Обществознание ЕГЭ 2018 - Типовые тестовые задания
Вариант 4 - Урок 2 - СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕСТВО3НАНИЮ
Часть 1
Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания — 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) — 0 баллов.
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
1 |
обмен |
11 |
24 |
2 |
толкованиенормправа |
12 |
24 |
3 |
12 |
13 |
24 |
4 |
134 |
14 |
31122 |
5 |
12121 |
15 |
146 |
6 |
156 |
16 |
246 |
7 |
235 |
17 |
24 |
8 |
12213 |
18 |
21321 |
9 |
246 |
19 |
136 |
10 |
35 |
20 |
496813 |
Часть 2
Критерии оценивания заданий с развернутым ответом
21. Какие три особенности, характерные именно для юридической ответственности, выделяет автор?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В ответе должны быть указаны особенности юридической ответственности: - государственно-правовое осуждение лица, нарушившего закон; - наступление отрицательных последствий для нарушителя в виде ограничений имущественного или личного порядка; - обретает форму отношения между государством и правонарушителем. |
|
Указаны три особенности |
2 |
Указаны две особенности |
1 |
Указана одна особенность. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
22. Какие два вида санкций выделяются в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, конкретизируйте любой из них.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе должны быть: - названы два вида санкций: карательные и восстановительные; - конкретизирован один из видов этих санкций, например: карательная — лишение свободы, восстановительная — возмещение убытков. |
|
Названы два вида санкций, один из них конкретизирован |
2 |
Назван и конкретизирован один вид санкций. ИЛИ Названы два вида санкций |
1 |
Назван один вид санкций. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
23. Автор отмечает, что отсутствие хотя бы одного из признаков юридической ответственности снимает вопрос о наступлении юридической ответственности. Назовите любые три признака юридической ответственности и кратко охарактеризуйте каждый из них.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В ответе должны быть названы и конкретизированы три признака юридической ответственности: - противоправность — нарушение существующей нормы права; - общественный вред — ущемление прав и интересов участников правоотношений; - наличие вины — осознание лицом противоправности своего деяния |
|
Названы и конкретизированы три признака юридической ответственности |
3 |
Названы два и конкретизированы два признака. ИЛИ названы три признака |
2 |
Назван и конкретизирован один признак. |
1 |
ИЛИ Названы два признака |
|
Назван один признак. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
24. О каких двух видах юридической ответственности размышляет автор? Приведите довод в поддержку выделения этих видов и контрдовод (суждение, показывающее нецелесообразность такой дифференциации).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе должны содержаться следующие элементы: 1) названы два вида юридической ответственности: позитивная и негативная; 2) приведен довод в поддержку такой классификации: выделение этих видов ответственности показывает примеры не только неправомерного поведения, но и дает образцы правомерного поведения; 3) приведен контр довод: выделение позитивной ответственности ведет к смешению юридической ответственности с моральным долгом. Могут быть приведены другие аргументы |
|
Названы два вида юридической ответственности, приведены довод и контрдовод |
3 |
Названы два вида юридической ответственности, приведен только довод. ИЛИ Названы два вида юридической ответственности, приведен контрдовод |
2 |
Названы два вида юридической ответственности |
1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “общественный прогресс”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях общественного прогресса, и другое предложение, содержащее информацию о противоречивости прогресса.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: общественный прогресс — это направленное развитие общества от более низкого уровня к более высокому. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение) 2) одно предложение с информацией о проявлениях прогресса, опирающейся на знания курса, например: “Одним из проявлений прогресса служит развитие техники и технологий”. (Могут быть составлены другие предложения, содержащие характеристику общественного прогресса) 3) одно предложение, содержащее информацию о противоречивости прогресса, например: “Развитие производства, освоение новых технических областей связаны с нарастанием экологического кризиса”. (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о противоречивости общественного прогресса) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия ujили его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании |
|
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия |
3 |
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(- я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия |
2 |
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия |
1 |
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный |
|
Максимальный балл |
3 |
26. В стране Z выборы в парламент проходят по мажоритарной системе. Опираясь на обществоведческие знания укажите две особенности, присущие этой системе, и покажите одно преимущество этой системы.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Ответ должен включать следующие элементы: 1) указаны две особенности мажоритарной системы, например: - выборы проводятся по одномандатным округам; - для победы в первом туре требуется набрать большинство голосов; 2) показано одно преимущество, например: более полно учитываются качества кандидата. Могут быть приведены другие особенности и преимущества |
