Обществознание - Поурочные разработки 9 класс - 2014 год
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ - Право
На уроке раскрываются вопросы регулирования общественных отношений, которые складываются в процессе осуществления исполнительной власти. Опорой при изучении темы служат знания о роли права в жизни человека, общества, государства.
Задачи урока
1. Познакомить учащихся с особенностями административного права.
2. Научить школьников применять нормы административного права к анализу и оценке реальных социальных ситуаций.
3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; восприятие юридических текстов и свободная ориентация в них.
Оборудование урока
Мультимедиапроектор; учебник; текст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
План изучения нового материала
1. Административное право.
2. Понятие и черты административного правоотношения.
3. Административное правонарушение.
Варианты организации учебной деятельности
Начальный этап урока следует провести в форме вводной беседы по следующим вопросам: какие нормы регулирует административное право? Что понимается под правоотношением? Кто может быть субъектом правоотношений? Что подразумевается под юридической ответственностью? За какие правонарушения наступает административная ответственность в РФ?
Центральным для темы урока является понятие административных правоотношений, под которыми принято понимать урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений.
Вариант 1. Комбинированный урок
Урок следует проводить в форме объяснения учителем материала, ориентированного на текст учебника и беседу с классом. Отправной точкой послужит краткая беседа по вопросам: какую деятельность осуществляет исполнительная власть? Каковы основные задачи исполнительной власти? Какая отрасль в системе российского права регулирует отношения, складывающиеся в процессе осуществления исполнительной власти?
В беседе делается вывод о том, что исполнительная ветвь власти осуществляет государственное управление страной; деятельность этой власти определяется соответствующими юридическими нормами. Общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления исполнительной власти, регулирует административное право.
1. При изучении первого вопроса в центре внимания находятся нормы административного права. Учитель характеризует их как правоустановительные (правотворчество) и правоприменительные (исполнение). Нормы административного права распространяются на экономическую, политическую, социальную, культурную сферы жизни общества, поскольку во всех этих сферах осуществляется функция управления. Именно поэтому нормы административного права связаны с нормами трудового, уголовного, финансового и других отраслей права. Например, финансовое право регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства. Административное право определяет полномочия Министерства финансов РФ и других органов государственной власти, функционирующих в финансовой сфере.
Нормы административного права определяют, какие именно правонарушения относятся к административным проступкам. Некоторые из них граничат с преступлениями, в связи с этим для установления точной юридической квалификации противоправных деяний юристы согласовывают соответствующие нормы административного и уголовного права. Важно заметить, что уголовное право устанавливает ответственность за должностные преступления.
Продолжая разговор о нормах административного права, учитель обращает внимание класса на то, что право регулирует деятельность субъектов: государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, должностных лиц, отдельных граждан. Учитель должен подчеркнуть, что каждый орган государства может действовать только в рамках предоставленных ему полномочий. Выход за их пределы признаётся правонарушением, а принятые решения или действия за пределами предоставленных полномочий подлежат незамедлительной отмене.
Заканчивая разговор о нормах административного права, учитель предлагает классу самостоятельно прочитать материал параграфа о нормах-запретах, нормах-дозволениях, предписывающих нормах и ответить на следующий вопрос: как каждая из этих норм влияет на общественные отношения? Далее школьникам предлагается прокомментировать следующее положение: «Нормы-дозволения составляют основную часть административного права». О чём это говорит? В завершение беседы школьники делают вывод о многофункциональности административного права, которое регулирует не только публичную деятельность государственных учреждений, но и другие виды деятельности, например правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, санитарные правила и т. д. Каждая из норм чётко регламентирует дозволения, запреты, обязанности сторон. Нормы-дозволения составляют значительную часть административного права, потому что наше государство, зафиксировав права человека и гражданина в Конституции, обязуется через деятельность органов государственной власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту.
Затем учитель предлагает классу прочитать ст. 158 «Мелкое хулиганство» КоАП РФ и ответить на вопросы к документу. Статью следует заранее распечатать и раздать каждому школьнику.
