Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год
БЕЗРАБОТИЦА, ЕЁ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ - Экономика
Тема логически завершает изучение целого ряда вопросов, связанных с функционированием рыночной экономики. Содержание темы ориентирует учащихся на рациональный выбор сферы деятельности, соответствующей способностям и возможностям приложения своего труда. Полученные знания об особенностях и потребностях рынка труда помогут старшим подросткам в успешном профессиональном самоопределении.
Задачи урока
1. Познакомить учащихся с характером труда в условиях рыночной экономики, его влиянием на занятость работников в условиях конкуренции.
2. Способствовать формированию у учащихся умения описывать причины безработицы, определять её экономические и социальные последствия, объяснять, роль государства в обеспечении занятости.
3. Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: построение жизненных планов во временной перспективе; самооценивание; поиск и выделение необходимой информации; ориентация в социальных ролях, участие в коллективном обсуждении проблемы.
Оборудование урока
Компьютер, карточки с текстами учебно-познавательных заданий, рабочая тетрадь, подборка материалов региональных СМИ по вопросам занятости и трудоустройства.
План изучения нового материала
1. Безработица — спутник рыночной экономики.
2. Причины безработицы.
3. Экономические и социальные последствия безработицы.
4. Роль государства в обеспечении занятости.
Варианты организации учебной деятельности
Комбинированный урок
Предлагаемый комбинированный урок может быть организован как последовательная проработка текста учебника в сочетании с пояснениями учителя, ответами на вопросы для самопроверки, выполнением познавательных заданий, работой с Интернетом.
Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее учитель организует беседу по вопросам рубрики «Вспомним».
1. Задача данного этапа урока — сформировать представление о понятии «безработица» и раскрыть особенности проявления безработицы в условиях рыночной экономики.
Приступая к изучению первого раздела, необходимо включить учащихся в обсуждение подводящих к проблеме урока вопросов: каждый ли человек имеет возможность заработать себе на жизнь? Что делать, если человек готов трудиться, а подходящего места работы нет?
Результаты обсуждения ответов на вопросы помогут подвести учащихся к пониманию особенностей и характера труда в рыночной экономике, сравнить их с трудом в условиях командной экономики. Можно предложить учащимся после знакомства с учебным текстом выделить и назвать эти особенности. Вероятно, они назовут следующие характеристики труда: добровольный, свободный, преимущественно основанный на частной собственности.
Для лучшего усвоения понятия «безработица» учащиеся находят существенные различия между тремя категориями граждан: трудоспособные, занятые и безработные граждане. Школьникам предлагается привести примеры, характеризующие положение каждой из названных категорий населения. Дилер учитель задаёт классу вопрос: кого можно признать безработным? Найти правильный ответ учащимся поможет обращение к содержанию рубрики «Ситуация» в учебном тексте, его совместный с учителем анализ.
Альтернативный вариант усвоения понятия «безработица» — выполнение следующего учебно-познавательного задания:
Определите положение граждан с точки зрения их занятости в хозяйственной жизни страны:
а) программист, работающий мастером производственного участка на заводе, уволился по собственному желанию и ищет работу по специальности;
б) студент, не работающий и обучающийся на дневном отделении вуза;
в) рабочий, уволенный в связи с ликвидацией предприятия, обратился в поисках работы в государственную службу занятости;
г) женщина, ушедшая с работы в отпуск по уходу за родившимся ребёнком;
д) мать, имеющая ребёнка-инвалида и работающая в режиме неполного рабочего дня;
е) учитель школы уволился из-за переезда на новое место жительства в другой город и ищет работу по специальности.
Следующие проблемы, требующие рассмотрения: определение уровня безработицы и осмысление зависимости уровня безработицы в стране от состояния дел в экономике.
Добиться успешного усвоения материала по первой проблеме можно, предложив учащимся решить задачу, используя информацию из следующего текста: по данным на апрель 2015 г. в России численность трудоспособного населения составила 76 млн человек, а численность безработных — 4,4 млн человек. Определите уровень безработицы в России в этот период.
Учитель напоминает учащимся, какая категория граждан включается в состав трудоспособного населения страны, и обращает внимание на расчётную формулу, приведённую в учебном тексте. Можно предположить, что учащиеся дадут следующий правильный ответ: «Уровень безработицы в России в апреле 2015 г. составил 5,7 %».
Рассматривая вторую проблему, учителю необходимо дополнительно пояснить, что для рыночной экономики характерно циклическое развитие, т. е. чередование периодов спада и подъёма. Усвоению материала также будет способствовать обращение к материалам рубрики «Факты». Учитель предлагает кому-нибудь из учащихся построить на основе предложенных данных график или диаграмму на доске и помогает школьникам проанализировать полученные результаты.
В целях закрепления изученного и проверки результатов его усвоения учитель может предложить выполнить ряд учебно-познавательных заданий:
1) Школьники учатся и ещё не могут работать, пенсионеры уже не могут работать, есть люди, которые просто не хотят работать. Кого можно отнести к категории безработных? Отличаются ли безработные от неработающих? Поясните свой ответ.
2) Восемнадцатилетний юноша остался без работы в результате сокращения числа работников предприятия. Посоветуйте оставшемуся без работы, как вести себя в этой ситуации. Что необходимо для получения статуса безработного и пособия на время поиска работы? Предложите свой план действий.
В завершении изучения раздела полезно организовать выполнение заданий 1, 5 рубрики «В классе и дома».
