РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ - Сфера духовной культуры

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год

РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ - Сфера духовной культуры

Тема раскрывает одну из наиболее древних и значимых областей духовной культуры — религию. На доступном для учащихся уровне религия рассматривается как социальный институт и форма общественного сознания. Урок предполагает обобщение и систематизацию знаний и личного социального опыта учащихся с позиций конституционных прав и свобод личности.

При рассмотрении вопроса о религии необходима толерантность, которая позволит в процессе изучения темы не оскорбить религиозные чувства учащихся и не нарушить воспитательных установок семей школьников.

Задачи урока

1. Обобщить и систематизировать знания о религии, полученные учащимися в курсах истории и литературы, а также их личный социальный опыт.

2. Раскрыть в объёме, соответствующем возрастным познавательным возможностям учащихся, специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.

3. Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.

4. Разъяснить учащимся смысл конституционных положений о свободе совести и свободе вероисповедания.

5. Способствовать воспитанию учащихся в духе толерантности, осознанию значимости и ответственности религиозного выбора человека, пониманию опасности тоталитарных религиозных организаций.

6. Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: нравственно-этическая ориентация, ориентация в социальных ролях, связанных с функционированием религии как социального института; умение находить в различных источниках и применять необходимую информацию для реализации поставленных задач, выполнения своих социальных ролей; умение сотрудничать с различными по возрасту, религиозным взглядам людьми.

Оборудование урока

Учебник, рабочая тетрадь.

План изучения нового материала

1. Понятие «религия».

2. Особенности религиозной веры.

3. Роль религии в жизни общества.

4. Религиозные организации и объединения.

5. Свобода совести, свобода вероисповедания.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Урок начинается с проверки домашнего задания.

На начальном этапе урока необходимо посредством установления межпредметных связей и обращения к жизненному опыту учащихся актуализировать понятие «религия» и полученные в курсе истории знания учащихся об истории религии. (Когда появились первые религии? Что им было свойственно? Когда зародились монотеистические религии? Какие религии называют мировыми?) В качестве ориентира целесообразно использовать вопросы рубрики «Вспомним».

1. При работе по первому вопросу плана за основу могут быть взяты материалы рубрики «Мнения». В ней приведены два подхода к определению понятия «религия» — «относиться с особым почтением» и «связывать, соединять». Целесообразно обсудить с учащимися, какие признаки понятия «религия» затрагивает каждый из подходов, а затем дать суммирующее определение.

Переход к рассмотрению следующего пункта плана можно осуществить с помощью вопросов рубрики «Подумаем». Например, в процессе ответа на вопрос «Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества?» выявить некоторые особенности религиозного сознания.

2. Важнейшее понятие, рассматриваемое на этом этапе урока, — вера как некое эмоциональное, некритическое отношение индивида к какой-либо информации, которую он в силу определённых обстоятельств готов принять без доказательств и обоснований. Рассматривая данный аспект темы, целесообразно подчеркнуть, что вера, являющаяся основой любой религии, может пониматься весьма широко и выходить за рамки понятия «религиозная вера». Учитель предлагает учащимся привести примеры подобного широкого понимания веры, а затем переходит к анализу веры религиозной. Целесообразно обратить внимание школьников на следующие её аспекты:

1) убеждённость в существовании сверхъестественных сил;

2) убеждённость в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;

3) убеждённость в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

Учителю следует проиллюстрировать конкретными примерами эти теоретические положения. Говоря об убеждённости в существовании сверхъестественных сил, можно напомнить о триедином Боге христиан или о Боге мусульман Аллахе. Убеждённость в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека можно проиллюстрировать наиболее известными учащимся сюжетами библейской истории; убеждённость в возможности контакта со сверхъестественными силами — обращением к обрядовой практике, таинствам отдельных религий.

Переход к рассмотрению вопроса о роли религии в жизни общества можно также осуществить, используя материалы рубрики «Подумаем», в частности вопрос: почему активное развитие науки, распространение научных знаний не способствует уменьшению числа верующих?

3. Очень важно при рассмотрении функций религии опираться на личный социальный опыт учащихся, систематизировать его и обогащать теоретическими знаниями. Целесообразно раскрыть следующие функции религии: регулирующую, воспитательную, мировоззренческую, психологическую (компенсаторную), коммуникативную, интегративную. Учащимся предлагается задание: на основе соответствующего раздела параграфа составьте таблицу, зафиксировав в ней функции религии и их смысл. Иллюстрирование функций примерами может происходить в режиме устной фронтальной работы.

