Обществознание ЕГЭ 2018 - Типовые тестовые задания
Вариант 9 - Урок 2 - СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕСТВО3НАНИЮ
Часть 1
Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания — 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) — 0 баллов.
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
1 |
мажоритарная |
11 |
124 |
2 |
источникиправа |
12 |
12 |
3 |
57 |
13 |
12 |
4 |
234 |
14 |
22121 |
5 |
12233 |
15 |
12 |
6 |
346 |
16 |
134 |
7 |
34 |
17 |
12 |
8 |
21232 |
18 |
23231 |
9 |
16 |
19 |
234 |
10 |
25 |
20 |
625174 |
Часть 2
Критерии оценивания заданий с развернутым ответом
21. Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе должны быть представлены следующие элементы: 1) отрицательный ответ; 2) пояснение, например: мыслители по-разному определяли критерии и содержание прогресса, некоторые даже высказывали мнение относительно ложности самой идеи прогресса; (Пояснение может быть дано в иной, близкой по смыслу формулировке.) 3) два фактора: возникновение глобальных проблем человечества и нарастание нестабильности в мире. Факторы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках |
|
Дан правильный ответ, приведено его пояснение, и указаны два фактора. ИЛИ Правильный ответ в явном виде не дан, но понятен по контексту приведенного пояснения, указаны два фактора |
2 |
Дан правильный ответ, приведено его пояснение. ИЛИ Дан правильный ответ, приведены один-два фактора. ИЛИ Правильный ответ в явном виде не дан, но понятен по контексту приведенного пояснения, указан один фактор. ИЛИ Указаны только два фактора |
1 |
Дан только правильный ответ. ИЛИ Указан только один фактор. ИЛИ Приведено только одно пояснение. |
0 |
ИЛИ Ответ неправильный |
|
Максимальный балл |
2 |
22. Какие три критерия, по мнению автора, могут выступать интегральными характеристиками прогрессивного развития общества в наше время? Опираясь на знание курса и фактов социальной жизни, укажите любой не названный в тексте критерий.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
R правильном ответе должны быть представлены следующие элементы: 1) критерии (интегральные характеристики), названные автором: - уровень материнской и детской смертности; - показатели физического и душевного здоровья; - чувство удовлетворенности жизнью; (Критерии по тексту могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.) 2) критерий, не названный в тексте, например: - средняя продолжительность жизни; - уровень жизни. Могут быть приведены другие, не названные в тексте критерии |
|
Указаны три критерия, названные автором, указан другой, не названный критерий |
2 |
Указаны только три критерия, названные автором. ИЛИ Указан только не названный автором критерий |
1 |
Указаны один-два критерия, названные автором. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
23. Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В ответе должны быть приведены примеры, допустим: 1) рост науки: появление новых отраслей, новых научных методов; развитие автотранспорта, авиации, связи, космонавтики, электронно-вычислительной техники в результате внедрения научных достижений; создание химической и медицинской индустрии (удобрения, синтетические материалы и лекарства, пластмассы); 2) производительность труда: хозяйство современного фермера во много раз производительнее, чем хозяйство средневекового крестьянина; 3) освобождение от эксплуатации человека человеком: уничтожение всех форм внеэкономического принуждения, предоставление личной свободы, права распоряжаться своим имуществом, покупать и продавать движимость и недвижимость, заниматься торгово-промышленной деятельностью. Могут быть приведены другие примеры |
|
Приведены примеры по каждому из критериев |
3 |
Приведены примеры любых двух критериев |
2 |
Приведен пример одного любого критерия |
1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
24. Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в ее обоснование.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе должны быть представлены следующие элементы: 1) формулировка собственной точки зрения, содержащей утвердительный или отрицательный ответ на вопрос; 2) аргументы, например: в случае утвердительного ответа: - происходит развитие наук; появляются новые науки; расширяется научное знание о мире, об обществе, о человеке; - появляются новые художественные школы и направления в искусстве, новые театральные жанры и т.п.; - развивается образование, во многих странах ликвидирована безграмотность; в случае отрицательного ответа: - моральные нормы за сотни лет не претерпели значительных изменений; - религиозные учения, нормы, традиции передаются из поколения в поколение в неизменном виде; - многие произведения искусства ушедших эпох остаются непревзойденными шедеврами. Могут быть приведены другие аргументы |
|
Сформулирована точка зрения и приведены три аргумента |
3 |
Сформулирована точка зрения и приведены два аргумента. ИЛИ Точка зрения не сформулирована, но понятна в контексте трех приведенных аргументов |
2 |
Сформулирована точка зрения и приведен один аргумент. ИЛИ Точка зрения не сформулирована, но понятна в контексте двух приведенных аргументов |
1 |
Сформулирована только точка зрения. ИЛИ Приведен только один аргумент. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “рыночная конкуренция”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение с информацией о видах конкуренции, опирающейся на знания курса, и одно предложение, раскрывающее роль конкуренции в рыночной экономике.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: “рыночная конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров”; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.) 2) одно предложение с информацией о видах конкуренции, опирающейся на знания курса, например? “В зависимости от состояния рынка, выделяют свободную, несовершенную и монополистическую конкуренцию”; (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о видах конкуренции.) 3) одно предложение, раскрывающее роль конкуренции в рыночной экономике, например: “Конкуренция способствует производству достаточного количества качественных товаров и услуг”. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее роль конкуренции в рыночной экономике.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании |
