ПРАВО НА ТРУД. ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ - Право

Обществознание - Поурочные разработки 9 класс - 2014 год

ПРАВО НА ТРУД. ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ - Право

Урок характеризует правовое регулирование важнейшей деятельности людей — трудовой. Условием понимания сущности трудовых правоотношений является опора на ключевые положения большой темы «Право», раскрытые на первых трёх её уроках, освещающих понятия права, правоотношений, юридической ответственности.

Задачи урока

1. Познакомить учащихся с особенностями труда как одного из основных видов деятельности человека, основными требованиями трудовой этики в современном обществе, правовыми нормами, регулирующими трудовую деятельность несовершеннолетних.

2. Способствовать формированию социальной и правовой компетенции личности в сфере трудовых отношений, развитию умения выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.

3. Способствовать развитию следующих универсальных учебных действий: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; ориентация в социальных ролях; восприятие текстов научного, публицистического, юридического стилей; социальная компетентность и учёт позиции других людей.

Оборудование урока

Конституция РФ на каждом столе, раздаточные материалы: текст К. Д. Ушинского1, ст. 21 Трудового кодекса РФ.

План изучения нового материала

1. Право на труд.

2. Трудовые отношения.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее учитель организует вводную беседу по вопросам рубрики «Вспомним».

1. Учебную работу по первому вопросу целесообразно начать с обсуждения вопроса: как характеризуют человека следующие качества:

— потребность и привычка трудиться;

— увлечённость и удовлетворённость трудовым процессом;

— заинтересованность в достижении конечного результата труда?

Все эти психологические качества, несомненно, характеризуют человека как зрелую личность со сложившимися ценностными ориентирами, стремящуюся реализовать себя в целенаправленной деятельности. «Ничто так, как труд, не облагораживает человека, — писал Л. Н. Толстой. — Без труда не может человек соблюсти своё человеческое достоинство». М. Горький утверждал: «Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать».

И напротив, отрицательно характеризует человека стиль жизни, возводящий безделье в нравственную норму. Эта черта, которая осуждалась моральным сознанием во все времена, называется праздностью.

Продуктивная работа может быть проведена с текстом К. Д. Ушинского «Значение труда в жизни человека» («Дидактические материалы», тема 45). Ответ на вопрос 1 к тексту подводит к мысли о том, что труд — это необходимое условие не только для развития человека, но и для сохранения его достоинства. Вопрос 2 позволяет прийти к выводу о том, что труд — важнейший признак человеческой природы, проявляющийся как в телесной, так и в духовной жизни, в системе человеческих ценностей.

Вопрос 3 заставляет осознать мысль К. Д. Ушинского о том, что личный, свободный труд и есть жизнь, без труда смерть овладевает человеком заживо, т. е. жизнь теряет смысл и её наполняет мрачная апатия, детские прихоти или, по словам Ушинского, «скотские наслаждения».

Учащиеся высказывают собственное мнение по вопросу 5, а учитель помогает им осознать, что, если бы труд был забавой, лёгкой игрой, он не оказывал бы того благотворного воздействия на личность, какое порождается усилиями, связанными с сознанием необходимости достичь той или иной цели в жизни.

Обсуждение заданий к тексту К. Д. Ушинского позволяет учащимся наиболее полно осознать значение труда в жизни человека.

Далее рассматривается вопрос о праве на труд. Его изучение может быть организовано в двух вариантах.

Вариант 1 — работа с текстом учебника.

Вариант 2 — практическая работа с отдельными статьями Трудового кодекса Российской Федерации.

Любой из этих вариантов целесообразно начать с работы со ст. 37 Конституции Российской Федерации.

Первая часть этой статьи закрепляет свободный характер труда. В ней же раскрыт один из аспектов этой свободы: право свободно распоряжаться своими способностями к труду. Целесообразно проверить, понимают ли учащиеся разницу между понятиями «род деятельности» и «профессия». Если нужно, можно показать на примере: портной — профессия, но гражданин, имеющий эту профессию, может либо заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, либо быть членом кооператива, осуществляющим пошив одежды, либо стать предпринимателем, создав швейное предприятие, либо работать по своей профессии на государственном или акционерном предприятии и т. п. — это выбор рода занятий.

Затем организуется работа со второй частью статьи: какова её связь с первой частью? Предполагается, что учащиеся самостоятельно определят, что запрещение принудительного труда — это развитие (один из аспектов) утверждения о свободном труде. Можно пояснить, что принудительным является труд, который выполняется не по добровольному выбору, а в качестве обязательного под угрозой какого-либо наказания. Здесь требуется пояснение: подавляющее большинство граждан трудится. Для основной массы работающих труд является основным источником средств существования, однако для многих также и средством самоутверждения и самореализации.

Не является результатом добровольного выбора (но и не считается принудительным) труд, выполняемый в порядке воинской службы, в чрезвычайных обстоятельствах (например, в условиях стихийного бедствия), а также на основании приговора суда.

