Обществознание - Поурочные разработки 9 класс - 2014 год
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЖЕРТВ ВООРУЖЁННЫХ КОНФЛИКТОВ - Право
Если предыдущие уроки темы в основном представляли положения российского законодательства, данный урок освещает некоторые нормы международного права. Их изучение проводится на базе общего понятия права, раскрытого на первом уроке большой темы «Право». Вместе с тем содержание урока связано с ранее изученной темой «Права и свободы человека и гражданина», поскольку в ней дана характеристика важнейшего международно-правового документа — Всеобщей декларации прав человека. Данный урок тоже рассматривает права человека, но в исключительных условиях — в период вооружённых конфликтов. Он также связан со знаниями учащихся о войнах XX в. и их жертвах.
Задачи урока
1. Познакомить учащихся с сущностью и нормами международного гуманитарного права, призванного обеспечивать защиту личности в условиях вооружённых конфликтов и основанного на принципе человеколюбия.
2. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: самоконтроль и самооценивание; определение основной и второстепенной информации; установление причинно-следственных связей; участие в коллективном обсуждении проблем.
Оборудование урока
Для проведения лабораторной работы необходимы размноженные тексты: «Природа гуманитарного права», «Возникновение международного гуманитарного права», «Защита детей», «Основные положения международного гуманитарного права, применяемые в международных конфликтах» (пособие «Дидактические материалы»).
План изучения нового материала
1. Международное гуманитарное право.
2. Особенности международного гуманитарного права, его значение.
Варианты организации учебной деятельности
В начале урока проводится беседа по вопросам: что такое право? В чём состоит значение Всеобщей декларации прав человека? Каковы последствия войн для мирного населения?
Предлагается два варианта проведения урока.
Вариант 1. Традиционный урок
1. Первый вопрос может быть раскрыт учителем с опорой на общую характеристику права, предлагаемую современными учебниками для школы.
Раскрывая понятие «международное гуманитарное право», учитель может опираться на его трактовку, данную в книге Ханса-Петра Гассера: под международным гуманитарным правом понимаются такие международные правила, договорные или основанные на обычаях, которые специально направлены на решение гуманитарных задач, возникающих непосредственно в результате вооружённых конфликтов международного и немеждународного характера, и которые по соображениям гуманного характера ограничивают право находящихся в конфликте сторон выбирать методы и средства войны или защищают лиц и имущество, которым нанесён или может быть нанесён ущерб конфликтом (см. введение в кн.: Гассер Х.-П. Международное гуманитарное право. — М., 1995. — С. 24).
Напомним, что слово «гуманитарный» означает «относящийся к человеку, его личности, его бытию и сознанию». В политической жизни нередко говорят о международном гуманитарном сотрудничестве, включающем межгосударственные обмены по вопросам науки, культуры, образования, информации, спорта, контакты между людьми, воссоединение семей и т. п.
Говоря о том, что международное право регулирует отношения как сотрудничества, так и борьбы между государствами, можно сравнивать те нормы, которые регулируют сотрудничество, с теми, которые относятся к вооружённым конфликтам.
Заметим, однако, что международное гуманитарное право защищает жертв как международных, так и внутренних вооружённых конфликтов.
Затем учащимся предлагается ответить на вопросы: какие войны вы изучали наиболее обстоятельно? Что вы знаете о судьбах раненых на этих войнах? Как поступали с военнопленными? Каковы были последствия военных действий для гражданского населения?
Целесообразно привести фрагменты из книги Анри Дюнана «Воспоминания о битве при Сольферино», которая появилась в 1862 г. и всколыхнула общественное мнение в Швейцарии и других странах. Её автор в 1859 г. посетил долину Сольферино в Ломбардии, где произошло сражение между французскими и сардинскими войсками с одной стороны и австрийскими — с другой.
А. Дюнан пишет: «25 июня солнце осветило самое ужасное зрелище, какое только может представить человеческое воображение. Всё поле битвы было усеяно трупами людей и лошадей; дороги, канавы, овраги полны мёртвыми телами...
Несчастные раненые, которых поднимают в течение дня, мертвенно бледны и совершенно обессилены; у некоторых, особенно тяжело раненных, взгляд отупелый, они точно ничего не понимают, бессмысленно смотрят, но это кажущееся притупление не мешает им ощущать страдания; иные возбуждены и содрогаются от нервной дрожи; другие с воспалёнными зияющими ранами точно обезумели от жестоких страданий; они умоляют их прикончить и с искажёнными лицами бьются в предсмертных судорогах...
