Обществознание - Поурочные разработки 9 класс - 2014 год
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ - Политика
Учащиеся имеют представление о различных типах политических режимов из курсов истории России и всеобщей истории. Урок «Политические режимы» завершает формирование базовых знаний учащихся по вопросу о формах государства. Изучение темы формирует научные основы понимания проблемных вопросов современности и политической истории XX в.
Задачи урока
1. Раскрыть понятие «политический режим», способствовать осознанному усвоению системы знаний о политических режимах.
2. Создать условия для понимания школьниками ценности демократии; развивать умения анализа, обобщения и классификации социальной информации.
3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: умение соотносить события с принятыми этическими принципами; планирование и организация деятельности, самоконтроль; переработка и структурирование информации; организация и планирование работы в группе.
Оборудование урока
Мультимедиапроектор, компьютер, учебник, схемы «Формы государства» (урок 3), «Факторы, определяющие политический режим», «Демократия и её виды» (компьютерные версии или представленные на доске), карточки с заданиями для работы в группах, раздаточный материал или слайд с текстом документа.
План изучения нового материала
1. Понятие «политический режим».
2. Типы политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия.
Варианты организации учебной деятельности
В начале урока рекомендуется организовать беседу на основании схемы «Формы правления и территориально-государственного устройства» (см. урок 3) по вопросам домашнего задания. Далее учитель может обратиться к рубрике «Вспомним» и кратко обсудить с учащимися особенности политической власти, акцентируя внимание на следующих идеях:
а) политическая власть регулирует деятельность общества, реализует отношения, связанные с государственным управлением;
б) политическая власть воплощает отношения между большими общественными группами, социальными слоями, нациями;
в) политическая власть распространяется на всё общество;
г) политическая власть позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач и решений. Наличие представительных институтов (в частности, парламента) позволяет обществу влиять на принятие государственных решений, на политику государства.
Комбинированный урок
1. Данный этап урока можно провести в форме школьной лекции. Учитель раскрывает понятие «политический режим», опираясь на схему «Формы государства» (см. урок 3). Существуют различные типологии политических режимов. Например, рассматривая как критерий степень разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, можно выделить режим слияния властей и разделения властей. С точки зрения взаимоотношений государства и церкви выделяются клерикальный и светский режимы, в соответствии с ролью армии в обществе и государстве — военный и гражданский режимы. Но наиболее распространённой является классификация режимов, в основу которой положена степень воздействия государственной власти на различные сферы жизни общества и жизнь граждан.
Учитель обращается к определению в учебнике: «Политический режим — это способы и средства, с помощью которых государство воздействует на общество, определяя свою власть». Исходя из этого, выделяют демократический и антидемократический (авторитарный и тоталитарный) режимы.
В сильном классе при объяснении понятия можно использовать статью «Политический режим», представленную в словаре по обществознанию1. Школьники отвечают на вопрос: какие факторы могут определять политический режим? Учитель демонстрирует схему «Факторы, определяющие политический режим», выделив в ней в качестве ключевого элемента характер взаимоотношений между властью, обществом и личностью. Подробный разбор схемы не входит в задачу учителя на данном уроке, так как её компоненты на теоретическом уровне будут изучаться позже.
Факторы, определяющие политический режим
2. Тема данного урока позволяет сформулировать вопросы, опираясь на которые учитель может организовать различные формы исследовательской деятельности учеников по изучению политических режимов. Это может быть работа в группах по двум направлениям: одна часть учащихся изучает параграф в целом, чтобы ответить на один из исследовательских вопросов, другая комплексно анализирует конкретный политический режим. Таким образом, класс делится на шесть групп, каждая из которых получает задание проанализировать материал параграфа и определить:
1) какими гарантированными правами и свободами обладают граждане в условиях тоталитарного, авторитарного и демократического режимов. Аргументируйте свой ответ (приведите примеры из учебника или из курса истории);
2) с помощью каких методов государство устанавливает свою власть в условиях тоталитарного, авторитарного и демократического режимов. Аргументируйте свой ответ (приведите примеры из учебника или факты, известные из курса истории);
3) как влияет общество на выработку политических решений в условиях тоталитарного, авторитарного и демократического режимов. Аргументируйте свой ответ (приведите примеры из учебника или факты, известные из курса истории);
4) какими гарантированными правами и свободами обладают граждане, проживающие в государстве с тоталитарным политическим режимом; с помощью каких методов государство устанавливает свою власть; как влияет общество на выработку политических решений. Аргументируйте свой ответ (приведите примеры из учебника или факты, известные из курса истории);
5) какими гарантированными правами и свободами обладают граждане, проживающие в государстве с авторитарным политическим режимом; с помощью каких методов государство устанавливает свою власть; как влияет общество на выработку политических решений. Аргументируйте свой ответ (приведите примеры из учебника или факты, известные из курса истории);
6) какими гарантированными правами и свободами обладают граждане, проживающие в государстве с демократическим политическим режимом; с помощью каких методов государство устанавливает свою власть; как влияет общество на выработку политических решений. Аргументируйте свой ответ (приведите примеры из учебника или факты, известные из курса истории).