2. Следующий шаг в учебном процессе — изучение и анализ причин безработицы.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с характеристиками тех или иных причин безработицы. Учитель предлагает найти ответы на следующие вопросы: какое влияние оказывают перемены в потребительском спросе на занятость в производстве, требования к квалификации работников? Почему люди меняют место работы? Как спад производства влияет на уровень безработицы? Что такое «сезонная безработица»?
Далее учитель организует выполнение заданий 3, 4 рубрики «В классе и дома» и предлагает для анализа следующие данные:
В США сотрудник, постоянно использующий компьютер, получает в среднем на 15 % больше своего менее квалифицированного коллеги. Среднегодовой доход у мужчин, имеющих диплом колледжа, примерно на 70 % выше, чем у тех, кто некогда начал работать сразу же после окончания школы. Сделайте выводы на основе приведённых данных.
Можно предположить, что учащиеся отметят роль и оценку квалифицированного труда в США, влияние квалификации на результаты и размер оплаты труда, связь между уровнями квалификации работника и условиями его занятости.
Необходима помощь учителя и в усвоении учащимися особенностей и экономической сущности российской безработицы. Так, информация учебного текста о том, что каждого третьего безработного россиянина не устраивает размер предлагаемой заработной платы, может быть дополнена необходимыми пояснениями. Существует масса рабочих мест, которые не обеспечивают важнейшее условие работы — материальную заинтересованность работника. Порой низкая оплата труда на основном (постоянном) месте работы не позволяет ощутить разницу в обеспечении уровня жизни по сравнению с существованием на случайные заработки и на пособие по безработице. Задача увеличения средней заработной платы — одна из главных в стране.
Усилить связь изучаемого материала с российской действительностью учителю поможет обсуждение результатов опережающего домашнего задания (возможен вариант его выполнения в классе): найдите в Интернете информацию по вопросам занятости населения в вашем регионе (области), обратившись к сайту Федеральной службы по труду и занятости www.rostrud.ru (Территориальные органы Рос- труда по вопросам занятости населения — www.rostrud.ru/structure/kontrol/). Изучите статистические данные о занятости. Каково общее количество вакансий? Какая самая нужная специальность в регионе?
3. Следующий раздел изучается школьниками самостоятельно. В целях закрепления изученного учитель организует выполнение задания 2 рубрики «В классе и дома», участвуя в обсуждении и оценке результатов.
Далее учитель предлагает учащимся проблемный вопрос: как снизить экономические и социальные издержки безработицы? Обсуждение помогает перейти к изучению следующего раздела.
4. Материал о роли государства в обеспечении занятости населения тесно связан с содержанием изученных тем «Рыночная экономика» и «Роль государства в экономике». Учителю целесообразно напомнить школьникам, что обеспечение занятости населения — одна из функций государства в экономике, регулирование же рыночных отношений, финансовая и социально-экономическая политика государства тесно связаны с проблемой распределения трудовых ресурсов общества и создания условий для их воспроизводства. Далее учитель предлагает познакомиться на основе учебного текста с двумя основными направлениями деятельности государства: а) созданием условий для занятости; б) реализацией мер социальной защиты от безработицы.
Знакомство учащихся с этими направлениями полезно закрепить с помощью следующих заданий:
1) Американские корпорации тратят ежегодно 30 млрд долларов на обучение своих сотрудников. В чём заключается эффективность вложений в повышение квалификации и переподготовку работников? Актуальна ли подобная политика работодателей и государства для российского общества?
2) Вам исполнилось 15 лет, и вы решили поработать. Каковы ваши дальнейшие действия? Как найти подходящую работу? Предоставьте будущему работодателю информацию о себе, чтобы получить желаемое место работы.
Фрагмент раздела о профессиях будущего можно закрепить с помощью следующего задания:
Газета «Труд» составила список наиболее востребованных у работодателей специальностей. В список были включены следующие профессии: маркетолог, менеджер по продажам, специалисты по работе с клиентами, логисты, кассиры, мастера по ремонту бытовой техники.
Агентство «РБК. Рейтинг» подготовило список самых популярных профессий у россиян. Наибольшим спросом у соискателей работы пользуются следующие профессии: секретарь (помощник руководителя), менеджер по продажам, бухгалтер, продавец, экономист, юрист, оператор ПК, менеджер по работе с клиентами.
Сравните данные о потребностях работников и работодателей и сделайте соответствующие выводы. Объясните, как связан рост спроса на те или иные специальности с состоянием и тенденциями развития российской экономики.
Домашнее задание: Вариант 1. Задание 3 рубрики1 «В классе и дома»; задание 2 в рабочей тетради. Вариант 2. Подготовка информационного проекта по теме «Профессии, которые нас привлекают» с последующей презентацией его в классе. (Можно использовать результаты выполнения задания 5 рубрики «В классе и дома».) Вариант 3. Проанализировать рекламные объявления фирм, работодателей в газетах или журналах под рубрикой «Работа для вас». Найти примеры, подтверждающие факт того, что работник с более высокой квалификацией может рассчитывать на более высокую заработную плату, чем работник с низкой квалификацией.
Литература для учителя
Боровик В. С. Занятость населения: учеб. пособие для студентов вузов / В. С. Боровик, Е. Е. Ермакова, В. А. Похвощев. — Ростов н/Д, 2001. — Гл. 2—4.
Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов / И. В. Липсиц. — М., 2007. — Гл. 12, 19.
Носова С. С. Экономическая теория. Краткий курс: учеб, пособие для студентов вузов / С. С. Носова. — М., 2003. — Гл. 18, 37.
Экономика: учеб. для 10—11 кл. / под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной. — М., 2007. — Гл. 11.
Обществознание. Школьный словарь. 10—11 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М., 2013.
www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».
http://kariera.idr.ru — журнал «Карьера».