Обществознание «Право» - Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ
Федерация, ее субъекты - Теоретический материал (экспресс-курс)
В области государственно-территориального устройства Россия является федеративным государством.
Федеративное государство, или федерация (лат. foederatio — союз, объединение) — это форма государственного устройства, представляющая объединение или союз территориальных образований, обладающих в определенных сферах государственной самостоятельностью. Иными словами, при федеративном устройстве в государстве осуществлен раздел полномочий между общегосударственными (федеральными) органами власти и органами власти отдельных территорий — субъектов федерации.
Российская Федерация построена на сочетании национально-территориальных с территориальными началами добровольного объединения ее субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., а позднее нашло отражение в Конституции РФ.
Основы конституционного строя включают принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
Принципы федерализма в Российской Федерации
Наименование принципа |
Его основное содержание |
Государственная целостность |
Обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, верховенством федерального права |
Равенство и самоопределение народов |
Предоставление равных прав на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантий прав коренных малочисленных народов. Подразумевается, что самоопределение народов не должно нарушать как права отдельных народов, так и всего многонационального народа России |
Единство системы государственной власти |
Наличие федеральных органов власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов власти субъектов РФ |
Верховенство федерального права |
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают верховенством по отношению к законодательствам субъектов РФ |
Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами |
Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности |
Равенство субъектов Российской Федерации |
Защищает интересы как Российского государства в целом, так и отдельных субъектов Федерации |
Данные принципы, обеспечивая целостность и неделимость Российского государства, верховенство федерального права, предоставляют значительные права субъектам РФ в области организации власти, экономики, культуры и в социальной сфере.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов — один из принципов федеративного устройства России.
Под предметом ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти — федеральной или субъекта РФ.
Разграничение компетенции органов государственной власти РФ и ее субъектов
Принадлежность предмета ведения и полномочий |
Перечень вопросов |
Особенность действия нормативных правовых актов |
Российская Федерация |
Внешняя политика и международные отношения РФ; финансовое, валютное, таможенное регулирование; судопроизводство; уголовное, гражданское право и др. |
Федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ |
Российская Федерация и ее субъекты (совместное ведение) |
Зашита прав и свобод человека и гражданина; координация международных й внешнеэкономических связей субъектов; охрана окружающей среды; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры; административное, трудовое, семейное, жилищное право |
Федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты. Правовые акты субъектов РФ должны соответствовать федеральным законам по данным вопросам |
Субъекты Российской Федерации |
Вопросы, находящиеся вне ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, которые Конституция РФ не ограничивает и не конкретизирует в полной мере |
Нормативные акты субъектов РФ, изданные по данным вопросам, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ, так как они находятся вне пределов компетенции Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ действует закон субъекта РФ |
В России существует несколько видов субъектов Федерации, что составляет ее особенность.
Виды субъектов РФ |
Их количество |
Республика |
21 |
Автономная область |
1 |
Автономный округ |
4 |
Край |
9 |
Область |
46 |
Город федерального значения |
2 |
Всего |
831 |
Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Основы конституционного статуса субъектов РФ
Принцип образована |
Вид субъекта РФ |
Его статут |
Признаки статуса субъекта РФ |
Национально-территориальный |
Республика |
Государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ |
• Конституция республики , республиканское законодательство • Система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ • Территория, причем границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия • Республиканское гражданство • Государственный язык • Собственные символы государства |
Национально-территориальный |
Автономная область Автономный округ |
Государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ |
• Устав субъекта РФ • Законодательство субъекта РФ • Система органов государственной власти субъекта РФ, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ • Территория, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ |
Территориальный |
Край. Область. Города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) |
В соответствии с указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. созданы семь федеральных округов, охватывающих группы субъектов Федерации.
В каждый из этих федеральных округов Президент РФ назначает своих полномочных представителей.
Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.