МОРАЛЬ - Сфера духовной культуры

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки - 2016 год

МОРАЛЬ - Сфера духовной культуры

Данный урок с двумя последующими составляют единый блок занятий, посвящённых вопросам этики. Эти уроки занимают центральное место во второй теме курса, так как мораль — сердцевина духовной культуры личности и общества. Особенность содержания уроков состоит в их нацеленности на нравственную рефлексию. Знания, полученные на данном этапе, послужат основой при работе по нравственному воспитанию учащихся на протяжении всех последующих лет изучения курса.

Задачи урока

1. Продолжить формирование ценностных ориентиров личности, в том числе таких высших моральных ценностей, как гражданственность и патриотизм.

2. Сформировать у учащихся знания о высших общечеловеческих духовных ценностях, моральном идеале, понятиях «мораль» и «нравственность», моральных категориях «добро» и «зло».

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: выбор ценностных ориентиров; действия нравственно-этической ориентации; работа с текстом, смысловое чтение; восприятие публицистического текста; умение участвовать в коллективном обсуждении.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, схема «Пирамида морали», учебник.

План изучения нового материала

1. Мораль и нравственность.

2. Основные ценности и нормы морали.

3. Добро и зло.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее учитель проводит вводную беседу по вопросам рубрики «Вспомним».

1. Центральное понятие на данном уроке — «мораль». Предлагается два варианта изучения первого вопроса.

Вариант 1. Традиционный подход — объяснение учителя с опорой на текст учебника и уже имеющиеся знания школьников о морали.

На первом этапе учитель, опираясь на текст учебника, объясняет происхождение и смысл слов «мораль» и «нравственность». На следующем этапе педагог знакомит класс с различными позициями, существующими в науке. Важно подчеркнуть, что сторонники второй точки зрения («мораль» и «нравственность» следует различать) не считают, что между этими понятиями существует непреодолимая стена. Их неразрывную связь можно продемонстрировать с помощью схемы «Пирамида морали»:

Нравы находятся в нижней части пирамиды: это сама жизнь, практическое поведение людей в различных сферах их жизнедеятельности. Нравственность — это совокупность нравов — конкретных действий и поступков. А мораль — это мысль, суждения (сентенции), выводы из практической жизни, на основе которых формируются правила, как себя вести.

Вариант 2. Практическая работа (для подготовленного класса). Учащимся предлагается самостоятельно прочитать в учебнике раздел «Мораль, нравственность» и ответить на вопрос 1 для самопроверки, а также выполнить задания 1—3 к § 5.

Возможно дополнительное задание: в истории мысли существовал взгляд, согласно которому одни люди всегда добрые, моральные, а другие — злые, аморальные. Объясните, как вы оцениваете такую позицию. Что подсказывает вам личный жизненный опыт?

Учащиеся обычно достаточно быстро находят ответ: конечно, нельзя так разделять людей, это слишком упрощённый взгляд. Учитель может добавить, что современная философия сумела преодолеть однозначную оценку человеческого поведения. Безусловно, человек нередко нарушает моральные нормы, хотя отлично знает их. В этом и состоит основное противоречие морали — между знанием и поступком: человек знает моральные нормы, знает, что такое добро, однако нередко склонен поступать аморально. Но тогда возникает вопрос: неужели вообще нет людей, которые не только знают моральные нормы, но и соблюдают их? Ответ может быть таким: есть основание утверждать, что большинство людей в основном соблюдают моральные нормы, иначе человечество просто не выжило бы.

2. Вопрос о ценностях — один из сложнейших в этике. Учитель раскрывает понятие «ценность», придерживаясь содержания учебника. Для закрепления материала классу предлагается назвать те или иные ценности. Вероятно, прозвучит реплика о том, что самые лучшие ценности — это деньги. В этом случае учитель поясняет, что деньги — это всё-таки только средство, обслуживающее наши потребности, но никак не высшая ценность.

Далее учитель называет ценности, которые относятся к высшим, общечеловеческим и не измеряются никакими деньгами: жизнь, здоровье, здоровая окружающая среда, мир, свобода, любовь и т. д. Можно предложить школьникам самим продолжить этот ряд.

Также следует упомянуть, что ценности бывают разнообразными. Есть ценности, важные для определённой группы людей — партии, творческого союза и т. д. (групповые ценности). Есть ценности национальные — прежде всего язык определённого народа, его культура, религия, наследие прошлого и, конечно, родная земля, окружающая среда и т. д. Вместе с тем существуют и ценности абсолютные, важные для большинства людей, — общечеловеческие. В их число входят мораль и моральный идеал.

Далее учитель на основе материала учебника характеризует высшие ценности и идеалы, существующие в обществе, или предлагает учащимся самостоятельно ознакомиться с соответствующим разделом в учебнике. Для закрепления и проверки знаний школьники отвечают на вопросы 3—5 рубрики «Проверим себя».

При ответах на вопросы 3 и 4 потребуется сопоставить знания о сути ценностей со знаниями о сути морального идеала. Сам характер отношения человека к человеку, выраженного в моральном идеале, позволяет поместить моральный идеал на вершину «пирамиды» ценностей. Вопрос 5 направляет к размышлению о связи гражданственности и патриотизма. Выявляется их общая основа — мораль: только мораль может дать человеку ответ на вопрос, как проявить свою любовь к Отечеству, чтобы это были не только красивые и пышные слова, но и конкретный дела.