Сознание своего ничтожества и бессилия... причиняет невыносимые страдания; действительно ужасно не быть в состоянии ни помочь тем, которые тут на глазах, ни добраться до тех, которые вас зовут, и много часов пройдёт, пока дойдёшь, куда хочешь, так как на каждом шагу приходится останавливаться и наталкиваться на страдания, требующие неотложной помощи...
Нравственное сознание важности человеческой жизни, желание хоть сколько-нибудь облегчить страдания этих несчастных и ободрить их упавший дух, усиленная и неустанная деятельность, вызванная такими событиями, порождают особую, неведомую энергию и стремление помочь как можно большему числу людей...» (Дюнан А. Воспоминания о битве при Сольферино.— М., 1995.— С. 19, 34).
А. Дюнан, потрясённый зрелищем умирающих в муках раненых, стал инициатором международного движения в защиту жертв войны. За это общественность многих стран выражала ему признательность. Среди тех, кто благодарил А. Дюнана за его деятельность, были тысячи русских врачей, съезд которых в 1896 г. присудил ему Московскую премию за служение страждущему человечеству.
Целесообразно сообщить учащимся, что Анри Дюнан стал основателем Красного Креста, лауреатом Нобелевской премии мира.
Содержащиеся в учебном тексте данные о жертвах войн можно дополнить следующими: по расчётам американских учёных, во Второй мировой войне погибли 51 млн 216 тыс. человек, из которых военнослужащие составили 21 млн 868 тыс. человек (см.: Капто А. С. Философия мира: истоки, тенденции, перспективы.— М., 1990.— С. 278).
Важнейшие договоры международного гуманитарного права можно представить в хронологической таблице:
Дата |
Название договора |
29 ноября — 11 декабря 1868 г. |
Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. Санкт-Петербург |
29 июля 1899 г. |
Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся и сплющивающихся пуль («дум-дум»). Гаага |
18 октября 1907 г. |
Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны с прилагаемым Положением о законах и обычаях сухопутной войны. Гаага |
12 августа 1949 г. |
Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Женева |
12 августа 1949 г. |
Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море. Женева |
12 августа 1949 г. |
Конвенция об обращении с военнопленными. Женева |
12 августа 1949 г. |
Конвенция о защите гражданского населения во время войны. Женева |
10 апреля 1972 г. |
Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия и об их уничтожении |
8 июня 1977 г. |
Дополнительный протокол 1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных конфликтов |
8 июня 1977 г. |
Дополнительный протокол 1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооружённых конфликтов немеждународного характера |
(См. введение в кн.: Гассер Х.-П. Международное гуманитарное право.— М., 1995.)
В разъяснении норм международного гуманитарного права учителю поможет подготовленный специалистами Международного комитета Красного Креста документ, излагающий краткое их содержание. Он полностью воспроизведён в «Дидактических материалах»1.
Учащимся может быть дано задание: составьте развёрнутый план содержания данного документа.
Целесообразно дать дополнительные сведения, в частности о защите детей во время вооружённых конфликтов. Международное гуманитарное право предусматривает защиту детей, во-первых, как лиц, не принимающих участия в военных действиях; во-вторых, как наиболее уязвимых лиц. В международных документах подчёркивается, что дети пользуются особым уважением, что им должны быть обеспечены защита и помощь, которые им требуются ввиду их возраста и по любой другой причине.
Дети, не достигшие 15 лет, в случае вооружённого конфликта должны быть эвакуированы из зоны, в которой происходят военные действия, в безопасную зону. Особое внимание уделяется детям, которые стали сиротами и были разлучены со своими семьями вследствие войны. Должны приниматься все необходимые меры для содействия воссоединению временно разъединённых семей.
Разъясняя нормы международного гуманитарного права, учитель иллюстрирует их содержание сведениями о вооружённых конфликтах в наше время.
Рассказывая об ограничениях методов и средств ведения войны, можно сообщить о движении за запрещение противопехотных мин. Тысячи мирных жителей погибли или стали безногими инвалидами, подорвавшись на минах, которые в огромном количестве остались в районах проходивших недавно вооружённых конфликтов. Чтобы эти мины обезвредить, нужна напряжённая и опасная работа сапёров в течение десятилетий.
2. При изучении второго вопроса важно подчеркнуть гуманистический характер рассмотренных документов.
Можно также отметить, что среди норм гуманитарного права есть жёсткие предписания (например, помогать раненым) и запреты (например, нельзя расстреливать пленных), а также положения, которые дают образец поведения при военном конфликте (например, свести к минимуму страдания гражданских лиц).