Статья 158. Мелкое хулиганство
Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, — влечёт наложение штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка, а в случае, если по обстоятельствам дела, с учётом личности нарушителя, применение этих мер будет признано недостаточным, — административный арест на срок до пятнадцати суток.
Вопросы к документу: что, согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ, является мелким хулиганством? Какое наказание предусматривает Кодекс за мелкое хулиганство? Какие отношения обеспечивает эта норма и каким образом: дозволением, запретом, предписанием? Нормативный документ отличает повелительный стиль изложения. Объясните это, основываясь на статье Кодекса.
В своих ответах учащиеся должны опираться на текст документа.
2. При изучении второго вопроса целесообразно составить таблицу, которая поможет сконцентрировать внимание учащихся на характерных чертах административного правоотношения. Таблица рисуется на доске или демонстрируется с помощью мультимедиапроектора. Учитель называет классу эти черты, класс их записывает, далее педагог предлагает учащимся найти в тексте параграфа характеристики каждой черты, выписать их в тетрадь.
Черты административного правоотношения
Черты административного правоотношения |
Характеристики |
Избирательный характер |
Касается сферы деятельности исполнительной власти |
Одна из сторон — субъект административной власти |
Субъект наделён государственно-властными полномочиями |
Власть-подчинение |
«Властная сторона» управляет, распоряжается, действует от имени государства, другая обязана подчиняться |
Возникновение административного правоотношения |
Событие предусмотрено нормами административного права |
Внесудебное рассмотрение |
В административном порядке, незначительные правонарушения |
После заполнения таблицы учитель привлекает внимание учащихся к рубрике «Ситуация» и даёт следующие задания: прочитайте изложенную ситуацию; подумайте, какие черты административного правоотношения прослеживаются в ней; сделайте вывод, какие правоотношения называются административными.
3. Заключительным этапом урока является обращение к вопросу о том, что такое административное правонарушение, каковы его виды. Учителю следует спросить: чем отличается проступок от преступления? Приведите примеры таких правонарушений.
Продолжая разговор об административных правонарушениях, учитель предлагает обратиться к документу, опубликованному в тексте параграфа, — «Кодекс РФ об административных правонарушениях. Ст. 2.1. «Административное правонарушение». Учащиеся выполняют задание: прочитайте ст. 2.1 и выделите признаки административного правонарушения. Раскройте их смысл. Соотнесите установленные признаки с понятиями «проступок» и «преступление». Сделайте вывод, что же есть административное правонарушение. В итоге учащиеся должны дать следующие ответы:
К признакам административных правонарушений относятся:
— действие или бездействие физического или юридического лица, т. е. конкретное деяние субъекта;
— противоправное действие, т. е. деяние, нарушающее конкретную правовую норму закона;
— виновное действие, т. е. деяние, совершённое лицом, которое понимало непозволительность своего поведения и последствия такового.
Учащиеся также отмечают, что признаки административного правонарушения имеют общие черты с понятием «проступок», так как под проступком понимается правонарушение, характеризующееся меньшей степенью вредности и социальной опасности, а под административным правонарушением надо понимать противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, которое нарушило норму права, закреплённую в законе (КоАП РФ), и должно нести административную ответственность. В завершение урока учитель обращает внимание учащихся на различные виды административных правонарушений: против личности, собственности, общественного порядка, охраны окружающей среды и памятников культуры.
Вариант 2. Лабораторное занятие по тексту учебника
Учитель предлагает классу внимательно прочитать параграф, ответить на вопросы и выполнить задания: какие общественные отношения регулирует административное право? Каковы особенности норм административного права? Как вы их понимаете? Назовите и охарактеризуйте черты административных правоотношений. Что называют административным правонарушением? Укажите его виды. Приведите примеры административных правонарушений. В чём их опасность? Чем они отличаются от преступлений?
Домашнее задание: § 19 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома». Также можно предложить учащимся привести примеры административных правонарушений, касающихся норм общественного порядка и общественной морали.