Обществознание полный экспресс-репетитор разбор всех экзаменационных ЕГЭ
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ - Теоретический материал (экспресс-курс) - ПРАВО
Конституция1 — (от лат. constitutio — установление, устройство) — это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина.
Конституции в государствах могут приниматься в силу разных причин.
Функции конституции
Наименование функции |
Ее сущность |
Политическая |
Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие |
Правовая |
Выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчинённых нормативных правовых актов государства |
Гуманистическая |
Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права |
Учредительная |
Устанавливает определённый порядок в государстве, создаёт систему институтов и органов власти |
Мировоззренческая |
Способствует формированию правового сознания населения — совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права |
Конституция Российской Федерации — это Основной закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.
Этапы конституционного развития России
Этапы |
Год принятия |
Основной закон Российского государства |
I |
1906 |
Основные законы Российской империи (фактически первая российская конституция) |
II |
1918 |
Первая Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) |
1925 |
Конституция РСФСР |
|
1937 |
Конституция РСФСР |
|
1978 |
Конституция РСФСР |
|
1989—1993 |
Дополнения и изменения, вносимые в Конституцию РСФСР 1978 г. |
|
III |
1993 |
Конституция Российской Федерации (РФ) |
Вопрос о новой Конституции РФ был поставлен на I Съезде народных депутатов России в 1990 г.: была образована Конституционная комиссия для разработки проекта нового Основного закона. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ и Съездом народных депутатов РФ, но он носил идеологизированный характер.
Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции, для завершения подготовки которого летом 1993 г. созвали Конституционное совещание. Проект нового Основного закона РФ был вынесен на всенародное голосование, состоявшееся 12 декабря 1993 г. Согласно Положению о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ для принятия нового Основного закона России требовалось, чтобы более 50% избирателей, участвовавших в голосовании, проголосовали за его принятие (при условии, что в голосовании участвовало более половины всех избирателей).
Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования его результатов — 25 декабря 1993 г. С её принятием завершился советский период развития российской государственности.
Конституция РФ занимает центральное место в правовой системе общества.
Особенности Конституции РФ
Особенности, обусловливающие центральное место Конституции РФ в правовой системе |
Их подтверждение |
Принимается народом (или от его имени) |
12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования был одобрен проект новой Конституции РФ |
Имеет учредительный характер |
В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. Смысл учредительной власти: право утверждать основы общественного и государственного устройства |
Обладает высшей юридической силой |
Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Основному закону |
Имеет всеохватывающий характер |
Конституция РФ распространяется на все сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она регулирует базовые основы общественных отношений |
Является основой для всех иных источников права |
Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция регулирует сам процесс правотворчества, т. е. устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции РФ названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней |
Отличает особый порядок охраны |
Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является её гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ч. 1, ст. 82). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума могут инициировать в Конституционном суде России процедуру разрешения споров о соответствии Конституции нормативных правовых актов, указанных в ст. 125 Основного закона РФ. Конституционный суд РФ — это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции |
Характеризует особый, усложнённый порядок пересмотра и внесения поправок |
Из текста Конституции РФ следует, что она может быть подвергнута пересмотру, а также в неё могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения гл. 1, 2 и 9 Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3—8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новый её проект, который принимается Конституционным собранием 2/3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция считается принятой, если за неё проголосуют более половины избирателей, участвовавших в голосовании, при условии, что в нём приняли участие более половины избирателей. Несколько облегчённый порядок изменения Конституции относится к гл. 3—8, поправки к которым принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Предложение о поправке к Конституции должно содержать текст новой статьи (её части или пункта) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государственную Думу. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трёх чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия. После того как законодательные (представительные) органы не менее чем 2/3 субъектов РФ одобрят данный закон, он направляется Президенту России для подписания и официального опубликования. |
Структура Конституции РФ
Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов.
Преамбула
Провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.