Характеризуя санкции за нарушения норм международного гуманитарного права, можно привести пример Нюрнбергского процесса над нацистскими военными преступниками. Международный военный трибунал судил руководителей фашистской Германии, в частности, и за грубейшие нарушения Гаагских конвенций, т. е. норм международного гуманитарного права.
По решению ООН в середине 90-х гг. XX в. начали работать международные трибуналы для рассмотрения преступлений, совершённых во время вооружённых конфликтов на территории бывшей Югославии и Руанды.
В последней части урока можно подробно раскрыть содержание учебного текста о деятельности Международного комитета Красного Креста (МККК). С целью защиты жертв вооружённых конфликтов и помощи им МККК ведёт работу над совершенствованием международного гуманитарного права, над разъяснением и распространением текста Женевских конвенций; организует посещение военных и гражданских заключённых, оказавшихся в результате вооружённых конфликтов в лагерях и тюрьмах; воссоединяет семьи, рассеянные в результате военных действий; оказывает медицинскую помощь жертвам; помогает гражданскому населению, испытывающему материальные нужды; оказывает помощь инвалидам войны; принимает меры по защите беженцев и других перемещённых лиц.
В конце урока целесообразно обсудить вопрос: почему в международных соглашениях имеются специальные положения об изучении международного гуманитарного права как военным, так и гражданским населением?
Вариант 2. Лабораторная работа с текстами «Дидактических материалов»2
Изучение первого источника «Природа гуманитарного права» (автор Ж. Пикте) позволяет затронуть важную проблему: можно ли уменьшить бедствия, причиняемые войной? Подготовка ответов на вопросы к этому документу требует от учащихся выработки собственной позиции по ряду моментов. Важное значение имеет и самостоятельная нравственная оценка определённых действий участников вооружённых конфликтов. Вместе с тем необходимо осознание того, что нормы международного гуманитарного права являются, как и другие юридические нормы, обязательными, независимо от эмоционально-оценочных взглядов тех или иных лиц.
Следующий текст — «Возникновение международного гуманитарного права» Ф. Бори — позволяет сравнить соглашения о защите жертв войны, принимавшиеся до середины XIX в. и в последующий период.
Центральным документом в предлагаемой подборке текстов являются «Основные положения международного гуманитарного права, применяемые в вооружённых конфликтах». До выполнения заданий, сопровождающих данный текст, целесообразно поставить вопросы к каждому пункту источника:
1. Как вы понимаете выражение «лица, вышедшие из строя»?
2. Какое значение имеет запрещение убивать или наносить увечья военнопленным?
3. Означает ли норма, изложенная в этом пункте, обязанность лечить раненых солдат и офицеров вооружённых сил противника? Какое значение имеет защита медицинского персонала и медицинских учреждений?
4. Как должны относиться военнослужащие и власти одной стороны конфликта к гражданскому населению на занятой ими территории, принадлежащей другой стороне конфликта?
5. Какое моральное значение имеет защита каждого человека от физических и моральных пыток, жестокого и унизительного обращения?
6. Может ли повлиять на выбор средств ведения войны запрещение применять те методы, которые вызывают чрезмерные страдания? Аргументируйте ответ.
7. Как вы понимаете норму: «Нападению могут подвергаться только военные объекты»?
После осмысления каждого пункта документа можно перейти к вопросам и заданиям, обеспечивающим анализ и оценку этого текста в целом.
В заключительной части урока может быть рассмотрен документ «Защита детей» и выполнены задания к нему.
Обсудив ответы учащихся, целесообразно вернуться к вопросу: почему изучаемая отрасль международного права называется гуманитарным правом?
Домашнее задание: § 22 учебника; задания 2, 4, 5, 6 рубрики «В классе и дома». Задания 1 и 3 даются наиболее подготовленным учащимся.
Литература для учителя
Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. — М., 1990. — Ч. 3.
Нахлик С. Е. Краткий очерк международного гуманитарного права / С. Е. Нахлик. — Международный комитет Красного Креста, 1984.
Популярный юридический энциклопедический словарь / ред. коллегия О. Е. Кутафин, В. А. Туманов, И. В. Шмаров. — М., 2000. — Статья «Международное гуманитарное право».
1 Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002. — Тема 43. — Текст 4. В электронном формате: http://www.prosv.ru/metod/bogolubov8-9/index.htm
2 Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002. — Тема 50. В электронном формате: http://www.prosv.ru/metod/bogolubov8-9/index.htm