Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год
Развитие общества - ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Цели и задачи: познакомить с эволюционным характером развития общества, отличиями эволюции общества от эволюции в природе, процессом глобализации и глобальными проблемами; называть отличия реформ от революций; оценить роль социальных норм в жизни человека.
Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия причин социальных революций; определять отличия реформ от революций; выделять причины и последствия процесса глобализации; описывать процесс глобализации и называть основные глобальные проблемы; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; формировать относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; осознавать взаимосвязь между различными социальными явлениями и описывать их влияние на жизнь человека; объяснять явления социальной действительности; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; определять понятия, устанавливать аналогии; классифицировать явления; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, личностные УУД: формирование познавательного интереса к изучению закономерностей развития общества, важнейших нравственных ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
1. Общество в узком смысле слова — это:
1) определенный этап исторического развития человечества
2) часть окружающей среды, которая создана человеком
3) совокупность элементов живой и неживой природы
4) способ отношения человека к внешнему миру
2. Сфера жизни общества, к которой относится торговля:
1) духовная
2) политическая
3) экономическая
4) социальная
3. Сфера жизни общества, включающая в себя взаимодействие слоев населения и национальные отношения:
1) духовная
2) политическая
3) экономическая
4) социальная
4. Из двух суждений: а) сферы жизни общества взаимодействуют друг с другом; б) сферы жизни общества не связаны между собой:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Признак постиндустриального общества:
1) основной вид экспорта — продукция животноводства
2) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование
3) власть представляется большей ценностью, чем закон и право
4) преобладание сельского населения
6. Из двух суждений: а) общество — это все человечество в прошлом, современности и перспективе; б) общество — это совокупность людей, объединенных для совместного выполнения какой-либо деятельности:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Сфера жизни общества, к которой относятся меры помощи пенсионерам:
1) духовная
2) политическая
3) экономическая
4) социальная
8. Отметьте тип общества, к которому относится государство Н.
В государстве Н не поощряется самостоятельность личности, человек почти полностью отчужден от политики, в то время как государство господствует в политической сфере. В целом это государство характеризуется стабильностью, но мало восприимчиво к нововведениям и внешним влияниям.
1) информационное
2) индустриальное
3) аграрное
4) промышленное
9. Признак(и) традиционного общества:
1) преобладание ручного труда
2) сельскохозяйственный труд — основа производства
3) власть представляется большей ценностью, чем закон и право
4) все перечисленные
10. Отметьте тип общества, к которому относится государство С.
В государстве С производство товаров и услуг существенно зависит от сбора, обработки и передачи информации. На первый план в экономике выдвигается сфера услуг. Положение человека здесь определяется главным образом его способностью к овладению знаниями.
1) традиционное
2) индустриальное
3) постиндустриальное
4) промышленное
(Проверка выполнения заданий.)
III. Введение в новый материал
На прошлых уроках мы говорили с вами об обществе, рассматривали отношения, в которых находятся человек, природа и общество. Древнегреческие философы Платон и Аристотель считали, что общество движется по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла. Французские просветители предполагали, что история — непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества. Многие религиозные деятели считали, что регресс преобладает во многих сферах жизни общества. Обществоведы делают выводы о противоречивости прогресса. Кто из них прав? Как и по каким законам развивается человечество? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
Тема урока «Развитие общества».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
1. Изменчивость и стабильность.
2. Реформы и реформаторы.
3. Развитие человечества в XXI в.
4. Глобальные проблемы современности.
Проблемные вопросы
— Можно ли считать революции «локомотивами истории»?
— В чем состоят глобальные проблемы человечества?
IV. Работа по теме урока
1. Изменчивость и стабильность
Изучая историю, мы неоднократно убеждались, что общество развивается.
— Работая с п. 1 § 4 учебника, выявите источники развития общества.
(Проверка выполнения задания.)
Ученые обществоведы, задумываясь о способах преобразования общества, выделяют две формы развития человечества. Последователи учения К. Маркса утверждают, что решающую роль в изменении жизни и развития общества играют социальные революции.
Запись в тетради
Социальная революция (лат. revolutio — поворот, изменение) — 1) коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя; 2) форма перехода от одной общественно-экономической формации к другой.
