Обществознание «Политика» - Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ
Федеративное устройство России - Теоретический материал (экспресс-курс)
В области государственно-территориального устройства Россия является федеративным государством.
Федеративное государство, или федерация (от лат. foedus — союз, объединение) — это форма государственного устройства, представляющая объединение или союз, территориальных образований, обладающих в определённых сферах государственной самостоятельностью. Иными словами, при федеративном устройстве в государстве осуществлён раздел полномочий между общегосударственными (федеральными) органами власти и органами власти отдельных территорий — субъектов федерации.
Российская Федерация построена на сочетании национально-территориальных с территориальными началами добровольного объединения её субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., а позднее нашло отражение в Конституции РФ.
Основы конституционного статуса субъектов РФ1
Принцип образования |
Вид субъекта РФ |
Его статус |
Признаки статуса субъекта РФ |
Национально-территориальный |
Республика (21)1 |
Это государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации |
• Конституция республики, республиканское законодательство • Система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ • Территория, причём границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия • Республиканское гражданство • Государственный язык • Собственные символы государства: герб, флаг, гимн, столица |
Национально-территориальный |
Автономная область (1) Автономный округ (4) |
Это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации |
• Устав субъекта РФ, законодательство субъекта РФ • Система органов государственной власти субъекта РФ, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ • Территория, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ |
Территориальный |
Край (9) Область (46) Город федерального значения (2): Москва, Санкт-Петербург |
Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
В соответствии с Указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. созданы семь федеральных округов (в январе 2010 г. образован восьмой — Северо-Кавказский федеральный округ), охватывающих группы субъектов Федерации.
В каждый из этих федеральных округов Президент РФ назначает своих полномочных представителей. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципах федерализма.
Принципы федерализма в Российской Федерации
Наименование принципа |
Его основное содержание |
Государственная целостность |
Обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, верховенством федерального права |
Равенство и самоопределение народов |
Предоставление равных прав на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантий прав коренных малочисленных народов. Самоопределение народа не должно нарушать как права отдельных народов, так и всего многонационального народа России |
Единство системы государственной власти |
Наличие федеральных органов власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов власти субъектов РФ |
Верховенство федерального права |
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают верховенством по отношению к законодательствам субъектов РФ |
Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами |
Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности |
Равенство субъектов Российской Федерации |
Защищает интересы как Российского государства в целом, так и отдельных субъектов Федерации |
Данные принципы, обеспечивая целостность и неделимость Российского государства, верховенство федерального права, предоставляют значительные права субъектам РФ в области организации власти, экономики, культуры и в социальной сфере.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов — один из принципов федеративного устройства России.
Под предметом, ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти — федеральной или субъекта РФ.
Разграничение компетенции органов государственной власти РФ и её субъектов
Принадлежность предмета ведения и полномочий |
Перечень вопросов |
Особенность действия нормативных правовых актов |
Российская Федерация |
Внешняя политика и международные отношения РФ; финансовое, валютное, таможенное регулирование; судопроизводство; уголовное, гражданское право и др. |
Федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ |
Российская Федерация и её субъекты (совместное ведение) |
Защита прав и свобод человека и гражданина; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов; охрана окружающей среды; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры; административное, трудовое, семейное, жилищное право |
Федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты. Правовые акты субъектов РФ должны соответствовать федеральным законам по данным вопросам |
Субъекты Российской Федерации |
Вопросы, находящиеся вне ведения РФ и совместного ведения РФ и её субъектов, которые Конституция РФ не ограничивает и не конкретизирует в полной мере |
Нормативные акты субъектов РФ, изданные по данным вопросам, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ, так как они находятся вне пределов компетенции Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ действует закон субъекта РФ |
1 В скобках указано количество субъектов РФ по данным на 1 марта 2008 г.