Долг и совесть - СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год

Долг и совесть - СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Цели и задачи: познакомить с морально-этическими ценностями и регуляторами в обществе; характеризовать чувство долга и контролирующую функцию совести.

Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий долг, совесть, общественный и моральный долг, совесть; определять и характеризовать моральные регуляторы; описывать и оценивать объективные обязанности человека перед обществом; различать и сравнивать долг общественный и долг моральный; объяснять смысл высказываний; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: слушать и слышать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; выражать собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; 2) регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; проводить контроль в форме сравнения способа действия и результата работы на уроке с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректив; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; личностные УУД: формирование и развитие моральной самооценки; соотношение своих поступков с моральной нормой; развитие этических чувств как регуляторов поведения; выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

1. К категориям морали относят понятия;

1) здоровье и успех

2) безопасность и комфорт

3) культура и техника

4) добро и зло

2. Из двух суждений: а) нормы морали опираются на представления людей о добре и зле; б) выполнение норм морали контролируется государством:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Проведите сравнительный анализ понятий «мораль» и «нравственность». Заполните таблицу.

Мораль и нравственность

Общее

Отличие

Мораль

Нравственность



4. Приведите примеры литературных произведений, в которых авторы описывают борьбу добра и зла.

5. Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина и ответьте на вопросы.

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его...

— Что А. С. Пушкин считает «залогом величия» человека?

— Можно ли эти качества назвать моральными? Почему?

— Почему патриотизм является нравственной нормой?

(Проверка выполнения заданий.)

III. Введение в новый материал

— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Нашел человек чужой кошелек. А в нем — столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Обрадовался человек. Но не деньгам. Атому, что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе вся эта сытая и безбедная жизнь была бы для человека сплошной мукой.

Вопросы к классу

— Почему герой притчи вернет кошелек хозяину?

— Какое чувство им движет?

(Ответы учеников.)

Тема урока «Долг и совесть».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Что такое долг.

2. Долг общественный и долг моральный.

3. Совесть.

Проблемные вопросы

— Что наша жизнь: долг, долг, долг?

— В чем тайна совести?

IV. Работа по теме урока

Сегодня на уроке в центре внимания будут два понятия, выражающие самую суть морали — долг и совесть. Именно благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутреннего самоконтроля — совести — человек познает самого себя, осознает свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.

— Разделитесь на две группы. Работая с материалом рубрики «Факты» на с. 64 учебника, ответьте на вопрос.

Первая группа изучает материал о землетрясениях в Армении и Сан-Франциско.

Вторая группа изучает материал о Чернобыльской аварии.

— Что сближает эти трагедии?

(Ответы учеников.)

1. Что такое долг

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «долг»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «долг».)

Запись в тетради

Долг — это нравственная обязанность человека перед другими людьми (обществом, семьей), выполняемая под влиянием общественного мнения и внутренних нравственных побуждений.

— Подумайте, что каждый из вас должен?

— А что вы должны, но не обязаны делать? Ответ аргументируйте.

— Что доминирует в вашей жизни: обязанности или личные желания?

(Ответы учеников.)

Мы выяснили, что у каждого из нас есть обязанности, независимые от наших желаний. Существует объективная необходимость эти обязанности выполнять. Это — ответственность.

Человек не может быть абсолютно свободен в обществе, так как он тесно связан с другими людьми и в значительной степени зависит от них. В повседневном общении мы нередко говорим: долг учителя, долг руководителя, долг офицера и, наконец, долг человека. Что под этим обычно подразумевается? Осознание своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед самим собой. Иначе говоря, в долге осмысляется, переживается отношение человеческой личности к другим людям (ближним и дальним), к обществу через призму высших моральных ценностей.

Сознание долга играет очень важную роль в общественной жизни. При утрате или ослаблении чувства долга деградируют многие общественные отношения, оскудевает духовная жизнь личности. Не случайно во все времена большим уважением пользовался человек, умеющий обуздывать эгоистические устремления.

Ощутить чувство долга можно тогда, когда человек чувствует и понимает, что он может и должен сделать что-то очень хорошее и полезное для других людей. Его никто не заставляет совершать красивые поступки, это желание идет изнутри. Как понять, что это именно та ситуация, которая требует выполнения морального долга от человека? Для начала следует разобраться в свойствах долга.

