Распределение доходов - ЭКОНОМИКА

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год

Распределение доходов - ЭКОНОМИКА

Цели и задачи: познакомить с источниками доходов населения, причинами неравенства людей в получаемых ими доходах; характеризовать экономическую политику государства по поддержке малоимущих граждан.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий прожиточный минимум, потребительская корзина; раскрывать причины неравенства доходов населения; называть источники доходов граждан; объяснять необходимость перераспределения доходов; приводить примеры социальной политики государства; называть экономические меры социальной поддержки населения в современной России; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; 3) познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; извлекать информацию из мнений других людей; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества; развитие навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования, творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

1. Государство регулирует рыночную экономику:

1) устанавливая цену на товары

2) изменяя систему налогов

3) определяя объемы производства

4) распределяя между предприятиями сырье и материалы

2. Из двух суждений: а) задачи государственного регулирования рыночной экономики — свести к минимуму отрицательные последствия рыночных форм хозяйствования; б) функции государства в рыночной экономике — всесторонне регулировать хозяйственную жизнь:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Услуги, которые берет на себя государство в условиях рыночной экономики:

1) обязательная медицинская помощь

2) страхование имущества граждан

3) освещение улиц

4) оплата коммунальных услуг

4. Обязательный платеж в пользу государства:

1) ипотека

2) налог

3) страховой взнос

4) дань

5. Налог, налагаемый непосредственно на потребителей:

1) таможенная пошлина

2) налог на имущество

3) акциз на алкоголь

4) акциз на табачные изделия

6. Государственный бюджет — это:

1) смета доходов и расходов семьи

2) рост цен и снижение покупательной способности денег

3) план, сводящий воедино доходы и расходы государства

4) сводный план сбора доходов государства

7. Налог на продажу товаров и услуг:

1) акциз

2) на имущество

3) подоходный

4) земельный

8. В настоящее время в РФ налог на доходы физических лиц составляет:

1) 12,5%

2) 13%

3) 13,5%

4) 15%

9. Превышение расходов государства над его доходами:

1) профицит бюджета

2) экономическая система

3) дефицит бюджета

4) бюджетный план

10. Из государственного бюджета финансирует(ют)ся:

1) независимые СМИ

2) проекты индивидуального строительства

3) судебная система

4) маркетинговые исследования (Проверка выполнения заданий.)

III. Введение в новый материал

Среди социологов XIX в. бытовала точка зрения, что бедность не только зло, но и благо. Это необходимый элемент укрепления социального порядка, поскольку очищает общество от наименее приспособленных граждан. Справедлива ли данная позиция? Почему возникает неравенство доходов? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Тема урока «Распределение доходов».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Доходы граждан и прожиточный минимум.

2. Неравенство доходов.

3. Перераспределение доходов.

4. Экономические меры социальной поддержки населения.

Проблемные вопросы

— Почему в обществе существуют богатые и бедные?

— Неравенство доходов — благо или зло?

IV. Работа по теме урока

1. Доходы граждан и прожиточный минимум

— Что такое доход?

(Ответы учеников.)

Действительно, доход — это денежные средства, полученные за определенный период времени.

— Работая с п. 1 § 24 учебника и интернет-ресурсами, определите источники доходов граждан.

(В ходе выполнения задания составляется схема.)

Мы видим, что доход граждан и их семей складывается из различных источников. Минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определенного уровня жизни, называется прожиточным минимумом. Величина прожиточного минимума ежеквартально устанавливается Правительством Российской Федерации. С 2006 г. по настоящий момент размер коэффициента прожиточного минимума в общем по РФ рассчитывается на основании потребительской корзины.

В России в потребительскую корзину включено 35 наименовании необходимых продуктов питания, непродовольственных товаров и основных видов услуг, прежде всего жилищно-коммунальных и транспортных. Доля продуктов питания составляет в среднем 68,3%, непродовольственных товаров — 19,1 %, услуг — 7.4%, налогов и обязательных платежей — 5,2%.

— Работая с п. 1 § 24 учебника и интернет-ресурсами, определите состав потребительской корзины.

(Проверка выполнения задания.)

Между бедными и богатыми находится средний класс — социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей.

Запись в тетради

Уровень жизни — это количество материальных благ, характеризующее степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей.

Основные компоненты стандарта уровня жизни населения:

1) состояние здоровья;

2) уровень дохода;

3) жилищные условия;

4) домашнее имущество;

5) культурный уровень;

6) условия труда и отдыха;

7) платные услуги;

8) социальные гарантии.

— Какой из компонентов вы считаете наиболее важными? Почему?

(Ответы учеников.)

Выделяют абсолютную и относительную бедность. Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Относительная бедность характеризуется положением, при котором человеку хватает средств на удовлетворение физиологических потребностей (пища, жилище), но он не может обеспечить многие социальные потребности (нет средств на отдых и т. д.). Эти люди не могут поддерживать уровень жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе.

