Отклоняющееся поведение - СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год

Отклоняющееся поведение - СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Цели и задачи: познакомить с примерами отклоняющегося поведения.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятия отклоняющееся поведение; определять сущность отклоняющегося поведения; оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества; анализировать причины отклоняющегося поведения; описывать значение регулирующих норм для «оздоровления» общества; оценивать социальное значение здорового образа жизни; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемым результатом; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; извлекать информацию из мнений других людей; личностные УУД: формирование активной жизненной позиции; определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

1. Наименьшая по численности кровнородственная группа, связанная единством происхождения:

1) клан

2) семья

3) народность

4) род

2. Из двух суждений: а) национальность — принадлежность человека к определенной этнической общности; б) национальность — принадлежность лица к определенному государству:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Нации возникают:

1) с появлением человека разумного

2) с возникновением государства

3) с развитием капиталистических отношений

4) на современном этапе развития общества

4. Причины этнических конфликтов:

1) бытовые предрассудки и стереотипы

2) политика дискриминации со стороны власти по отношению к одному из этносов

3) изгнание народа с территории проживания

4) все вышеперечисленное

5. Из двух суждений: а) межнациональными являются отношения, возникающие между разными нациями; б) межнациональные отношения возникают между различными национальностями внутри одного государства:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Этнообразующие факторы:

1) кровное родство

2) общая культура

3) отсутствие межпоколенной общности

4) общая территория

7. Соотнесите признаки племени и нации.

1

Племя

А, Б, Г

2

Нация

В, Д

A) исторически первая ступень формирования этноса

Б) характеризуется наличием общей территории

B) присуща развитая социальная структура

Г) наличие общего языка

Д) устойчивая государственность (Проверка выполнения заданий.)

III. Введение в новый материал

Совместная жизнь и деятельность требуют упорядочения отношений между людьми, установления определенных правил, направленных на защиту их безопасности, координацию действий, поддержание целостности общества. Это возможно благодаря социальным нормам, которые сопровождают человека всю жизнь. Деятельность людей превратилась бы в хаос, если бы они не придерживались определенных правил.

Тема урока: «Отклоняющееся поведение».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Какое поведение считают отклоняющимся.

2. Алкоголизм и наркомания

3. «Почему они делают это?»

Проблемный вопрос

— Есть ли ситуации, когда приходится отступать от общепринятых норм?

— Какие вредные привычки угрожают здоровью и полноценной жизни молодых?

IV. Работа по теме урока

1. Какое поведение считают отклоняющимся

Нормы, которым мы следуем, придают социальному миру регулярность и предсказуемость. Но не всегда и не все действия людей соответствуют социальным ожиданиям. Люди часто отклоняются от правил, которым они обязаны следовать.

В психологии поступок рассматривается как сознательное действие, как акт нравственного самоопределения человека, в которых он утверждает себя как «Я» в своем отношении к другому человеку, к самому себе. Наряду с нравственно положительными действиями существуют и отрицательные, аморальные действия, которые представляют собой нарушение правил этики, моральных норм.

— Работая с п. 1 § 16 учебника и интернат-ресурсами, найдите примеры отклоняющегося поведения на различных уровнях и заполните таблицу.

Формы отклоняющегося поведения

Личность

Межличностные отношения

Государство




(Проверка выполнения задания.)

— Изучив материал рубрики «Мнение» на с. 133 учебника, ответьте на вопрос к нему.

(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)

2. Алкоголизм и наркомания

По данным социологического опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, проблема алкоголизма волнует 38% россиян, а наркомании 29%. И алкоголизм, и наркомания относятся к формам отклоняющегося поведения. По данным Министерства внутренних дел, в России в состоянии алкогольного опьянения совершается около 80% убийств.

— Разделитесь на две группы. Работая с п. 2 § 16 учебника и интернет-ресурсами, определите пагубные последствия алкоголизма и наркомании для человека и общества.

Первая группа представляет презентацию «Суд над наркоманией».

Вторая группа проводит исследование на тему «Алкоголизм и его пагубные последствия для человека и общества».

Вариант презентации работы первой группы

Суд над наркоманией

Судья. Встать, суд идет! Наверное, нет человека, который бы не слышал о наркомании. Сегодня нам предстоит рассмотреть проблему наркомании и вынести справедливое решение. А для этого заслушаем обе стороны. Ведь наш процесс состязательный. Итак. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор. История наркотиков уходит в глубокое прошлое. Некоторые растения, содержащие наркотические и галлюциногенные вещества, использовались при проведении различного рода ритуалов. Позднее наркотики стали проникать и в сферу повседневной жизни. Кто-то стал их использовать для убийства своих недругов, другие — для удовлетворения жажды удовольствий или как источник власти над человеком. «Опий, — писал Платон, — незаметно овладевает всеми помыслами, истощая мозг и организм, приводит к полной апатии, обрекающей на бесплодное прозябание и быструю погибель». Употребление смертоносного зелья в древние времена не только порицалось, но и каралось законом (Греция, Китай, Египет, Персия). Широкому знакомству человечества с наркотическими веществами способствовали мореплавание, расширение торговли и войны. Да, войны! Впервые как оружие массового поражения наркотические вещества были использованы европейцами-колонизаторами в войне против Китая. К концу XX в. наркомания приобрела масштабы эпидемии, пожирающей миллионы жизней. С каждым годом увеличивается число ее жертв, среди них немало детей школьного возраста. Я прошу вызвать первого свидетеля обвинения.

