Обществознание - Поурочные разработки 9 класс - 2014 год
ПРАВООТНОШЕНИЯ И СУБЪЕКТЫ ПРАВА - Право
Понятие «правоотношение» относится к ключевым юридическим понятиям, и его осознание учащимися, понимание ими особенностей данного вида социальных отношений имеют большое значение для социализации современных подростков. Опорой для усвоения новых знаний могут стать такие понятия, как «социальные отношения», «социальные нормы», «правовые нормы» и т. д.
Задачи урока
1. Раскрыть смысл понятий «правоотношение», «субъекты правоотношений», «юридическое лицо», «физическое лицо», «дееспособность», «правоспособность».
2. Научить учащихся раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц, называть основания возникновения правоотношений, отличать правоотношения от других видов социальных отношений.
3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: умение ориентироваться в характере социальных взаимоотношений; планирование, прогнозирование и самоконтроль деятельности; поиск и выделение необходимой информации, её переработка и структурирование; умение слушать аргументы одноклассников и деликатно их корректировать.
Оборудование урока
Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, мультимедиапроектор.
План изучения нового материала
1. Сущность и особенности правоотношения.
2. Субъекты правоотношения.
Варианты организации учебной деятельности
Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее учитель организовывает работу с рубрикой «Вспомним». Учащимся предлагается: а) вспомнить определение понятия «социальные отношения»; б) привести примеры различных социальных отношений. В процессе актуализации опорных знаний стоит напомнить учащимся, что социальные отношения всегда возникают для удовлетворения какой-то потребности и регулируются социальными нормами, такими, как нормы морали, корпоративные нормы, обычаи, традиции и т. д.
Комбинированный урок
1. Во вступительном слове советуем обратить внимание школьников на то, что темой урока станет новое понятие — «правоотношение». Важно сделать акценты на том, что: а) правоотношение — это социальное отношение, поэтому у него должны быть общие признаки с любым другим социальным отношением; б) правоотношение — это особый вид социальных отношений, а раз так, то оно должно содержать какие-то признаки, отличающие его от всех других видов социальных отношений. Например, любые социальные отношения предполагают: а) наличие взаимодействия; б) удовлетворение какой-то потребности; в) что в процессе взаимодействия возникает социальная связь, характеризующаяся зависимостью субъектов социального отношения.
Для активизации интеллектуальной деятельности учащихся можно предложить школьникам выполнить задание, которое создаст смысловую опору для изучения нового материала: определите, в каких из представленных случаев речь идёт о социальных отношениях. Приведите аргументы, доказывающие правильность вашего выбора.
1) Михаил регулярно смотрит новости по Интернету.
2) Зинаида решила не идти на день рождения к подруге, поскольку накануне та не дала ей воспользоваться своим мобильным телефоном.
3) Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из его почтового ящика корреспонденцию.
4) Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.
5) Валентина Матвеевна, не согласившись с мнением экспертов магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.
Данную работу желательно провести в режиме блицобсуждения, в ходе которого учащиеся должны отметить, что ситуации 2, 3, 5 — это ситуации, связанные с социальными отношениями. Для обоснования сделанного выбора должны быть приведены аргументы, которые учитель вместе с классом редактирует и записывает на доске как признаки социальных отношений.
Далее желательно предложить школьникам ещё раз проанализировать приведённые ситуации: а) найти среди них те, которые, по их мнению, иллюстрируют правоотношение; б) объяснить, почему названные ими ситуации они отнесли к правоотношениям.
В процессе обсуждения устанавливается, что правоотношениями являются ситуации 3 и 5, поскольку они связаны с правовыми нормами. Выслушав аргументы учащихся, учитель приводит дополнительные аргументы. Это стоит сделать даже в том случае, если школьники справились с заданием, поскольку аргументы, приведённые учителем, должны подытожить всё, что сказали школьники. Учитель обращает их внимание на основную особенность данных ситуаций — действия участников регулируются нормами права. Так, вынимая корреспонденцию из почтового ящика соседа, Леонид совершал действия, которые можно квалифицировать как нарушение тайны переписки. Данное правонарушение является преступлением, и ответственность наступает по нормам уголовного права с 16 лет. Участница ситуации 5, Валентина Матвеевна, вступила в правовые отношения с магазином и согласно нормам, установленным в законе о правах потребителя, имеет право на защиту своих прав.
