Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год
ВВОДНЫЙ УРОК
Задачи урока
1. Познакомить восьмиклассников с содержательными компонентами учебника, обратив внимание на его экономическую составляющую.
2. Создать условия личной заинтересованности учащихся в продолжении изучения курса в 8 классе.
3. Способствовать пониманию интеграционного характера современного обществоведческого курса.
Оборудование урока
Компьютер, учебники 7 и 8 классов, рабочая тетрадь.
План изучения нового материала
1. Содержание учебного курса (что необходимо изучить в текущем учебном году).
2. Педагогическая направленность рубрик параграфов.
3. Работа с научными, философскими, юридическими текстами на уроках обществознания.
4. Значение рабочей тетради на уроках обществознания в 8 классе.
Варианты организации учебной деятельности
Комбинированный урок
1. Урок целесообразно начать с ознакомительной беседы. Учитель предлагает восьмиклассникам обратиться к оглавлению учебника и учебным материалам. Вопросы для беседы:
1) Какие главы представлены в учебнике? Назовите их.
2) Какая глава является самой объёмной? Объясните почему (при ответе используйте знания, полученные по этой теме в 7 классе).
3) Какие вопросы изучаются в первой главе? В чём вы видите связь личности и общества?
4) Каково, на ваш взгляд, назначение второй главы? В чём её направленность?
5) Какие вопросы рассматриваются в главе «Социальная сфера»? Опираясь на имеющиеся знания, назовите, что вам известно о социальной сфере.
Учебная беседа может проходить в форме индивидуальных ответов, а также ответов, подготовленных группами учащихся.
Важно показать учащимся, в чём особенности содержания курса обществознания в восьмом классе. Учитель предлагает школьникам следующее задание: «Перед вами раздел § 10 (7 кл.) «Производство: затраты, выручка, прибыль», посвящённый производству («Что и как производить»). Сопоставьте предложенный отрывок с § 21 (8 кл.) «Производство — основа экономики». В чём вы видите отличие одного текста от другого? Какой вывод из этого можно сделать? (Учитель предварительно готовит это задание, материал может быть представлен в компьютерном варианте.)
2. Учитель знакомит учащихся с текстом «От авторов» в учебнике и предлагает выделить в нём характеристики рубрик «Вспомним», «Подумаем», «Факты», «Ситуация», «Мнения», «Документ», «Проверим себя», «В классе и дома», «Говорят мудрые». В целях эффективности рекомендуется выполнить эту работу в виде таблицы.
Рубрика |
Характеристика |
Вспомним |
|
Подумаем |
|
Факты |
|
Ситуация |
|
Мнения |
|
Документ |
|
Проверим себя |
|
В классе и дома |
|
Говорят мудрые |
3. На данном этапе урока учитель раскрывает значение социальной информации в обществоведческом образовании. Важно подчеркнуть следующее. Во-первых, предметной основой гуманитарных наук является текст. Научить понимать смысл текстов, различных по характеру, — одна из задач гуманитарного образования. Во-вторых, систематическое использование источников способствует реализации целей обществоведческого образования. В-третьих, привлечение документов способствует подготовке учащихся к выполнению основных социальных ролей: гражданина, семьянина, производителя, потребителя, собственника.
Основу содержания обществоведческого образования составляют научные знания. Источниками философских, экономических, социологических, правовых знаний являются философские тексты, научные статьи, работы экономистов, социологов, юристов. Источники содержат научные знания, излагают гипотезы и научные теории, транслируют особенности научного познания, способствуют формированию научного мировоззрения. Значимость нормативных текстов состоит в том, что они учат пониманию языка юридического документа, способствуют развитию правового мышления, воспитанию уважения к закону, формированию активной жизненной позиции.
4. В заключение урока учитель предлагает обратиться к рабочей тетради по обществознанию для 8 класса, в которой сказано: «Основная цель данного пособия — помочь учащимся в овладении знаниями по данному курсу».
Школьники знакомятся с содержанием и структурой рабочей тетради. Учитель фокусирует внимание на заданиях, которые являются «продолжением» учебника (например, «Заполни таблицу, используя текст учебника»), и заданиях, направленных на получение новых знаний (например, «Прочитай текст и выполни задание»).
Домашнее задание: учитель может предложить классу подготовить вопросы, связанные с изученным материалом вводного занятия.