— Изучите и прокомментируйте схему.
(Комментарии учащихся.)
Вывод. Передовой класс свергает реакционный строй, берет власть в свои руки и осуществляет назревшие перемены во всех сферах жизни общества.
Мы не можем отрицать постепенный, эволюционный характер многих изменений в обществе. Подобное явление наблюдается и в природе.
Вопросы для дискуссии
— Можно ли проводить прямые аналогии между обществом и природой?
— Можно ли применить к обществу положение о неотвратимости изменений?
— Согласны ли вы с утверждением, что революции являются «локомотивами истории»?
(Проводится мини-дискуссия.)
Ученые утверждают, что согласно закону ускорения истории на каждую последующую стадию общественного развития уходит меньше времени, чем на предыдущую. Так, самым продолжительным был первобытный строй. Он просуществовал несколько сот тысяч лет. Эпоха капитализма короче феодального периода, а тот, в свою очередь, короче рабовладельческого. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального. Каждая последующая общественная формация в 3—4 раза короче предыдущей.
Археологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников материальной культуры, вывели ту же самую закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исторической эпохой. Каменный век, состоящий из палеолита, мезолита и неолита, длиннее века металла (бронзовый и железные века). Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.
Вывод. Закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.
— Изучив материал рубрики «Мнения» на с. 29 учебника, приведите свои аргументы «за» и «против» положения о том, что процесс ускорения общественного развития является благом.
(Проводится мини-дискуссия. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
2. Реформы и реформаторы
Другой формой сознательного преобразования общества выступают реформы.
Запись в тетради
Реформа (от лат. reformo) — преобразование, вводимое законодательным путем.
— Работая с п. 2 § 4, определите основные цели реформ.
(В ходе выполнения задания составляется перечень.)
Цели реформ:
1) укрепление и обновление государственных основ;
2) улучшение уровня жизни населения;
3) изменение уклада жизни общества.
Как вы знаете из курса всеобщей истории, в Европе в XVI в. начался процесс преобразования церкви. Несмотря на имеющиеся предпосылки для реформации церкви, для запуска этого процесса необходим был лидер, который смог бы повести за собой людей. Таким человеком стал Мартин Лютер.
— Используя знания, полученные на уроках истории, приведите примеры известных реформ и реформаторов.
(Ответы учеников.)
Исторический опыт показывает, что некоторые реформаторы остаются непонятыми современниками. И судьба их подчас трагична. Так, начинания П.А. Столыпина — аграрная реформа, реформа местного самоуправления, введение в России всеобщего начального образования и многие другие — не имели широкой социальной поддержки. Столыпин считал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро. Он говорил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». Крестьяне были разочарованы тем, что власть не отдала им помещичьи земли, а дворянство видело в Столыпине разрушителя вековых устоев и узурпатора власти. Недовольное насаждением «чумазых лендлордов» в деревне, поместное дворянство и его представители в Думе возмутились, когда Столыпин попытался расширить политические права новой сельской буржуазии — провести проект бессословного земства. Либеральная интеллигенция не могла простить Столыпину приверженности к самодержавным формам правления. Увлекшись аграрными преобразованиями, Столыпин упустил проблему социального обеспечения рабочих, которая смогла бы смягчить негативную реакцию на жесткость власти по отношению к революционерам. Недовольство проявляли и промышленные круги, видевшие в правительственной политике перекос в сторону сельского хозяйства. Для революционных партий он был «душителем революции».
— Работая в группах, выявите отличительные признаки реформ от революционных преобразований.
(В ходе выполнения задания составляется перечень.)
Отличия реформ от социальных революций:
1) мягкий характер воздействия на общественные отношения;
2) проводятся «сверху» — по решению властей;
3) проводятся по определенному плану.
3. Развитие человечества в XXI в.
Наверняка вы слышали популярный термин «глобализация».
Запись в тетради
Глобализация — процесс сближения и роста взаимосвязи наций и государств мира, сопровождающийся выработкой общих политических, экономических и культурных стандартов.
Глобализация затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, международные отношения, социальную сферу, культуру, безопасность и т. д. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли.
