Обществознание 8 класс - Поурочные разработки
Интерактивные методы обучения - ПРИЛОЖЕНИЯ
Интерактивные методы обучения (ИМО) развивают коммуникативные умения и навыки, приучают работать в команде, способствуют мотивации к обучению, повышают долю самостоятельной работы над учебным материалом.
ИМО условно подразделяются:
• на имитационные, применение которых связано с использованием в учебной деятельности как неигровых методов обучения (анализ конкретных ситуаций, решение познавательных задач, работа с документами, индивидуальные тренажеры, «мозговые атаки» и т. п.), так и игровых;
• неимитационные (проблемные лекции, дискуссии, семинары, олимпиады, научно-практические конференции и т. п.).
Используя интерактивные методы обучения, учителю следует помнить народную мудрость: все есть яд и все есть лекарство - тем или иным их делает доза.
Наиболее простая форма группового взаимодействия - большой круг. Учитель формулирует проблему. В течение определенного времени, например 5-10 минут, каждый ученик или вместе с соседом по парте записывает в тетради или на специальном листе свои предложения по решению проблемы, которые затем зачитываются. Они должны быть сформулированы кратко. Проводится голосование по каждому пункту. В ходе работы принятые предложения фиксируются учителем на доске. В конце занятия вырабатывается общее решение с его аргументацией.
Малый круг - форма диалога, когда проблема обсуждается «перед общественностью». Класс делится на малые группы, каждая обсуждает заявленную проблему в течение 10-15 минут. Работой руководит избранный группой председатель. Каждый член группы высказывает свое мнение. Учитель наблюдает, как ученики общаются между собой, как реагируют на чужую мысль, аргументируют свое мнение. Затем представитель группы докладывает о результатах обсуждения. Учитель руководит обсуждением, чтобы выработать приемлемое решение проблемы.
Эстафета. Весь класс разделяется на несколько групп. На столе учителя разложены обучающие или контрольные карточки лицевой стороной вниз. Представители каждой группы поочередно берут по одной карточке с заданием и возвращаются к своей группе. Кто-то из игроков начинает писать не менее трех предложений, относящихся к заданию, и передает лист следующему. Тот внимательно читает и дописывает новые предложения. Так лист-конспект обходит всю группу. Главная задача участников - быстро и кратко изложить свои мысли, не повторив записи предыдущего. Последний участник вносит заключительные предложения, и коллективный конспект готов. Затем представитель малой группы освещает заданный вопрос, используя составленный опорный конспект. Остальные группы оценивают работу.
Учитель может использовать самые различные ИМО, но их применение наиболее эффективно при изучении блоков знаний или на уроках повторения и обобщения знаний.