Уровень бедности в США повысился с 12,6% в 1970 г. до 13,3% в 1997. Более того, пропасть между самыми бедными и самыми богатыми семьями продолжает расширяться. С 1975 г. доля дохода, которая приходится на верхние 20% американцев, увеличилась с 43,2 до 49,4%. А доля нижних 20% сократилась с 4,4 до 3,6%. Тем не менее американские семьи, получающие низкие доходы, живут лучше, чем когда-либо в прошлом. Действительно, бедные американцы, т. е. лица, обладавшие в 1997 г. доходом в 13 533 доллара на семью среднего размера, жили лучше, чем раньше. Сегодня в бедных семьях чаще, чем десять лет назад, есть бытовая техника и автомобили. Процент бедных семей, имеющих стиральные машины, увеличился с 58% в 1984 г. до 72% в 1995 г. Почти три четверти семей имеют по крайней мере один автомобиль. Может быть, самое удивительное заключается в том, что в 1990-е гг. бедные семьи во многих случаях находились в лучшем положении, чем средняя семья в начале 1970-х. Например, доля бедных семей, имеющих собственное жилье, увеличилась с 37% в начале 1970-х до 41% в середине 1990-х гг. В каком-то смысле относительная бедность служит разделительной чертой между бедными и зажиточными гражданами.

— Предположите, какие факторы могут привести человека к бедности.

(В ходе выполнения задания составляется перечень.)

Факторы, приводящие к бедности:

1) экономические:

• падение доходов населения;

• низкая заработная плата;

• безработица;

2) социальные:

• потеря трудоспособности и инвалидность;

• низкий уровень образования и квалификации;

• высокая нагрузка иждивенцев в семье;

• молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда;

3) политические:

• политический кризис и распад страны;

• военные конфликты;

• вынужденная миграция.

(Проверка выполнения задания.)

Традиционно уязвимые группы населения:

• родители-одиночки (главным образом одинокие матери), воспитывающие несовершеннолетних детей;

• молодежь, не способная найти работу после окончания учебного заведения;

• безработные (особенно лица, не имеющие работы на протяжении длительного времени);

• работники старших возрастов;

• инвалиды;

• мигранты.

2. Неравенство доходов

Почему в государстве есть богатые и бедные? Почему доходы граждан не равны?

— Работая с п. 2 § 24 учебника и дополнительным материалом, определите причины неравенства в доходах.

Дополнительный материал

Идея на миллион

Семья Мишеле Ферреро (Италия) сумела внушить миллионам потребителей, что за завтраком необходимо употреблять шоколад. В результате компания резко увеличила объем продаж шоколадного масла «Нутелла» и десятка других продуктов, содержащих шоколад.

Брэд Хьюз (США) поставил ряды автоматических камер хранения возле автострады. Идея пришлась по душе людям. Сегодня его компания является крупнейшим владельцем автоматических камер хранения в США.

Идея Ралфа Лорана (США) принесла ему 5 млрд долларов. Он взял простую рубашку поло, нанес на нее маленькую фигурку всадника на лошади и начал продавать за 50 долларов. Объем продаж удивил даже видавших виды маркетологов. Люди видели в одежде Лорана воплощение американской мечты.

Тай Уорнер придумал выпускать плюшевые игрушки с разными милыми и забавными надписями. Причем некоторые виды выходили в ограниченном количестве, что резко подняло спрос на них среди коллекционеров. Идея принесла ему 4,5 млрд долларов.

О счастье, богатстве и бедности

Взаимосвязь счастья и богатства не так уж очевидна, как это порой кажется. Об этом свидетельствуют исследования психологов. Так, в ходе одного из них, проведенного Германским обществом рациональной психологии, около 3 тыс. немцев в возрасте до 65 лет отвечали на вопрос: «Что делает вас счастливыми?» Оказалось, что самым главным для немцев являются: любящий, нежный партнер; счастливая семья; здоровые, счастливые дети; успех на работе; выполненная работа, здоровье; любимые увлечения. И только на 16-м месте по значимости оказались деньги. Исследование о том, что делает человека счастливым, было проведено в течение нескольких лет и в Америке. Результаты его также подтвердили, что богатство не является определяющим условием счастья.

Американский миллионер Стивен Поллен в своей книге «Умри нищим» отмечает: «Деньги — не самоцель. Деньги нужны лишь для достижения ваших личных целей. Относитесь к работе как к механизму для добывания средств, необходимых для покупки свободного времени и личного счастья».

Говоря о накопительстве как препятствии к счастливой жизни Поллен задается вопросом, какой интерес в том, чтобы стать самым богатым пациентом кладбища. Он пишет: «Вместо того чтобы всю жизнь копить в надежде на бессмертие (лично я с ним еще никогда не сталкивался), пользуйтесь жизненными благами, позволяйте себе любые удовольствия и спешите помогать близким. Если вы подарите сыну 10 тысяч долларов на его 25-летие, то он купит себе на них скромную квартиру. Если вы завещаете ему эти деньги после своей смерти, то он, уже 50-летний, в лучшем случае потратит их на поездку в Европу. Согласитесь, это разные вещи. Если вам хватит ума так распорядиться своим имуществом, чтобы к концу жизни у вас не осталось ни гроша, поверьте мне, вы узнаете, что такое настоящее счастье».