Первый раздел
№ главы |
Название главы |
Конституционные статьи |
Предмет регулирования |
1 |
Основы конституционного строя |
1—16 |
Сущность государства; правовое положение человека и гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения государства и религии |
2 |
Права и свободы человека и гражданина |
17—64 |
Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности человека и гражданина |
3 |
Федеративное устройство |
65—79 |
Конституционный статус Российской Федерации и её субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации |
4 |
Президент Российской Федерации |
80—93 |
Статус Президента РФ как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента РФ от должности |
5 |
Федеральное собрание |
94—109 |
Основы организации и деятельности Федерального собрания, его статус; порядок формирования и компетенция; нормы законодательного процесса |
6 |
Правительство Российской Федерации |
110—117 |
Порядок формирования Правительства РФ, его структура, уровень компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству РФ |
7 |
Судебная власть |
118—129 |
Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства. Порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов РФ; Прокуратура РФ |
8 |
Местное самоуправление |
130—133 |
Система и функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления |
9 |
Конституционные поправки и пересмотр Конституции |
134—137 |
Порядок изменения и дополнения действующей Конституции; её пересмотр |
Второй раздел
Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и, соответственно, прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
Конституционный строй — это система экономических, социальных и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.
Конституция РФ 1993 г. впервые применяет понятие «основы конституционного строя». Оно заменило понятие «общественное устройство», содержащееся в Конституции РСФСР 1937 г., и понятие «основа общественного строя и политики» — в Конституции РСФСР 1978 г.
Конституция как Основной закон Российской Федерации определяет основу политического и общественного устройства государства, его конституционный строй.
Наличие в стране конституции ещё не означает, что в этом государстве уже установлен конституционный строй. При конституционном строе прежде всего должно обеспечиваться подчинение государства праву.
Первая глава Конституции РФ носит название «Основы конституционного строя» и закрепляет базовые начала современной российской государственности.
Согласно ст. 16 Конституции РФ никакие другие положения Основного закона не могут противоречить основам конституционного строя.
В Конституции РФ (преамбула и гл. I) находит выражение целостная система принципов конституционного строя.
Принципы (базовые начала) конституционного строя Российской Федерации
Наименование принципа |
Его сущность |
Статьи Конституции РФ |
Основы организации государственной власти: • Суверенитет народа |
Признание народа единственным источником власти, возможность осуществлять эту власть в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ обладает политическими и социально-экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими его реальное участие в управлении делами общества и государства |
Ст. 1, 2, 3,4 |
• Федерализм |
Децентрализация государственной власти, обеспеченная разграничением властных полномочий между Российской Федерацией, её субъектами и органами местного самоуправления |
Ст. 1, 5 |
• Республиканская форма правления |
Избрание или назначение высших органов власти на определённый срок; сфера компетенции органов власти разграничена |
Ст. 1 |
• Разделение властей • Правовое государство • Приоритет международного права |
Законодательство, исполнение законов и контроль за соблюдением законности осуществляется относительно независимыми друг от друга органами государственной власти при невмешательстве и строгом разграничении их полномочий |
Ст. 10, 11 |
Установление верховенства закона в общественной жизни, существование системы социального контроля над властью и наличие эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищённость личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование конституционных прав и свобод |
Ст. 1, 4, 15, 18 |
|
Подписанные и ратифицированные РФ международные договоры обладают более высокой юридической силой, чем внутреннее законодательство. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ |
Ст. 15 |
|
Основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина: • Признание человека, его прав высшей ценностью |
Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является главной обязанностью государства |
Ст. 2 |
• Демократическое государство |
Признание и обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина |
Ст. 1, 2, 3, 30, 32 |
Основы организации жизни гражданского общества: • Социальное государство |
Создание экономических и юридических условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществление комплекса мер по поддержанию социально неимущих групп населения |
Ст. 7 |
• Светское государство |
Отсутствие государственной религии: ни одно вероучение не признаётся обязательным или предпочтительным |
Ст. 14, 28 |
• Идеологический и политический плюрализм (многообразие) |
Установление запрета на признание какой-либо идеологии в качестве официальной (главенствующей). Основа для утверждения в обществе политического многообразия, провозглашение свободы политических мнений и действий, легальная возможность для создания и деятельности оппозиции, для утверждения в стране многопартийности |
Ст. 13 |
• Многообразие и равноправие форм собственности |
Признание различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной и др.). Равная защита собственности любой формы |
Ст. 8, 9 |
Согласно основным принципам конституционного строя, закреплённым в Конституции РФ, Россия по форме правления является республикой, а по форме государственно-территориального устройства — федерацией.
1 Первой писаной конституцией является Конституция США 1787 г., действующая до сих пор. В Европе первыми писаными конституциями были конституции Польши и Франции 1791 г.