На следующем этапе урока организуются выступления представителей групп и коллективное обсуждение темы по следующим вопросам: согласны ли вы с тем, что политическая власть должна находиться под контролем общества? (Аргументируйте своё мнение.) Какой из политических режимов представляется вам наиболее стабильным? Почему вы так решили? В демократическом обществе, как и в любом другом, могут возникать политические проблемы. Как решаются они в условиях демократии? В чём отличие способов решения проблем в демократическом обществе по сравнению с тоталитарным и авторитарным обществами?
При обсуждении последних вопросов учитель привлекает материал учебника о видах демократии. Рекомендуется использовать схему «Демократия и её виды».
Демократия и её виды
Чтобы проверить, как ученики понимают основные проблемы урока, учитель может привлечь исторические источники (раздаточный материал или слайды).
Примером может быть отрывок из эссе Дж. Оруэлла «Литература и тоталитаризм».
«Тоталитаризм посягнул на свободу мысли так, как никогда прежде не могли и вообразить... Не просто возбраняется выражать — даже допускать — определённые мысли, но диктуется, что именно надлежит думать; создаётся идеология, которая должна быть принята личностью, норовят управлять её эмоциями и навязывать ей образ поведения. Она изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнуть её в искусственной среде, лишив возможности сопоставлений. Тоталитарное государство обязательно старается контролировать мысли и чувства своих подданных по меньшей мере столь же действенно, как контролирует их поступки».
(Дж. Оруэлл (1903—1950) — известный английский писатель, автор романа «1984»)
Вопросы и задания к отрывку:
1) Прочитайте текст.
2) Объясните, почему тоталитарное государство старается контролировать внутренний мир человека.
Для изучения типологии политических режимов учитель может также организовать самостоятельную работу учащихся по следующему заданию: на основании материала параграфа заполнить таблицу «Характеристика политических режимов». Примерный вариант таблицы представлен ниже.
Тоталитаризм |
Авторитаризм |
Демократия |
|
Возможности власти |
Власть бесконтрольна, установлен тотальный государственный контроль над всеми сферами жизни общества |
Власть формально может быть подконтрольна представительному органу, осуществляется полный контроль над политической сферой, но возможна свобода экономической деятельности, существует автономия частной жизни людей |
Источник политической власти — народ. Власть подконтрольна обществу, действует принцип разделения властей |
Кому принадлежит власть? |
Правящей партии во главе с вождём |
Правящей партии во главе с лидером |
Представительным органам, которые создаются на основании альтернативных (соревновательных) выборов |
Существование политической оппозиции |
Всякая оппозиция власти уничтожается. Создаётся однопартийная система |
Строгий контроль за политической оппозицией, подавление политических противников. Как правило, функционирует однопартийная система |
Существует несколько политических партий, активно действуют политическая оппозиция и независимые общественные организации граждан |
Права и свободы граждан |
Не соблюдаются |
Нарушаются |
Политические права и свободы граждан (равенство граждан, право голоса, свобода слова, свобода получения информации, право пребывания на государственной должности, право создания политических организаций) защищаются государством |
Методы политического действия со стороны государства |
Особая роль насилия (массовый террор или его угроза), слежка и доносительство, выдвижение глобальных целей для мобилизации общества |
Сочетание насилия и ненасильственных методов (формальное сохранение представительных органов, союз с церковью, опора на традиции) |
Парламентаризм, деятельность СМИ, активное участие граждан в политической жизни |
Где существовал / существует? |
Режимы Муссолини в Италии, А. Гитлера в Германии, Мао Цзэдуна в КНР (эпохи «культурной революции»), Пол Пота в Камбодже |
Режимы А. Пиночета в Чили, Ф. Франко в Испании |
Античная афинская демократия (прямая форма). Представительная демократия в большинстве современных государств |
При подведении итогов урока рекомендуется обратить внимание учащихся на рубрику «Мнения» и дать оценку демократии как политическому режиму, при котором могут существовать различные проблемы и недостатки, но который обеспечивает не только влияние государства на общество, но и воздействие народа на власть.
При анализе и оценке демократии в России важно учитывать то, что «каждая демократия исторична и национальна», что «наша демократия совсем молода... ей буквально два десятилетия. Так произошло, что до этого в России просто не было демократии», что «демократия как ценность, как форма политического режима имеет универсальный характер и не требует какой-то дополнительной расшифровки» (из интервью Д. А. Медведева британской газете «Financial Times» 25 марта 2008 г.).
Домашнее задание: § 3 учебника, вопросы 6—8 рубрики «Проверим себя», задания 1—4 рубрики «В классе и дома».
Литература для учителя
Каверин Б. И. Обществознание: учеб, пособие для абитуриентов и студентов вузов / Б. И. Каверин, П. И. Чижик. — М., 2007. — Гл. 5. — § 5, 7.
Мушинский В. О. Политические идеологии XX в. Научно-популярный очерк // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2007. — № 5, 6.
Ирхин Ю. В. Политология: учеб. / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. — М., 2002. — Гл. 7, 9.
www.uznai-prezidenta.ru — Президент России гражданам школьного возраста.
1 Обществознание. Школьный словарь. 10—11 кл. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М., 2013.