Первый свидетель (читает газету). «Жизнь была обычной, без скуки и тоски. Захотелось курить — кури, захотелось выпить — пей... Не было лишь хороших друзей, которые могли хоть что-нибудь сделать для нее бесплатно. За все нужно было платить. И она платила... Но однажды денег не оказалось. И продать было нечего. Закадычный друг Бэн сказал, что ничем не может помочь. Закадычная подруга Киса отказалась купить ей дозу... Тогда она подошла к окну и прыгнула. Прыгнула туда, где мир был большой и обыденный, где кипела жизнь».

Прокурор. Каждый год от наркотиков умирает молодых людей больше, чем на всех войнах и в «горячих точках» планеты.

Судья. Что же скажет в защиту обвиняемого адвокат?

Адвокат. Все, что здесь прозвучало, лишь отчасти справедливо. Господин прокурор забывает, что наркотики с древнейших времен используются в качестве обезболивающего средства в медицине. Скольким людям они облегчили страдания... Я считаю обвинения, выдвинутые против наркотиков, необоснованными.

Прокурор. Конечно, следует признать, что медицинский аспект не подлежит обвинению. Мы обвиняем не те или иные вещества как таковые, а их внелечебное применение.

Судья. Уточнение принято. Что на это скажет защита?

Адвокат. Благодарю за внесенное уточнение. Вы говорите о вреде наркотиков, забывая о том, что они помогают людям в наше время почувствовать себя увереннее, отвлечься от проблем.

Прокурор. Я протестую. Еще в XVII в. испанский писатель Грасиана сказал: «Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий».

Адвокат. Но ведь также говорится, что жить, не получая удовольствий, скучно.

Прокурор. Я прошу вызвать нового свидетеля обвинения.

Второй свидетель. На кровати мечется человек. Организм ждет очередную дозу наркотика. А ее нет. Если ему этот наркотик дадут, он успокоится. Вы называете это удовольствием? А потом все повторится снова. Кто-то внутри требует дани... А все это началось со стремления к удовольствию.

Ученые выявили у животных особые зоны в головном мозге. Раздражение электрическим током одной из таких зон вызывает приятные ощущения. В лабораторных условиях крысам дали возможность самостоятельно раздражать «зоны удовольствия». Они нажимали лапкой на специальный рычажок. Делали они это... по несколько тысяч раз за час. Больше организм не выдерживал - крысы погибали. Но ог удовольствия не отказывались. Задумайтесь: поведение крысы похоже на поведение наркомана. Или я не прав? Крыса нажала на рычажок, а человек принял наркотик... А результат такой же — гибель. Только крыса не думает, она просто получает удовольствие. Человек думает, он все понимает. Но остановиться не может. Для этого нужны воля и сильный характер...

Прокурор. Слабость человека как раз и используют те, кто всегда готов предложить наркотики. Для начала могут угостить просто так — бесплатно. Им нужно, чтобы новая жертва попалась на крючок. Тогда человек попадает в руки торговца и будет платить ему любые деньги. Именно этого и хотят торговцы «счастьем».

Судья. Давайте послушаем мнение независимого эксперта.

Эксперт. Наркомания — это болезнь, которая развивается в процессе употребления тех или иных препаратов. Она заключается в нарастающем изменении порога чувствительности организма к действию наркотика и в формировании зависимости самочувствия человека от наркотика. Известны три основные стадии заболевания.

Первая стадия протекает достаточно быстро. Иногда после нескольких приемов у человека развивается психическая зависимость от одурманивающего средства. Это неконтролируемое желание повторять прием этих средств. На второй стадии появляется физическая зависимость от одурманивающего средства. Человеку становится трудно обходиться без наркотиков. На третьей стадии отсутствие наркотического препарата приводит к страшным физическим страданиям. Нарастает слабоумие. Наблюдается быстрый износ организма, наступает смерть.

Прокурор. Человек стремился к приятным ощущениям и что же он получил? У подростка-наркомана пропадает интерес к учебе. Новые знания усваиваются с трудом, а полученные быстро улетучиваются. У него нет надежд, нет будущего. Наркоман перестает быть личностью. Он становится слабым и безвольным.

Судья. Пришло время вынести приговор. Мы обвиняем людей по легкомыслию употребляющих наркотические вещества. Ведь они приносят вред и себе, и окружающим людям: друзьям, родителям. Мы обвиняем наркодельцов, людей, зарабатывающих деньги на чужих страданиях. Все они заслуживают самого серьезного порицания. Но главным наказанием преступников должно стать наше желание противостоять пороку. Никогда не прикасайтесь к наркотикам! Наркотики — это отложенное и мучительное самоубийство!