— Приведите примеры, демонстрирующие многообразие связей современного мира.
(В ходе выполнения задания составляется перечень.)
Глобальные связи:
• общение с друзьями, находящимися на большом расстоянии, через мобильную связь, Интернет;
• создание мировой сети магазинов (Меtrо, Ikеа и др.);
• доставка товаров, заказанных по каталогам (в том числе электронным), по всему миру;
• возможность оплаты за оказанные услуги или приобретенные товары, перевод денежных средств посредством пластиковых электронных карт;
• прямая трансляция культурно-массовых мероприятий из различных точек Земли;
• возможность обмены валюты одного национального государства на территории других стран.
Мы видим, что современный мир при всем своем многообразии един и его части тесно взаимосвязаны.
— Работая с п. 3 § 4 учебника, приведите примеры проявления глобальных связей.
Запись в тетради
Основные направления глобализации:
1) деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру (Форд);
2) глобализация финансовых рынков;
3) международная экономическая интеграция (МВФ, Всемирный банк, Всемирная торговая организация);
4) информационная революция.
Тейяр де Шарден утверждал: «Для человека нет будущего... вне его объединения с другими людьми». Вместе с тем сегодня растет движение, получившее название антиглобалисты.
— Представьте, что мы с вами оказались на заседании дискуссионного клуба. Одни участники дискуссии утверждают, что в глобализации благо, а другие придерживаются противоположного мнения. Разделитесь на две группы и подберите аргументы в защиту той или иной позиции.
(В ходе выполнения задания заполняется сравнительная таблица.)
Положительные и отрицательные последствия глобализации
Положительные последствия |
Отрицательные последствия |
1. Снижение издержек производства. 2. Рост прибыли. 3. Появление возможностей для дальнейшего роста производства и его развития. 4. Концентрация усилий на разработке новых передовых технологий. 5. Возможность пользоваться плодами НТР для стран, не способных вести собственные научно-технические исследования. 6. Учет интересов государства в политике. 7. Приобщение человечества к достижениям мировой культуры |
1. Насаждение единого стандарта потребления. 2. Препятствование развитию отечественного производства. 3. Отрицание экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран. 4. Навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества. 5. Появление глобальных проблем |
(Проверка выполнения задания.)
4. Глобальные проблемы современности
— В чем вы видите особенность глобальных проблем по сравнению со всеми другими?
(Ответы учеников. Составление перечня.)
Особенности глобальных проблем:
1) носят общемировой (планетарный характер);
2) создают угрозу выживанию человечества;
3) затрагивают все народы и государства;
4) требуют от человечества неотложных и эффективных совместных действий по их решению;
5) являются следствием социально-экономических кризисов.
— Разделитесь на четыре группы. Работая с п. 4 § 4 учебника и дополнительным материалом (справочники, энциклопедии, интернет-ресурсы), приведите примеры глобальных проблем.
Первая группа исследует и анализирует экологические глобальные проблемы.
Вторая группа исследует и анализирует политические глобальные проблемы.
Третья группа исследует и анализирует социальные глобальные проблемы.
Четвертая группа исследует и анализирует экономические глобальные проблемы.
(Презентация результатов работы групп, заполнение сводной таблицы.)
Глобальные проблемы
Экологические |
1. Загрязнение и разрушение окружающей среды. 2. Техногенные катастрофы. 3. Исчезновение различных видов животных и растений. 4. Опасные изменения климата (глобальное потепление). 5. Обмеление крупных рек и озер, понижение уровня Мирового океана. 6. Опустынивание земель. 7. Увеличение загрязняющих выбросов в атмосферу |
Политические |
1. Опасность перерастания локальных конфликтов в глобальные. Угроза ядерной войны. 2. Полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США — Европа — Россия — Азиатско-Тихоокеанский регион). 3. Противостояние различных политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм). 4. Терроризм |
Социальные |
1. Нищета, голод и неграмотность в слаборазвитых странах. 2. Демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых странах. 3. Проблема занятости, рост безработицы. 4. Рост заболеваний людей, связанный с деградацией естественной среды их обитания. 5. Этнические, конфессиональные конфликты |
Экономические |
1. Экономический разрыв между «богатым Севером» и «бедным Югом». 2. Продовольственная проблема. 3. Недостаточное количество топливно-энергетических ресурсов. 4. Истощение невозобновляемых природных ресурсов |
Центром и связующим звеном всего комплекса общемировых проблем является человек и его будущее. Глобальные мировые проблемы жизненно важны для человечества. Их нерешенность порождает угрозу для будущего всех людей. Например, одним из последствий научно-технической революции стало развитие вооружения. Накопленных арсеналов, как считают ученые, достаточно для того, чтобы уничтожить 58 млрд человек (в 8 раз больше населения Земли).
