Обществознание - Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ
Предисловие
Данная книга — учебное пособие для быстрой и эффективной подготовки школьников и абитуриентов к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по общество знанию, которое по своему содержанию соответствует государственному стандарту обществоведческого образования. Пособие призвано оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по двум содержательным блокам курса обществознания: «Общество» (раздел I) и «Духовная жизнь общества» (раздел II).
Каждый раздел пособия включает теоретический материал, представленный в форме экспресс-курса, и вариативные тренировочные задания для самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность учебного пособия.
В процессе подготовки к ЕГЭ по обществ о знанию очень важно преобразовать содержание материала в более доступное для восприятия, выявить самые существенные признаки социальных объектов и явлений, раскрыть сущность обществоведческих понятий разной степени сложности, что станет условием успешной сдачи ЕГЭ. Инструментом осуществления этой задачи выступают структурно-логические схемы и таблицы, которые позволяют в компактной форме раскрыть суть самых значимых вопросов обществоведческого курса, а также помогают лучше понять и глубже усвоить материал.
Каждый раздел пособия включает вариативные тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Эти задания соответствуют контрольно-измерительным материалам (КИМам), на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ по обществознанию.
Структура экзаменационной работы по обществознанию
Структурные компоненты работы |
Тип задания |
Общая характеристика типов заданий и форм представления ответов |
Максимальный балл за выполнение |
Примерное время выполнения (мин) |
Часть 1 |
С выбором ответа (задания части А) |
Задания имеют две разновидности: 1) задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа к нему, из которых требуется выбрать один-единственный правильный; 2) задания, предлагающие для анализа два суждения (А; Б) и требующие выбора одной из 4 предложенных оценок: верно только первое суждение; верно только второе суждение; верны оба суждения; оба суждения неверны. Ответ дается экзаменуемым в виде знака «х» («крестик»), который ставится в клеточке с номером выбранного ответа на именном бланке ответов № 1 |
1 1 |
1—2 (3) 3—4 |
Часть 2 |
С кратким ответом (задания части В) |
Задания требуют: — назвать понятие, соответствующее предлагаемому определению; — определить пропущенное в фрагменте текста слово или словосочетание; — заполнить пробелы в предлагаемой схеме или таблице; — установить соответствие позиций, представленных в двух перечнях (столбцах, колонках); — классифицировать объекты, представленные в неупорядоченном перечне; — отобрать необходимые позиции из предлагаемого списка. Ответ самостоятельно формулируется и дается экзаменуемым в виде слова (например, экономика), словосочетания (например, гражданское общество), набора букв (например, АБАБ) или цифр (например, 2413), записанных без пробелов в клеточках именного бланка ответов № 1 |
1 1 1 2 2 2 |
3 3 3 3—4 5 3 |
Часть 3 |
С развернутым ответом (задания части С)1 |
Задания имеют следующие разновидности: 1) задания к тексту (используется оригинальный философский, научный, правовой, политический, публицистический и т. п. текст, тематически связанный с изученным содержанием): — проверяющие адекватность восприятия его содержания и умение находить в нем необходимую информацию; — связанные с интерпретацией текста (определение основной идеи, формулирование заголовка и т. п.); — направленные на характеристику текста и его отдельных положений; — требующие привлечения дополнительных знаний при интерпретации содержания текста; — требующие умения использовать полученные из текста знания в другой ситуации; — предполагающие формулировку оценочных суждений и собственную аргументацию; 2) задания: — на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса; — требующие раскрытия какого-либо теоретического положения (понятия) на конкретном примере; — содержащие условие в виде ситуации или высказывания и вопросы (предписание) к нему. Ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме на бланке ответов № 2 3) альтернативное задание, требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний философов, ученых, писателей, общественных деятелей. Эссе (фр. essai — опыт, проба, попытка, набросок, очерк) — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Эссе пишется на бланке ответов № 2 |
10 2 3 3 4 |
35 5—8 8 15 30 |
1 Задания этой части работы наделены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
Тренировочные задания нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:
— распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
— сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
— соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
— оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
— анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма); распознавать понятия и их составляющие; соотносить видовое понятие с родовым и исключать лишнее;
— устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
— применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, о социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
— различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
— называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
— перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
— раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций; применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических); формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Выполнение тренировочных заданий позволит проверить ваши знания, умения, способности, что даст возможность более объективно оценить уровень своей обществоведческой подготовки по содержательным блокам «Общество» и «Духовная жизнь общества».
В конце пособия представлены ответы на все предложенные задания1. Сверяйте ваш вариант ответа с эталоном. При несовпадении вашего ответа с ответом, данным в пособии, повторно обратитесь к содержанию задания и постарайтесь понять, в чем состоит ваша ошибка.
Желаем успеха!