Далее можно предложить школьникам самостоятельно сформулировать и записать признаки правоотношения, а затем прочитать раздел «Сущность и особенности правоотношения» и дописать те признаки, которые были упущены при обсуждении ситуаций. Будет лучше, если свои записи учащиеся сделают карандашом, так как следующим этапом работы может стать проверка выявленных признаков. Затем их надо зафиксировать в тетрадях, составив схему.
Признаки правоотношения
Целесообразно эту часть урока завершить блиц-опросом по вопросам 2—5 рубрики «Проверим себя». Специального пояснения могут потребовать вопросы 4 и 5. В этой связи имеет смысл коснуться содержания понятия «субъект», однако не стоит давать его полное определение, необходимо лишь обратить внимание школьников на то, что под субъектом понимается человек, активно действующий, обладающий способностью изменять свою жизнь и самого себя. Следовательно, субъективные права — это права, принадлежащие человеку активному, действующему. Далее учитель может сам зачитать соответствующий абзац параграфа, интонационно выделив важные смысловые фрагменты: «его право», «обладатель права может им воспользоваться, а может и не воспользоваться, он свободен в выборе своего поведения». После этого пояснения вместе со школьниками обсуждается ответ на вопрос 5.
Хороший дидактический эффект имеет обращение к тексту учебника после ответа на каждый из вопросов. Например, после выполнения задания: раскройте смысл понятий «субъекты (участники) правоотношений», «объекты правоотношений», «содержание правоотношений» — учитель может попросить школьников зачитать соответствующие фрагменты параграфа. Если были допущены неточности, то можно тут же их отметить и разобрать. Затем объяснить, как изменили смысл понятий эти неточности. То же самое можно сделать после того, как девятиклассники раскроют смысл понятия «мера».
2. Оптимальным методом передачи знаний на данном этапе будет мини-лекция с элементами беседы. Начать нужно с обращения к учащимся: «В понятии «субъект правоотношения» слово «субъект» замените на его русский эквивалент». В результате такой замены получится: «активно действующий участник правоотношения».
Далее учитель сообщает, что, согласно законам РФ, субъектами правоотношения могут быть как физические лица, так и юридические. Можно отметить, что физические лица ещё называют индивидуальными лицами и к ним относятся все граждане РФ, а также иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, т. е. все те люди, которые оказались на территории нашей страны.
При раскрытии понятия «юридические лица» целесообразно сначала перечислить организации, которые могут являться юридическими лицами. Затем необходимо дать определение понятия «юридическое лицо» и при этом обязательно отметить, что, например, не любая общественная организация или учреждение могут быть юридическим лицом. Для того чтобы стать юридическим лицом, необходимо обладать: имущественной самостоятельностью, способностью от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности. Пока можно не говорить школьникам о том, что ряд учёных-юристов ещё одним признаком юридического лица называют следующий: быть истцом и ответчиком в суде.
Пусть девятиклассники вспомнят, во все ли исторические времена люди, проживающие на территории того или иного государства, могли быть участниками правоотношения, т. е. иметь определённые законом права и обязанности.
Если у школьников возникнут затруднения, учитель может напомнить им, что, например, в государствах древности участниками правоотношений не могли быть рабы, а в средневековых государствах — крепостные крестьяне.
При раскрытии понятия «правоспособность» необходимо довести до понимания учащихся, что: 1) правоспособностью обладают все граждане без исключения и она возникает в момент их рождения; 2) наличие правоспособности является свидетельством того, что человек может иметь какие-то (абстрактные) права, но это совсем не значит, что этими правами он может воспользоваться в данный конкретный момент.
