ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ПОЛНЫЙ ЭКСПРЕСС-РЕПЕТИТОР РАЗБОР ВСЕХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ТЕМ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
Данная книга — учебное пособие для быстрой и эффективной подготовки школьников и абитуриентов к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по обществознанию, которое по своему содержанию соответствует государственному стандарту обществоведческого образования. Пособие призвано оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний каждого из пяти традиционно выделяемых содержательных разделов: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».
Пособие включает теоретический материал, представленный в форме экспресс-курса, и вариативные тренировочные задания для самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность учебного пособия.
В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно преобразовать содержание материала в более доступное для восприятия, выявить самые существенные признаки социальных объектов и явлений, раскрыть сущность обществоведческих понятий разной степени сложности, что станет условием успешной сдачи ЕГЭ. Инструментом осуществления этой задачи выступают структурно-логические схемы и таблицы, которые позволяют в компактной форме раскрыть суть самых значимых вопросов обществоведческого курса, а также помогают лучше понять и глубже усвоить материал.
Пособие включает вариативные тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Эти задания соответствуют контрольно-измерительным материалам (КИМам), на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ по обществознанию.
Структура экзаменационной работы по обществознанию
Структурные компоненты работы |
Тип задания |
Общая характеристика типов заданий и форм представления ответов |
Максимальный балл за выполнение |
Примерное время выполнения (мин) |
Часть 1 |
С выбором ответа (А) |
Задания имеют две разновидности: 1) задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа к нему, из которых требуется выбрать один-единственный правильный; 2) задания, предлагающие для анализа два суждения (А; Б) и требующие выбора одной из 4 предложенных оценок: верно только первое суждение; верно только второе суждение; верны оба суждения; оба суждения неверны. Ответ даётся экзаменуемым в виде знака «х» («крестик»), который ставится в клеточке с номером выбранного ответа на именном бланке ответов № 1 |
1 1 |
1—2 (3) 3—4 |
Часть 2 |
С кратким ответом (В) |
Задания требуют: — выявлять структурные элементы с помощью схем и таблиц; — соотносить видовые понятия с родовыми; — устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; — осуществлять выбор необходимых позиций из предложенного списка; — различать в социальной информации факты и мнения; — определять термины и понятия, соответствующие предлагаемому контексту; — осуществлять выбор обобщающего понятия для всех понятий, представленных в перечне. Ответ самостоятельно формулируется и записывается в виде слова (например, индивидуальность), словосочетания (например, традиционное общество), набора цифр (например, 11221), без пробелов и других символов на именном бланке ответов № 1 |
1 1 2 2 2 2 1 2 |
3 3—5 5 3—5 3—5 5 3 5—10 |
Часть 3 |
С развёрнутым ответом (С)1 |
Задания имеют следующие разновидности: 1) задания к тексту (используется оригинальный философский, научный, правовой, политический, публицистический и т. п. текст, тематически связанный с изученным содержанием): — проверяющие адекватность восприятия содержания текста и умение находить в нём необходимую информацию; — связанные с интерпретацией текста (определение основной идеи, формулирование заголовка и т. п.); — направленные на характеристику текста и его отдельных положений; — требующие привлечения дополнительных знаний при интерпретации содержания текста; — требующие умения использовать полученные из текста знания в другой ситуации; — предполагающие формулировку оценочных суждений и собственную аргументацию; 2) задания, требующие: — перечисления признаков, явлений или использование понятий в заданном контексте; — раскрытия теоретических положений на примере социальной жизни; — анализа представленной информации, в том числе статистической и графической (задание-задача); — составления плана доклада по определённой теме обществоведческого курса. Ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме на бланке ответов № 2 3) альтернативное задание, требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний философов, учёных, писателей, общественных деятелей. Эссе пишется на бланке ответов № 2 |
10 2 3 3 2 5 |
35 5-8 5-8 10-15 10-15 30 |
Тренировочные задания нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:
• характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять внутренние и внешние связи (причинно- следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
• подготавливать творческую работу;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Тренировочные задания включены в каждый из разделов пособия, которые соответствуют содержательным блокам кодификатора.
Тренировочные задания с выбором ответа (А) охватывают все элементы содержания кодификатора и расположены в пособии в соответствии с ними. В реальных вариантах экзаменационной работы по обществознанию данные задания могут занять позицию, адекватную кодовому обозначению A1, А2...А20.
Тренировочные задания с кратким (В) и развёрнутым (С) ответами полностью соответствуют кодовому обозначению заданий в экзаменационной работе по обществознанию.
Выполнение тренировочных заданий позволит проверить ваши знания, умения, способности, что даст возможность более объективно оценить уровень своей обществоведческой подготовки.
В конце пособия представлены ответы на все предложенные задания2. Сверяйте ваш вариант ответа с эталоном. При несовпадении вашего ответа с ответом, данным в пособии, повторно обратитесь к содержанию задания и постарайтесь понять, в чём состоит ваша ошибка.
Желаем успеха!