1. Осознание. Человеку следует осознать, что он должен оказать помощь и что он может это сделать. Что если он бездействует и не помогает, то тоже совершает поступок, только плохой, основывающийся на таких качествах характера, как трусость, равнодушие, лень.

2. Интерес в исполнении. Человек должен понимать, что оказание помощи людям, если это в его силах, входит и в его интересы. Ведь такая помощь облагораживает человека, дает ему моральное удовлетворение от выполненного долга, делает его сильнее и добрее.

3. Добровольное принятие. Человек сам принимает решение о совершении морального долга, отталкиваясь только от своих личных убеждений. Его никто не принуждает, он сам хочет этого.

2. Долг общественный и долг моральный

В этике принято выделять два аспекта понятия «долг» — долг общественный и долг моральный. Обе эти стороны неразрывно взаимосвязаны, но вместе с тем каждая из них имеет свои характерные особенности.

— Разделитесь на две группы. Работая с п. 2 § 8 учебника, заполните таблицу.

Первая группа характеризует понятие «общественный долг».

Вторая группа анализирует понятие «моральный долг».

Общественный долг

Моральный долг

1. Совокупность объективно необходимых обязанностей человека.

2. Регулируется правом, законами, имеющими принудительный характер.

3. Воспринимается как обязанность

1. Сознательное предъявление моральных требований к самому себе.

2. Человек добровольно следует этим принципам в жизни.

3. Воспринимается как обязанность и осознанное желание

(Проверка выполнения задания.)

— Как проявляется моральный долг? Например, успешные артистки Чулпан Хаматова и Дина Корзун долгие годы помогают детям, больным раком. Они создали свой благотворительный фонд.

— Случалось ли вам встречать людей высокого долга?

— Какие черты могут охарактеризовать таких людей?

(Ответы учеников.)

Главный герой романа «Два капитана» Александр Григорьев занят поисками пропавшей в Арктике экспедиции по нескольким причинам: он чувствует свой долг перед Катей Татариновой, дочерью главы этой экспедиции и считает, что должен восстановить историческую справедливость, так как именно капитан Татаринов открыл новый путь в Арктике.

— Изучив дополнительный материал, ответьте на вопрос.

Дополнительный материал

Отрывок из романа В. Каверина «Два капитана»

Не могу назвать себя нетерпеливым человеком. Но, кажется, только гений терпения мог прочитать эти дневники! Без сомнения, они писались на привалах, при свете коптилок и тюленьего жира, на сорокапятиградусном морозе, замерзшей и усталой рукой. Видно было, как в некоторых местах рука срывалась и шла вниз, чертя длинную, беспомощную, бессмысленную линию. Ноя должен был прочитать их!

«Волей-неволей мы должны были отказаться от первоначального намерения пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири. Но нет худа без добра! Совсем другая мысль теперь занимает меня. Надеюсь, что она не покажется тебе, как некоторым моим спутникам, «детской или безрассудной...»

Страница кончалась на этих словах, а следующего листа не хватало. Теперь я знал, что это за мысль: он хотел покинуть корабль и направиться к этой земле. Экспедиция, которая была главной целью его жизни, не удалась. Он не мог вернуться домой «с пустыми руками». Он стремился к своей земле, и для меня было ясно, что если где-нибудь еще сохранились следы его экспедиции, то их нужно искать на этой земле! Но, может быть, это было ясно только для меня? Может быть, это казалось мне таким ясным потому, что я знал женщину, именем которой была названа эта земля, и видел, как она умирала, и очень хотел найти следы этой экспедиции, и еще больше хотел доказать Кате, что я люблю ее и никогда не перестану любить.

Поздней ночью в марте 1935 года я переписал последнюю страницу этого дневника, последнюю, которую мне удалось разобрать...