Поясняя понятие «правоспособность», можно познакомить учащихся со следующим текстом:
«В современном цивилизованном обществе нет и не может быть людей, не наделённых общей правоспособностью. Это важнейшая предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического статуса личности. Правоспособность — не естественное, а общественно-правовое качество субъектов. <...> Оно вытекает из международных пактов о правах человека, принципов гуманизма, свободы, справедливости. Обязанность каждого государства — должным образом гарантировать и защищать это качество. <...> Правоспособность — не сумма каких-то прав, не количественное их выражение, а непременное и постоянное гражданское состояние личности, элемент её правового статуса, предпосылка к правообладанию. <...> Каждое лицо рождается способным к правообладанию, может и должно иметь необходимые ему права, признанные мировым сообществом и юридическими системами национальных государств (право на жизнь, свободу, здоровье, честь, достоинство, безопасность и т. д.). Эта способность (возможность) никем и ни при каких обстоятельствах не может быть запрещена, аннулирована. Она признаётся априори как безусловная и бесспорная аксиома — нечто само собой разумеющееся. Любой гражданин, в том числе несовершеннолетний, твёрдо знает, что он является правоспособным и, следовательно, может стать носителем (сейчас или в будущем) соответствующих прав и свобод» (Матузов Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М., 2004. — С. 390—393).
Далее необходимо конкретизировать данное положение, и эта конкретизация станет логическим мостиком к раскрытию содержания следующего понятия — «дееспособность». Нужно сказать, что, согласно Конституции РФ, каждый гражданин нашей страны правоспособен с рождения и, следовательно, даже новорождённый малыш может являться собственником чего-то, например, очень дорогих вещей (предметов): квартиры, дома, участка земли, акций компании, самой компании. Однако, будучи собственником, малолетний гражданин не имеет права самостоятельно распорядиться этой собственностью до совершеннолетия. Он не имеет права ни продать её, ни подарить, ни заложить, ни завещать.
Для того чтобы произвести любое из названных действий, помимо правоспособности, человек должен обладать ещё и дееспособностью, под которой понимается способность своими осознанными действиями осуществлять права и юридические обязанности. Согласно законам РФ полная дееспособность у физического лица наступает в момент совершеннолетия, т. е. в 18 лет. Считается, что именно с этого возраста человек становится способным не только осуществлять какие-то действия, но и осознавать их последствия. Вот почему в состав понятия «дееспособность», помимо права осуществлять действия, включается ещё и обязанность нести ответственность за свои действия. Так, гражданин должен понимать, что, продавая участок земли, он этого участка лишается навсегда, поэтому полученные деньги могут быть использованы либо для получения большей выгоды, либо для чего-то очень важного, на что других средств не имеется (например, оплата сложной операции близкого родственника).
Для закрепления материала учитель может организовать выполнение заданий 1—3 рубрики «В классе и дома».
Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что в последние годы во всех странах мира, в том числе и в России, происходит совершенствование законодательства. Одной из причин постоянного обновления законодательства является развитие науки и техники и как следствие — новые сферы деятельности. Например, появление Интернета привело к необходимости правового регулирования отношений между людьми, возникающих в связи с использованием ими виртуального пространства. Так, в октябре 2008 г. Федеральное собрание РФ приняло законопроект об электронных библиотеках, который регулирует отношения между крупнейшими публичными библиотеками России и авторами различных произведений (художественных, научных, публицистических). Остро стоит в нашей стране и законодательное решение вопроса о регулировании правоотношений в области трансплантологии.
Рассматриваемые вопросы необходимы для социальной адаптации школьников, так как даже в течение одного дня они несколько раз вступают в правовые отношения с разными людьми и по разным поводам. Можно предложить ученикам проанализировать свой день (желательно предыдущий) и подсчитать, сколько раз и по какому поводу они вступили в правоотношения. Например: что-то купили, оплатили проезд в городском (сельском) транспорте, получили почтовую корреспонденцию. Целесообразно отдельно проанализировать правоотношения, в которые вступили учащиеся, придя на занятия в школу.
Домашнее задание: § 9 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания в рабочей тетради.
Литература для учителя
Алексеев С. С. Общая теория права / С. С. Алексеев. — М., 1982. — Т. 2. — С. 82—163.
Венгеров А. Б. Теория государства и права / А. Б. Венгеров. — 3-е изд. — М., 2000. — С. 237—249.
Матузов Н. И. Теория государства и права: учеб. / Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М., 2004. — Гл. 17.
Матузов Н. И. Права человека и общерегулятивные правоотношения // Правоведение. — 1996. — № 3.
Общая теория государства и права / под ред. В. В. Лазарева. — М., 2001.
Дополнительный материал можно найти на сайте: www.allpravo.ru