(Обсуждение результатов работы первой группы.)

Вариант презентации работы второй группы

Алкоголизм и его пагубные последствия для человека и общества

Наше исследование мы посвятили проблеме алкоголизма. Человек, который впервые решил попробовать алкоголь, не всегда задумывается о том, что первая рюмка спиртного может сыграть роковую роль в его жизни. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны.

Средь традиций самых разных

Есть нелегкая одна

Если встреча, если праздник,

Значит, пей и пей до дна!

Алкоголизм как самостоятельное заболевание был описан еще в первой половине XIX в. В.А. Луначарский утверждал: «Действие алкоголя сказывается своим губительным влиянием на качестве и количестве нашей работы, на нашем здоровье, в том числе и на здоровье нового поколения, на нашей семье и на всем нашем быту». Британский государственный деятель У. Гладстон считал, что «Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича, вместе взятые: голод, чума, и войны». В 1930—1950 гг. проводились исследования, подтвердившие, что при систематическом употреблении вина, водки или пива формируется пьянство, которое незаметно переходит в хронический алкоголизм. Это — заболевание, к которому сам человек идет сознательно и целенаправленно.

Алкоголь является огромным социальным злом. Ведь не зря говорят: «Где опьянение, там и преступление». Систематическое употребление спиртного приводит к снижению умственных функций, ухудшению внимания, утрате способности к творчеству.

Алкоголизм — тяжелая хроническая болезнь, в большинстве своем трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности. Для алкоголика опьянение представляется наилучшим психическим состоянием. Это влечение не поддается разумным доводам. Алкоголик направляет всю энергию, средства и мысли на добывание спиртного, не считаясь с реальной обстановкой (наличие денег в семье, необходимость выхода на работу и т. п.). Раз выпив, он стремится напиться до полного опьянения, до беспамятства. У него ослаблена воля — и не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к другим деловым сторонам повседневной жизни.

Учеными доказано, что даже при легком опьянении производительность труда может упасть до 30%, брак возрастает в 5—10 раз. За пьянство людей увольняют с работы. Вначале они находят менее квалифицированную работу, но и там надолго не удерживаются. Постепенно алкоголики начинают вести паразитический образ жизни: клянчат или вымогают деньги, выносят и продают вещи из дома, начинают воровать. Они живут воспоминаниями о своих былых заслугах и успехах.

Согласно исследованиям, у подростка, начавшего регулярно употреблять алкоголь в возрасте 13—15 лет, психологическая зависимость развивается за один год, в 15—17 лет — в течение двух-трех лет. Склонность к алкоголизму зависит и от наследственности. Если в семье родители злоупотребляют спиртными напитками, то вероятность того, что дети станут алкоголиками, возрастает.

Нужно сделать все, чтобы спасти человечество от хронического заболевания «алкоголизм». Нельзя мириться с прогрессирующем распространением пьянства, наносящего ущерб здоровью людей, а особенно детей. Проблема алкоголизма нуждается в коллективном решении и требует осуществления широких социальных, педагогических, медицинских, правовых мер.

(Обсуждение результатов работы второй группы.)

3. «Почему они делают это?»

Существуют различные мнения о причинах отклоняющегося поведения. Среди факторов, рождающих негативные отклонения в поведении человека, можно выделить несколько основных:

1) индивидуальные — нервно-психические заболевания человека, задержка его психического и физического здоровья или же личностные причины нарушения правильного семейного воспитания, а также особенности характера личности;

2) социально-психологические — отрицательные особенности взаимоотношений несовершеннолетних с обществом и семьей (например, жестокость может быть следствием холодного, безразличного отношения к ребенку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых);

3) макросоциальные — причины, вызванные социально-культурным или социально-экономическим развитием общества (например, во время кризисов, каких-либо перемен, экономических спадов, инфляции жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, социальные нормы разрушаются).

— Работая с п. 3 § 16, выявите причины отклоняющегося негативного поведения.

(Проверка выполнения задания.)

— Можно ли решить проблему отклоняющегося поведения? Предложите пути ее решения, используя прием «Мозговой штурм».

(Ученики высказывают предположения. В ходе выполнения задания составляется схема (см. с. 169).)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 138 учебника.

2. Выполните задания рубрики «В классе и дома» на с. 138, 139 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Наш урок подходит к концу.

— Что вы получили от этого урока?

— Что чувствовали?

— Что вас удивило?

— За что вы можете себя похвалить?

— За что вы можете похвалить одноклассников?

Продолжите фразы.

• Я хочу сказать...

• Мне больше всего удалось...

• Для меня было открытием, что...

Домашнее задание

1. Прочитать § 16 учебника.

2. Подобрать и записать несколько аргументов в защиту здорового образа жизни (что сказать тем, кто говорит: «Попробуй ...!» (алкоголь, наркотические вещества)).






Для любых предложений по сайту: [email protected]