Ни одно государство, сколь могущественно оно бы ни было, не в состоянии самостоятельно справиться с глобальными проблемами. Только взаимодействие всех стран в условиях мира позволяет народам обрести уверенность в завтрашнем дне, предотвратить социальные и экономические катастрофы, наконец, просто выжить.
— Изучив предложения ученых, работающих над разрешением социально-экономических проблем, определите степень их эффективности. Вы можете предложить свои мероприятия по защите природы.
Рабочий материал
Пути решения глобальных проблем человечества.
1. Избрать правильную экологическую политику.
2. Ограничить бессмысленное потребление ресурсов Земли.
3. Избрать правильную демографическую политику (например, реализовать принцип «одна семья — один ребенок» в тех регионах, где перенаселение близко к рубежному уровню).
4. Построить такое хозяйство, которое будет иметь положительный баланс с природой, позволит восстановить биологическую массу, т. е. загрязнять природу меньше, чем она в состоянии переработать.
5. Обеспечить стабильное развитие общества, без войн и политического насилия.
6. Сформировать новое (планетарное) сознание, основанное на осмыслении реальной угрозы массового уничтожения человечества, понимании ответственности каждого за судьбу планеты.
(Проверка выполнения задания.)
Согласно Эриху Фромму, одному из крупнейших философов и социологов XX в., в обществе будущего большинство людей должны быть личностями с гуманистической, продуктивной ориентацией. Это общество, пришедшее к гуманистической любви.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
По словам французского мыслителя Тейяра де Шардена «На протяжении нескольких поколений вокруг нас образовались всякого рода экономические и культурные связи, увеличивающиеся в геометрической прогрессии. Теперь кроме хлеба... каждый человек требует ежедневно свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества, нефти и радия, свою порцию открытий кино и международных известий. Теперь уже не просто поле..., а вся Земля требуется, чтобы снабжать каждого из нас...».
— Как вы поняли это высказывание?
(Ответы учеников.)
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
1. Согласно международному опросу, обеспокоены негативным влиянием ухудшающейся экологической ситуации на здоровье людей 89% россиян, 67% граждан США, 51% канадцев, 27% норвежцев, 21% финнов, 14% датчан.
Проанализируйте эти данные. Чем, на ваш взгляд, объясняется столь значительный разброс мнений? Значит ли это, что бремя решения экологических проблем должно быть возложено в первую очередь на страны, где число граждан, озабоченных состоянием окружающей среды, особенно велико?
2. Сегодня довольно громко звучат призывы к отказу от некоторых достижений научно-технического прогресса, к прекращению исследований в области новейших технологий. Соответствуют ли эти призывы концепции устойчивого развития?
3. Выступая на научной конференции, ученый-эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Согласны ли вы с этим мнением? Обоснуйте свою позицию.
4. Прокомментируйте высказывание: «Предыдущие поколения всегда были озабочены будущим, но мы являемся первыми, от решения которых зависит, будет ли Земля, наследуемая нашими детьми, обитаема».
(Проверка выполнения заданий.)
Упражнение «Ассоциация». Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две (первая иллюстрирует состояние ученика в начале урока, вторая — в конце урока). Затем каждый желающий может кратко объяснить свой выбор. Любые замечания со стороны одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.
Домашнее задание
1. Прочитать § 4 учебника.
2. Выполнить одно из заданий рубрики «В классе и дома» на с. 33, 34 учебника (на выбор).
3. Написать эссе на тему «Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменить себя, чтобы жить в этом новом окружении» (Н. Винер).