|
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия |
3 |
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(- я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия |
2 |
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный |
1 |
Максимальный балл |
3 |
26. Проиллюстрируйте тремя примерами влияние семьи на социальное становление растущих в ней детей.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе могут быть приведены иллюстрирующие примеры: 1) личный пример (супруги М. корректны, вежливы. Их дочь подражает им); 2) влияние уровня образования родителей (в семье А. у родителей высшее образование, в доме много книг, и дети приучаются читать, работать со справочной литературой, побуждаются к получению высшего профессионального образования); 3) семейные нормы и санкции (правила ведения домашнего хозяйства и отношений с родственниками, установленные в семье С., дети усвоили с детства и воплощают в жизни своих семей). Могут быть приведены иные примеры |
|
Приведены три примера |
3 |
Приведены два примера |
2 |
Приведен один пример |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
27. Гитлеровский режим сохранил конституцию Веймарской республики. Тем не менее, закон в стране оказался в подчинении у новой власти. Какой политический режим установился в Германии после прихода к власти Гитлера? По какому признаку Вы это определили? Опираясь на обществоведческие знания, укажите любые два других признака данного политического режима.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на вопрос: тоталитарный политический режим; 2) признак, отраженный в условии: тоталитарная “законность” — подчинение закона своей политической воле; 3) признаки тоталитарного режима, например: - массовый террор против своего населения; - подавление индивидуальности, вторжение во все сферы жизни личности. Могут быть указаны другие признаки тоталитарного режима |
|
Дан ответ и указаны три признака |
3 |
Дан ответ и указаны два признака |
2 |
Дан ответ и указан один признак. ИЛИ Указаны три признака, ответ на вопрос явно не представлен |
1 |
Указаны один-два признака. ИЛИ Дан только ответ на вопрос, признаки не указаны. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Федеральное Собрание РФ и его функции”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
При анализе ответа учитывается: - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; - наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; - корректность формулировок пунктов плана Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании |
|
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Федеральное Собрание — избираемый двухпалатный парламент России. 2. Функции Федерального Собрания: а) законодательная (принятие федеральных законов); б) представительская (представление различных социальных групп); в) контрольная (контроль за некоторыми направлениями деятельности Правительства; депутатские запросы, парламентские расследования); г) финансовая (утверждение федерального бюджета и контроль за его исполнением). 3. Палаты Федерального Собрания: а) Совет Федерации; б) Государственная Дума. 4. Формирование палат Федерального Собрания: а) по два представителя каждого субъекта Федерации входят в Совет Федерации; б) 450 депутатов Государственной Думы избираются всем населением на 5 лет. 5. Предметы ведения Совета Федерации (утверждение изменения границ между субъектами РФ, назначение выборов Президента РФ, отрешение Президента РФ от должности, назначение на должности судей Конституционного, Верховного Судов РФ, Генерального прокурора РФ и др.) и Государственной Думы (решение вопроса о доверии Правительству РФ, объявление амнистии, назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Уполномоченного по правам человека и др.). Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. |
|
Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу. |
Структура предложенного плана |
Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу |
Корректность формулировок пунктов плана |
Баллы |
Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
3 |
Два пункта детализированы в подпунктах. ИЛИ Три пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
2 |
ИЛИ |
|||
Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу |
|
План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
1 |
ИЛИ |
|||
Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах |
Один |
||
ИЛИ |
|||
Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы |
|
Два пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
|
Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу |
|
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла |
0 |
||
ИЛИ |
|||
План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы |
|||
Максимальный балл |
3 |
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
29.1 |
Философия |
“Закономерность исторического явления обратно пропорциональна его духовности” (В.О. Ключевский). |
29.2 |
Экономика |
“Налоги не должны мешать производству” (Ф.С. Нитти). |
29.3 |
Социология, социальная психология |
“Главная сила в человеке — это сила духа” (Ю.А. Гагарин). |
29.4 |
Политология |
“Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую” (Наполеон Бонапарт). |
29.5 |
Правоведение |
“То, что связано с законом, дает право. Но само по себе это право не является ни правом разума, ни правом справедливости; это право силы” (Ж.-О. Ламетри). |