понятия «правда». В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» замечает: «Правда — это истина на деле, истина во благе, честность, неподкупность, справедливость; поступать по правде значит поступать по истине, по справедливости; правдивость как качество человека или как принадлежность понятия, рассказа, описания; полное согласие слова и дела, истина. Истина — противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо; все, что есть, то истина. Ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом «правда» правдивость, справедливость, правосудие, правоту. Истина относится [более] к уму и разуму, а добро или благо — к любви, нраву и воле».
Известный ученый А. Д. Александров полагает, что само понятие «правда» охватывает и объективную истину, и моральную правоту. Он убежден, что стремление найти истину, распространить и утвердить ее среди людей оказывается существенным элементом моральной позиции по отношению к людям. Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действительности. Поэтому ложь не просто противна истине. Тот, кто лжет, как бы обкрадывает человека, мешает ему понимать происходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него оковы искаженного взгляда на действительность. Искажение и сокрытие истины всегда служило угнетению. Неуважение к истине, безразличие к ней выражает неуважение и безразличие к людям.
Философ М. М. Рубинштейн обращал внимание на освободительный характер истины. «Каждая познанная истина, — подчеркивал он, — означает новый раскрытый простор для действия; предвидя будущее и объединяя его со своими принципами, человек не только ждет будущего, но он способен и творить его; истина жизнесозидательна, ложь — жизнеразрушительна».
Нацеленность истины на практику, праксеологический аспект истины специально рассматривается в ряде работ по теории познания. Содержательной в этом плане является книга Б. И. Липского «Практическая природа истины» (1988). Он указывает на то, что истина — характеристика определенного отношения между идеей и предметом, поэтому она должна включать в себя как объективное знание свойств предмета, так и субъективное понимание возможностей его практического употребления. «Человек, располагающий истиной, — пишет он, — должен иметь четкое представление не только о свойствах данного предмета, но и возможностях его практического использования. Практика удостоверяет истину для того, чтобы эта удостоверенная истина могла служить дальнейшему развитию практики». Отсюда —- определение Липским понятия истины: «Истина есть содержание человеческого сознания, соответствующее объективной реальности и выступающее теоретической основой ее преобразования для достижения субъективной цели».
Свойством истины является объективность, т. е. соответствие реальному объекту, независимо от воли и желания познающего субъекта, т. е. человека.
В то же время человеческая истина всегда относительна, т. е. это знание неполное — за пределами познанного всегда остается неизведанное, пока еще не открытое людьми. Всякий познаваемый объект на самом деле сложнее, многограннее, чем то, что мы о нем знаем. Важным свойством истины является процессуальность, т. е. бесконечность познания, накопления знаний о мире.
В то же время знание о каком-то объекте действительности может быть исчерпывающим. Такое знание понимается учеными как абсолютная истина. Абсолютная иотносительная истина служат моментами истины объективной.
Ученые отмечают также конкретность истины, т. е. знания об объектах определяются конкретными обстоятельствами (местом, временем и т. д.)
Истина всегда противопоставляется заблуждению, т. е. знанию ложному, не соответствующему своему предмету. В ходе развития познания истина и заблуждения могут перетекать друг в друга. Например, в средневековье заблуждением считалась мысль о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Не зря говорится: «Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок».
Человечество веками занимал вопрос: «А как различать истину и заблуждение?» Это вопрос о критериях истины. Разные мыслители усматривали критерии истины в разном. Одни считали таковым чувственный опыт; другие — соответствие представлениям большинства людей, договоренностям между учеными, мнению авторитетов; третьи — соответствие божественным заповедям. Универсальным критерием истины признана практика, т. е. вовлеченность познаваемого объекта в деятельность человека. К примеру, в научном познании именно результаты экспериментов служат наиболее весомыми доказательствами истинности гипотезы, предположения.
В ходе практической деятельности человечество вырабатывает также иные, частные критерии установления истинности знания — к примеру, очевидность, здравый смысл, логическая правильность.