По третьей части ст. 37 можно задать следующие вопросы: какие условия должны быть обеспечены для выполнения работы? Каковы требования к размерам оплаты труда? Как можно обеспечить защиту гражданина от безработицы?

Вопрос о праве на защиту от безработицы нуждается в конкретизации. Законы РФ предусматривают ряд мер, среди которых:

— бесплатное содействие гражданам со стороны Федеральной службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве;

— бесплатное обучение новой профессии;

— защита работников от необоснованных увольнений;

— выплата пособия по безработице.

Опираясь на материал учебника, учитель объясняет, кого можно считать безработным.

Четвёртая часть ст. 37 требует разъяснений. Трудовые споры — это споры, возникающие между работником и работодателем по вопросам применения законодательных и других нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора. Законы РФ определяют порядок разрешения трудовых споров, причём основным органом разрешения таких споров является суд.

По пятой части ст. 37 предлагается вопрос: каковы юридические гарантии права на отдых?

2. Далее рассматривается понятие «трудовые отношения».

В науке существует определение трудовых отношений как добровольной, личной, равноправной функциональной связи работника с организацией или работодателем. На основе этой связи работник на определённых условиях или определённым образом включается в организованный труд. Он занимает определённое рабочее место, на котором трудится, и получает за свой личный труд личный доход. Трудовыми правоотношениями называют общественные отношения, которые регулируются правом и в которых работники приобретают особые права и обязанности, регулируемые правовыми нормами. Таким образом, учащиеся подводятся к понятию «трудовое право».

Трудовое право юристы определяют, как отрасль права, которая регулирует общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией гражданами и другими физическими лицами своих способностей к труду. Трудовое право регулирует несколько групп отношений, среди которых:

— отношения по обеспечению занятости;

— отношения отдельных работников и трудового коллектива с работодателем, с его организацией;

— отношения организационно-управленческие;

— отношения по надзору и контролю за трудовым законодательством и охраной труда;

— отношения по разрешению трудовых споров;

— некоторые другие отношения.

Последующий этап как в варианте работы с текстом учебника, так и в варианте работы с Трудовым кодексом РФ направлен на раскрытие следующих вопросов:

1. Порядок поступления на работу (трудоустройства). Трудовой договор.

2. Увольнение по инициативе работника и по инициативе администрации.

3. Коллективный договор.

4. Дисциплина труда.

5. Льготы для тех, кто совмещает работу с учёбой.

Эти вопросы кратко раскрыты в учебнике. Что касается работы с Трудовым кодексом РФ, то для изучения в классе подбираются и раздаются школьникам статьи, содержащие нормы по перечисленным вопросам.

В процессе этой работы важно, чтобы учащиеся уяснили понятия «трудовой договор», «коллективный договор», «дисциплина труда».

Дополнительный материал для учителя

Трудовой договор представляет собой соглашение между работником и работодателем, содержащее их взаимные обязательства. Работник обязуется выполнять работу по определённой специальности, в определённой должности и подчиняться внутреннему трудовому распорядку. Работодатель обязуется выплачивать ему заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законом и соглашениями.

Коллективный договор — это нормативный акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации.

Дисциплина труда — это строгое и точное соблюдение установленного порядка работы. Она заключается в подчинении единому режиму деятельности и общему руководству, в регулярности и согласованности совместных действий.

В любом варианте целесообразно осуществить изучение ст. 63 Трудового кодекса, текст которой включён в параграф учебника, а также работу с той частью параграфа, в которой излагаются права и обязанности работника. Полезно организовать на уроке работу непосредственно с текстом статьи Трудового кодекса, излагающей права и обязанности работника (предварительно размножив этот текст):

«Статья 21. Основные права и обязанности работника

Работник имеет право на:

— заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

— предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

— рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;

— своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

— отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращённого рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

— полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

— профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

— объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

— участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

— ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;

— защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещёнными законом способами;

— разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

— возмещение вреда, причинённого работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

— обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Работник обязан:

— добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;

— соблюдать трудовую дисциплину;

— выполнять установленные нормы труда;

— соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

— бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;

— незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя».

При рассмотрении каждого из прав и каждой из обязанностей важно проверить понимание учащимися смысла данной нормы.

Домашнее задание: § 17 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома». Группе наиболее подготовленных учащихся может быть предложена подготовка проекта «Возможности трудовой деятельности старшеклассников в нашем районе».

Литература для учителя

Трудовой кодекс Российской Федерации.

Кашанина Т. В. Право и экономика. В 2 кн. / Т. В. Ка- шанина, А. В. Кашанин. — М., 2000. — Гл. 6 (§28—32), 12 (§ 56).

Обществознание: учеб, пособие / под ред. М. Н. Марченко. — М., 2006. — Раздел 3. — § 18, 21—25.


1 Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002. — Тема 45. — Текст 1. В электронном формате: http://www.prosv.ru/metod/bogolubov8-9/index.htm






Для любых предложений по сайту: [email protected]