Психологические исследования показали, что в случае быстрого обогащения наступает нарушение душевного равновесия и первоначальная радость сменяется совсем другими чувствами. Английские психологи провели опрос 200 счастливчиков, выигравших очень крупные суммы денег в лотерею или на тотализаторе. Все они отметили, что с помощью денег им удалось решить многие тяготившие их проблемы, но... они приобрели новые. Многие ощущают зависть и даже враждебность со стороны соседей или родственников, к ним постоянно обращаются за материальной помощью и т. д. Некоторые из них, переехав в более престижный район, сталкиваются с неприятием и отторжением со стороны людей, стоящих на более высокой ступени социальной иерархии. 70% получивших крупный выигрыш бросают работу, в результате чего многие из них начинают испытывать одиночество. По мнению исследователей, несмотря на повышение жизненного уровня у этих людей, нельзя сказать, что многие из них стали более довольны жизнью.

В 1972 г. Мерседес Рамон Негрет, молодой парагваец, живший в Аргентине, простой рабочий текстильной фабрики, выиграл в лотерею 315 млн песо (его ежемесячная зарплата была примерно 50 тыс. песо). Он бросил невесту, уехал в Парагвай, где приобрел роскошный дом и попробовал заниматься сельским хозяйством, транспортными перевозками. Но ничего у него не получалось. Жил он угрюмо и одиноко.

Шотландец Кен Пэттисон разбогател после того, как выиграл в лотерею 1,4 млн фунтов стерлингов. Внезапно обрушившееся богатство не принесло ему счастья — он пребывает в тоске и унынии. В интервью он сетует на жизнь: «Раньше, когда я был строительным рабочим, у меня были различные интересы, а теперь я не знаю, чем себя занять, кроме хождения по пивным».

Беду принес крупный выигрыш литовской семье Н. Супруги купили новый дом и две автомашины. Но через два года скончалась жена, а муж стал пьянствовать, бросил на попечение брата своих детей, а затем покончил жизнь самоубийством. От выигранных денег ничего не осталось, дети очутились в детдоме.

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

3. Перераспределение доходов

— Как вы думаете, почему проблема бедности должна беспокоить все страны?

(Ответы учеников.)

Вы правильно заметили, что, осуществляя меры по смягчению различий в доходах населения и обеспечивая своим гражданам достойный уровень жизни, правительство поддерживает политическую стабильность и социальный мир в обществе.

Обратимся к фрагменту из книги по отечественной истории Л. П. Бущика.

Рабочий материал

Вступив на престол еще совсем молодым, царь Алексей Михайлович вначале мало занимался государственными делами. Управление взял в свои руки его воспитатель — богатый и предприимчивый боярин Б.И. Морозов. В поисках средств для пополнения царской казны Морозов сократил жалованье стрельцам и занимавшим низкие посты служивым людям. Одновременно были введены новые налоги и повинности, бремя которых легло преимущественно на крестьян, ремесленников, городскую бедноту, мелких торговцев.

Летом 1648 г. восстание вспыхнуло в Москве... Восставшее население столицы ворвалось в Кремль. Начался разгром дворов Морозова, его родственников и лиц, которых восставшие считали виновниками своих бедствий. В течение нескольких дней Москва находилась во власти восставших.

Мы видим, что социальная напряженность может привести к восстаниям и революциям.

— Работая с п. 3 § 24 учебника и интернет-ресурсами, определите, как работает государственный механизм регулирования неравенства доходов.

(Проверка выполнения задания.)

Вопросы для дискуссии

— Не приведут ли такие меры к потребительскому отношению со стороны неимущих?

— Снижают ли государственные выплаты стремление людей работать?

— Бедность — это состояние, в которое люди впадают добровольно (например, ленятся усердно работать) или когда люди оказываются за чертой бедности помимо своих желаний (например, в период экономического кризиса)?

(Проводится мини-дискуссия.)

4. Экономические меры социальной поддержки населения

Мы рассмотрели, как действует государственный механизм регулирования неравенства доходов. Этот механизм включает и меры по социальной поддержке населения.

- Работая с п. 4 § 24 учебника и интернет-ресурсами, определите основные меры по социальной поддержке населения.

(В ходе выполнения задания составляется перечень.)

Экономические меры социальной поддержки:

1) регулирование доходов населения:

• установление гарантированного минимума заработной платы;

• налоговое регулирование (взимание налогов с производителей, с личных доходов граждан);

• различные индексации — увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен;

2) перераспределение доходов через государственный бюджет:

• аккумуляция денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов;

• предоставление социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и т. п.;

• финансирование системы социальной защиты.

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

— Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 207 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 24 учебника.

2. Выполнить одно из заданий рубрики «В классе и дома» на с. 207 учебника (на выбор).






Для любых предложений по сайту: [email protected]