|
Правильно указаны две особенности и приведено преимущество. |
3 |
Правильно названа одна особенность и приведено преимущество. ИЛИ Правильно указаны две особенности. |
2 |
Правильно указана одна особенность. ИЛИ Приведено преимущество |
1 |
Ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл |
3 |
27. Первые идеологи коммунизма мечтали о таком общественном строе, при котором каждый член общества будет получать от него то, что отвечает разумным потребностям человека. Необходимым условием этого должно было стать изобилие материальных благ, которое, в свою очередь, возникнет как следствие свободного от эксплуатации труда каждого человека. Какой принцип распределения материальных благ предлагалось утвердить при коммунизме? Приведите еще два известных вам из курсов обществознания, истории принципа распределения материальных благ и покажите недостаток любого из них.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) указан принцип распределения: по потребностям; 2) приведите два других принципа распределения, например: - в зависимости от затраченного в общественном производстве труда (по труду), - в зависимости от находящихся в собственности факторов производства (земли, капитала); - уравнительное распределение; 3) показан недостаток одного из них, допустим: - распределение по труду, существовавшее при социализме, предполагало централизованный учет количества и качества труда, что было затруднительно, т.к. требовало приравнивать совершенно различные виды деятельности, например, результаты умственного и физического труда; - уравнительное распределение снижает заинтересованность людей в результатах своего труда. Могут быть показаны другие недостатки. |
|
Указан с опорой на условие задания принцип распределения, приведены два другие принципа, показан недостаток одного из них |
3 |
Указан принцип распределения, приведены два другие принципа. ИЛИ Указан принцип распределения, приведен дополнительный принцип и показан его недостаток |
2 |
Указан принцип распределения, приведен один дополнительный принцип. ИЛИ Приведен дополнительный принцип и показан его недостаток |
1 |
Указан принцип распределения. ИЛИ Приведен дополнительный принцип. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Социальные институты и их функции в обществе”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
При анализе ответа учитывается: - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; - наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; - корректность формулировок пунктов плана Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании Один из вариантов плана раскрытия данной темы: Социальные институты и их функции в обществе 1. Что такое социальный институт 2. Основные социальные институты общества 1) семья как социальный институт 2) политические институты 3) финансово-экономические институты 4) институты в сфере культуры 3. Функции института семьи 1) репродуктивная функция 2) функция первичной социализации 3) хозяйственно-экономическая функция 4. Основные функции государства как социального института 1) внутриполитические функции 2) внешнеполитические функции 5. Функции школы как социального института 1) вторичная социализация 2) формирование духовно-нравственной культуры 6. Взаимодействие социальных институтов при выполнении основных функций. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. |
|
Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу. |
Структура предложенного плана |
Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу |
Корректность формулировок пунктов плана |
Баллы |
Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
3 |
Два пункта детализированы в подпунктах. ИЛИ Три пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
2 |
ИЛИ |
|||
Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу |
|
План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
1 |
ИЛИ |
|||
Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах |
Один |
||
ИЛИ |
|||
Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы |
|
Два пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу |
|
Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах |
Два |
Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу |
|
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла |
0 |
||
ИЛИ |
|||
План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы |
|||
Максимальный балл |
3 |
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей, точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
29.1 |
Философия |
“Через развитие человеческих качеств и способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей” (А. Печчеи). |
29.2 |
Экономика |
“Когда мы изучаем разные структуры общественной организации, мы являемся свидетелями различных денежных систем” (Л. Харрис). |
29.3 |
Социология, социальная психология |
“Одним из источников изменений в обществе служит распространение отклоняющегося поведения”. (Т. Парсонс). |
29.4 |
Политология |
“Современная парламентская демократия представляет собой комплекс обеих версий народовластия: представительной и плебисцитарной (прямой)” (Э.Ю. Соловьев). |
29.5 |
Правоведение |
“Суд — это говорящий закон, а закон — это немой судья” (Юридическое изречение). |