Виды, причины и последствия инфляции - Теоретический материал (экспресс-курс) - ЭКОНОМИКА

Обществознание полный экспресс-репетитор разбор всех экзаменационных ЕГЭ

Виды, причины и последствия инфляции - Теоретический материал (экспресс-курс) - ЭКОНОМИКА


Виды инфляции


Основа классификации

Наименование вида инфляции

Его сущность

Характер протекания

Открытая

Отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги. Характерна для рыночной экономики

Скрытая (подавленная)

Возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения. Характерна для централизованной экономики

Зависимость от темпа роста цен

Умеренная (ползучая, нормальная)

Цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (на 5—10% в год)

Галопирующая

Быстрое и скачкообразное увеличение цен (на 10—20% в год)

Гиперинфляция

Сверхвысокий, ничем не стеснённый рост цен (до 1000% в год)

Степень расхождения роста цен по различным товарным группам

Сбалансированная

Цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными

Несбалансированная

Цены различных товаров по отношению друг к другу постоянно меняются в различных пропорциях

Степень прогнозируемости роста цен

Прогнозируемая

Инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов

Непрогнозируемая

Инфляция, которая становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый


Последствия инфляции

• Для сферы производства:

— снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;

— обесценение всего фонда накопления;

— обесценение кредитов;

— стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.

• При распределении доходов:

— перераспределение доходов, увеличивая доходы тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижая доходы их кредиторов (правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику кратковременного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности);

— отрицательное воздействие на население с фиксированными доходами (бюджетники, студенты, пенсионеры), которые обесцениваются;

— обесценение доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления;

— определение реального дохода уже не по количеству денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может купить;

— снижение покупательной способности денежной единицы.

• Для экономических отношений:

— владельцы предприятий не знают, какую цену ставить на свою продукцию;

— потребители не знают, какая цена является оправданной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь;

— поставщики сырья предпочитают получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, начинает процветать бартер (от англ. barter — менять, обменивать) — натуральный обмен;

— кредиторы избегают давать в долг.

• Для денежной массы:

— деньги теряют свою ценность и перестают выполнять свои функции как мера стоимости и средства обращения, что ведёт к финансовому краху.

• Для социальной стабильности в обществе:

— снижение расходов государственного бюджета, направляемых на реализацию социальных программ;

— возникновение социальной напряжённости в обществе.

Между тем, умеренная инфляция полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительство проводить антиинфляционную экономическую политику.

Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства.

В основе антиинфляционной программы должны лежать анализ причин и факторов, вызывающих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующих снижению уровня инфляции.

Существуют два подхода к управлению экономикой в условиях инфляции: один предусматривает приспособление к инфляции, другой — попытку снизить инфляцию антиинфляционными мерами.




1 Денежная масса — совокупность наличных и безналичных покупательных и платёжных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которыми располагают частные лица, институциональные собственники и государство.






Для любых предложений по сайту: [email protected]