При анализе интегративной функции религии целесообразно привлечь исторические знания учащихся и предложить привести примеры исторических событий (явлений, процессов), в которых религия объединяла общество, и наоборот.

4. Рассмотрение вопроса о религиозных объединениях и организациях имеет большое практическое значение. Важно разъяснить сущность церкви как религиозной организации, обратить внимание на отличия сект от церкви. Также необходимо деликатно показать учащимся потенциальную опасность религиозных сект.

5. Данный этап урока очень важен, поскольку обращён к достижению ряда основополагающих целей обществоведческого курса — воспитанию учащихся в духе уважения к конституционным правам и свободам человека и гражданина, толерантности, необходимой в условиях взаимодействия в многоконфессиональном обществе. Важно показать свободу совести как право личности свободно формировать и отстаивать свои жизненные принципы, убеждения, акцентировать внимание на понятии свободы вероисповедания как более узком понятии, связанном исключительно с правом свободного религиозного выбора человека.

Работа по данному пункту плана может быть построена на основе предварительно подготовленных учителем фрагментов Всеобщей декларации прав человека (ст. 2, 18) и Конституции РФ (ст. 13, 14, 28, 29).

На завершающем этапе урока можно рассмотреть проблемную ситуацию, обратившись к материалам рубрики «Мнения» (о проблеме свободы религиозного самоопределения ребёнка). Учащимся предлагается ознакомиться с содержанием рубрики и высказать своё отношение к поставленной проблеме. Целесообразно предложить школьникам не ограничиваться оценкой роли родителей в выборе религии ребёнком, а высказаться и о роли школы в этом процессе.

Завершающий этап урока может быть построен по- разному, в зависимости от интереса учащихся к данной теме, познавательных особенностей класса, а также количества оставшегося времени урока.

Возможно закрепление изученного материала посредством устной фронтальной работы по вопросам рубрики «Проверим себя».

Другой вариант, требующий большего времени, — выполнение задания 2 рубрики «В классе и дома». Работа может быть организована в индивидуальной или групповой форме, причём желательно так, чтобы хватило времени услышать выступление хотя бы одного учащегося или одной группы, задать им несколько вопросов. Завершающим при работе по данному варианту может стать домашнее задание с предложением письменно оформить советы и принести их к следующему уроку, чтобы с ними могли ознакомиться другие учащиеся.

Ещё один вариант работы — выполнение задания 3 рубрики «В классе и дома». Учащимся предлагается обдумать возможность влияния религиозных взглядов на изучение верующими естественных наук и высказать своё мнение по данной проблеме. Целесообразно обращать особое внимание на качество аргументации, приводимой учащимися, а также аспект логичности и грамотности их высказываний.

Лабораторная работа

Урок может быть проведён в формате лабораторной работы с текстом учебника. В этом случае после завершения этапа актуализации опорных знаний учащимся предлагаются следующие задания:

1) выпишите из текста параграфа определение понятия «вера» и особенности религиозной веры;

2) заполните таблицу, отражающую особенности функций религии:

Функция религии

Её сущность

Пример

1




3) заполните схему, отражающую основные виды религиозных организаций:

4) объясните, в чём отличие свободы совести от свободы вероисповедания;

5) определите и запишите в тетради, как Конституция РФ гарантирует осуществление принципа свободы совести и свободы вероисповедания.

Завершающий этап может быть построен как анализ заданий, которые в течение урока выполняли учащиеся. Возможно также фронтальное выполнение рассмотренных ранее заданий 2, 3 рубрики «В классе и дома».

Домашнее задание: § 12 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; прочесть высказывание, данное в рубрике «Говорят мудрые», и объяснить его смысл.

Наиболее подготовленным учащимся можно предложить работу с кратким фрагментом из работы русского философа В. С. Соловьёва: требуется прочесть и осмыслить содержание рубрики «Документ», а затем ответить на предложенные к ней вопросы.

Литература для учителя

Барулин В. С. Социальная философия: учеб. для вузов / B. С. Барулин. — М., 2000. — Гл. 10.

Гараджа В. И. Религиоведение: учеб. пособие для студентов вузов и препод. ср. шк. / В. И. Гараджа. — М., 1995.

Гуревич П. С. Основы философии: учеб. пособие / П. С. Гуревич. — М., 2011. — Гл. 17.

Гуревич П. С. Культурология: учеб. /П. С. Гуревич. — М., 2009. — Гл. 1, 10, 12.

Крапивенский С. Э. Социальная философия: учеб. для студентов гуманит.-соц. спец. высш. учеб. заведений / C. Э. Крапивенский. — М., 2004. — Гл. 9.






Для любых предложений по сайту: [email protected]