Обществознание - Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ
Средства массовой информации - Теоретический материал (экспресс-курс) - Духовная жизнь общества
Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации (СМИ).
Средства массовой информации влияют не только на чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации и т. д., но и на то, в какой форме и какими способами они распространяются среди различных социальных групп, как проявляются в деятельности и поведении последних. Их огромная роль станет особенно очевидной, если учесть, что инструменты коммуникации и знания, как таковые, являются одновременно инструментами власти.
Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и художественных форм способствуют тому, что СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание широчайших народных масс. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общественное мнение в поддержку каких-то конкретных целей, кампаний, того или иного политического курса и т. п. СМИ способствуют восприятию и усвоению людьми господствующих ценностей, идеалов, идейно-политических установок и т. д. СМИ, характеризующиеся универсальностью, стандартизируют и формируют однородную культуру, унифицируют мнения, ориентации, установки, поведенческие ориентиры.
Словесное выражение информации, особенно для аудиовизуальных СМИ, не единственный и не всегда самый главный элемент информационной деятельности. Всевозрастающий поток образов, символов, сигналов отодвигает слово не только как средство передачи, но и как элемент культуры нашего времени. СМИ приобретают роль основного агента производства и распределения культуры.
Функции СМИ
Наименование функции |
Ее содержание |
Коммуникативная |
Установление контакта с массовой аудиторией как совокупностью субъектов, имеющих цель получить информацию |
Непосредственно-организаторская |
Отражение роли СМИ как «четвертой власти» в обществе |
Идеологическая (социально-ориентирующая) |
Оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведения |
Культурно-образовательная |
Участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитание людей на образах общемировой культуры |
Рекламно-справочная |
Удовлетворение утилитарных запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества (сад, огород, туризм, шахматы, коллекционирование и т. д.) |
Рекреативная |
Создание условий для развлечений, снятия напряжения, получения удовольствия |