3. Приступая к изучению третьего вопроса, учитель объясняет, что любое учение (религиозное, политическое, философское и т. д.), каждая наука имеют свои особые слова — понятия, с помощью которых они выражают свои идеи. Есть такие слова и у этики. К ним относят прежде всего категории «добро» и «зло», «долг» и «совесть».

Понятия «добро» и «зло» нередко употребляют в качестве синонимов нравственного и безнравственного, а науку о морали — этику — называют учением о добре и зле.

Далее организуется самостоятельная работа школьников с учебником. Учитель предлагает классу задание познакомиться с сюжетом драмы М. Ю. Лермонтова «Испанцы», изложенным в учебнике, и ответить на вопрос: как оценить поступок юноши с позиции добра и зла?

Мнения учащихся могут быть различными. Поэтому, завершая обсуждение сюжета, учитель отмечает, что цель беседы не сводится к выявлению отдельных мнений, хотя их, конечно, важно выслушать. Задача в том, чтобы увидеть, почувствовать, как бывает сложно определить, где добро и где зло. Но это вовсе не означает, что такого выбора вообще нельзя сделать. Напротив, жизнь постоянно ставит перед человеком такую задачу, и он должен её правильно решать.

Далее в классе организуется работа в группах. Первая группа прорабатывает фрагмент текста, в котором охарактеризовано понятие «добро», и готовит ответ на вопрос 6 рубрики «Проверим себя»; вторая группа изучает фрагмент, в котором охарактеризовано понятие «зло», и готовит ответ на вопрос 7 названной рубрики. По завершении каждая группа делает сообщение, затем проводится общая беседа.

Выслушав выступления учащихся первой группы, рекомендуется предложить школьникам задание: дать своё определение понятия «добро». Скорее всего, получится довольно обширное описание, но это нормально. В своём комментарии учитель поясняет, что дать краткое определение — дело крайне сложное, поскольку это понятие очень широкое. Ведь добро является главным понятием всего морального мира, а мораль, как уже говорилось, охватывает все стороны нашей деятельности, все наши бесчисленные поступки. В каждом из них можно отыскать моральный аспект.

Дополнительный материал для учителя

На протяжении веков мыслители пытались понять сущность добра. По мнению многих философов, истинное добро — это то, что хорошо для всех людей и для каждого отдельного человека.

Знаменитый немецко-французский врач и философ Альберт Швейцер (1875—1965) сумел найти очень выразительное определение добра: «Добро — это то, что служит сохранению и развитию жизни». При кажущейся простоте оно, как всякое философское определение, имеет весьма глубокий смысл. Употребив слово «жизнь», А. Швейцер имел в виду, конечно, всё живое, а не только жизнь человека. К тому же он писал, что добро служит не только сохранению, но и развитию жизни.

Выслушав ответы второй группы, уместно подумать над определением зла. Учитель может подчеркнуть, что понятие это столь же сложно и многогранно, как понятие «добро». Среди наиболее выразительных можно вновь выделить определение А. Швейцера: «Зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».

Такое определение — тема для серьёзного обсуждения в классе. В ходе беседы учитель привлекает внимание школьников к важной, но не очень приятной мысли, которую высказывают философы: моральное зло начинается там, где начинается человек, причём не его физическое тело, а внутренний, духовный мир.

Эти выводы важны с воспитательной точки зрения, ибо побуждают человека к самооценке и самокритике. Вместе с тем учитель подчёркивает, что способность человека творить и добро, и зло вовсе не снимает с него ответственности за содеянное. Главный же смысл жизни человека многие мыслители видят всё-таки в утверждении добра через борьбу со злом как вокруг, так и внутри себя.

Особого внимания требуют последние абзацы раздела — о критериях морального поведения. Можно предложить классу задание обосновать связь определения понятия «добро», данного А. Швейцером, с определением основного критерия морали, которое даётся в учебнике. В своих ответах учащиеся опираются на имеющиеся знания о гуманизме как ответственном отношении человека ко всему окружающему, как умении сострадать и проявлять великодушие. Таким образом, оба определения действительно могут служить критериями морального поведения.

Наука связывает кризисное состояние нравственности с процессом становления постиндустриального общества, внедрения информационных технологий, переходом к рыночной экономике, укреплением частной собственности. В нравственном развитии заметно резкое отставание. Очень трудно, медленно формируется нравственность, соответствующая новым реалиям, — этика предпринимательства, этика конкурентной борьбы, политическая этика (соотношение политики и морали), правовая этика (справедливое правосудие), экологическая этика (нравственное отношение общества к окружающей среде) и др. Коммерциализация культуры, формирование массовой культуры сопровождаются резким падением нравов.

Домашнее задание: § 5 учебника; подготовка к обсуждению рубрики «Говорят мудрые». Интересующимся школьникам можно предложить книгу: Анисимова И. А. Этика в мифах, легендах, преданиях / И. А. Анисимова. — М., 2005.

Литература для учителя

Болдырева С. К. Нравственность / С. К. Болдырева, Д. В. Колесов. — М.; Воронеж, 2006. — Гл. 1—6.

Губин В. Д. Основы этики: учеб. пособие / В. Д. Губин, Е. Н. Некрасова. — М., 2005. — Гл. 1, 4, 5.

Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: учеб. для вузов / Е. В. Золотухина-Аболина. — М., 2005. — Ч. 3.

Иванов В. Г. Этика: учеб. пособие / В. Г. Иванов. — СПб., 2006. — Гл. 2, 13, 17.

Назаров В.Н. Прикладная этика: учеб. / В. Н. Назаров. — М., 2005. — Гл. 1. — Разд. 2.






Для любых предложений по сайту: [email protected]