С необыкновенной ясностью, во всей жизненной полноте, я увидел вокруг себя этих людей с их страхами и болезнями, с отчаяньем, видениями и надеждами. Когда они покинули корабль, он стоял в ста семидесяти километрах от берега, а они прошли около двух тысяч километров по ледяной пустыне, потому что их проносило мимо земли. Среди них не было капитана, но этот страшный дневник был полон им — его словами, любовью к нему и опасениями за его жизнь! Прощальная речь была написана карандашом, врезавшимся в бумагу, — и это было самое разборчивое место во всем дневнике. «Но вместо слов вырвался чуть слышный стон, и в углу глаз сверкнули слезы...»

Узнаю ли я когда-нибудь, что случилось с этим человеком, как будто поручившим мне рассказать историю его жизни, его смерти? Оставил ли он корабль, чтобы изучить открытую им землю, или погиб от голода вместе со своими людьми, и шхуна, замерзшая во льдах у берегов Ямала, годами шла путем Нансена к Гренландии с мертвой командой? Или в холодную бурную ночь, когда не видно ни звезд, ни луны, ни северного сияния, она была раздавлена льдами, и с грохотом полетели вниз мачты, стеньги и реи, ломая все на палубе и убивая людей, в предсмертных судорогах затрещал корпус, и через два часа пурга уже занесла снегом место катастрофы?

Или еще живут где-нибудь на безлюдном полярном острове люди со «Святой Марии», которые могли бы рассказать о судьбе корабля, о судьбе капитана?..

Да нет, куда там! Минуло двадцать лет, как была высказана «детская», «безрассудная» мысль покинуть корабль и идти на Землю Марии. Пошли ли они на эту землю? Дошли ли?

Вопрос к тексту

— Что движет Александром Григорьевым в поисках экспедиции капитана Татаринова — долг общественный или долг моральный? Ответ обоснуйте.

(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

3. Совесть

— Работая в парах, изучите высказывания и выделите ключевые слова, характеризующие понятие «совесть».

Рабочий материал

Совесть — это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми — единственно доступный путь каждого человека и всего общества (М. А. Савицкий).

Честь — это внешняя совесть. Совесть — это внутренняя честь (Шопенгауэр).

Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого (Д. С. Лихачев).

Я полагаю, что совесть — это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности (С. Моэм).

Наша совесть — судья непогрешимый, пока мы не убили ее (О. Бальзак).

Совесть - это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит (Г. Л. Менкен).

Самое лучшее украшение — чистая совесть (Цицерон).

(Ученики называют ключевые слова, учитель фиксирует их на доске.)

В философском словаре приведено следующее определение понятия «совесть».

Совесть — это способность человека как нравственного существа формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнения, контролировать и оценивать свое поведение.

Как видите, это определение соотносимо с теми, которые предлагают нам Шопенгауэр, Лихачев, Бальзак, Цицерон и другие мыслители.

Наш современник поэт Олег Воротынский написал о совести следующие строки.

Зеркало — где отражается душа,

Способность отделить добро от зла,

Это в душе — зажженная свеча,

Возможность честно посмотреть в глаза.

Несправедливость видя, не молчать.

Свершится злу готовность помешать.

Заботу дать, как постареет мать.

Поступки добрые от сердца совершать.

А вот что говорит о совести народная мудрость.

Без совести и при большом уме не проживешь (русская пословица).

Без рук, без ног — калека, без совести — полчеловека (русская пословица).

Вода все отмывает, кроме нечистой совести (сербская пословица).

Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста (итальянская пословица).

Бессовестный любит того, у кого есть совесть, потому что его легче обмануть (цыганская пословица).

В ком стыд, в том и совесть (русская пословица).

Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок более не совершать ничего подобного, человек чаще всего не осознает, что в этот момент звучит голос его совести. Этот голос говорит, что можно делать и чего нельзя. Совесть и стыд — близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.

Вопросы для дискуссии

— Как можно попросить прощение у тех, кого мы обидели?

— Как должен поступить человек, у которого просят прощение?

— Считаете ли вы, что бессовестному человеку жить легче?

— Как вы понимаете выражение «совесть замучила»?

(Проводится мини-дискуссия.)

— Изучив материал рубрики «Факты» на с. 68 учебника и дополнительный материал, ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

В августе 1942 г. в концентрационном лагере Треблинка погиб один из подвижников и героев XX в. Януш Корчак. Вместе с ним в газовых камерах Треблинки были уничтожены 200 детей из Варшавского дома сирот, основателем и бессменным директором которого был Януш Корчак.

Сохранились воспоминания о марше детей из Дома сирот по площади у Гданьского вокзала: отсюда уходили эшелоны с людьми, которых нацисты отправляли в лагерь уничтожения Треблинку. Очевидцы рассказывают, что, в отличие от других обитателей Варшавского гетто, обреченно сбившихся в безмолвную толпу, дети из Дома сирот вышли на привокзальную площадь стройной колонной, по три человека в ряд, над строем развевалось зеленое знамя с золотистым клевером. Впереди шел Януш Корчак с больной девочкой на руках...

Александр Галич, тщательно изучавший воспоминания и свидетельства очевидцев событий того времени, в поэме «Кадиш», посвященной Янушу Корчаку, так описывает марш Дома сирот по привокзальной площади.

Мы проходим по трое, рядами,

Сквозь кордон эсэсовских ворон...

Дальше начинается преданье,

Дальше мы выходим на перрон.

И бежит за мною переводчик,

Робко прикасается к плечу, -

«Вам разрешено остаться, Корчак», —

Если верить сказке, я молчу.

К поезду, к чугунному парому,

Я веду детей, как на урок,

Надо вдоль вагонов по перрону,

Вдоль, а мы шагаем поперек.

Рваными ботинками бряцая,

Мы идем не вдоль, а поперек,

И берут, смешавшись, полицаи

Кожаной рукой под козырек.

И стихает плач в аду вагонном,

И над всей прощальной маятой —

Пламенем на знамени зеленом —

Клевер, клевер, клевер золотой.

Может, в жизни было по-другому,

Только эта сказка вам не врет,

К своему последнему вагону,

К своему чистилищу-вагону,

К пахнущему хлоркою вагону

С песнею подходит «Дом сирот»...

Раньше в этом вагоне

Возили коров и овец,

А теперь бились в нем, как в загоне

Двести маленьких сердец.

Доктор сказку рассказывал детям,

А колеса мерили путь,

Назначения путь — Треблинка,

И уже никуда не свернуть.

Камера, пол цементный,

Газ «циклон-б» и все...

Страшный конвейер смерти

Выдумало зверье.

Зондеркоманда собрала

Тела убитых детей

И учителя, который верил,

Что дети всего важней...

Вопросы к тексту

— Почему Януш Корчак не стал спасать себя, хотя такая возможность у него была?

— Почему пошел на смерть в одном строю с детьми, понимая, конечно же, что ничего не сможет изменить в их судьбе?

(Ответы учеников.)

— Для чего человеку необходима чистая совесть? Замечательный поэт Булат Окуджава написал следующие строки.

Совесть, Благородство и Достоинство —

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но ты будешь жить, как человек.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Докажите, что свободный человек всегда находится в ситуации морального выбора. Кто или что помогает нам сделать выбор? Почему моральный выбор и свобода выбора взаимосвязаны? Приведите конкретный пример.

2. Выполните задания 2—4, 6 рубрики «В классе и дома» нас. 70, 71 учебника.

3. В. И. Даль в своем Толковом словаре так охарактеризовал совесть: «нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращение ого лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития». Укажите ключевые слова в этом определении. Что вы можете добавить к этому определению совести?

4. Раскройте смысл китайского изречения: «Те, кто не испытывает стыда, уже не люди».

(Проверка выполнения задания.)

Наш урок подходит к концу.

— Что вы получили от этого урока?

— Что чувствовали?

— Что вас удивило?

— За что вы можете себя похвалить?

— За что вы можете похвалить одноклассников?

Продолжите фразы.

• Я хочу сказать...

• Мне больше всего удалось...

• Для меня было открытием, что...

Домашнее задание

1. Прочитать § 8 учебника.

2. Написать эссе на тему: «Совесть — это память общества, усвоенная отдельным лицом» (Л. Н. Толстой), «Будь хозяином своей воли и слугой своей совести» (М. Эбнер-Эшенбах), «Долг — это уважение к праву другого» (И. Кант) (на выбор).






Для любых предложений по сайту: [email protected]