ВАРИАНТ 15

Обществознание 8 класс - Всероссийская проверочная работа - Типовые задания - 2017 год

ВАРИАНТ 15

1. Социологическая служба в 2005 г. и в 2015 г. провела опросы среди совершеннолетних россиян. Респондентам задавался вопрос: “Кем бы Вы хотели видеть Вашего сына (дочь, внука)? ”

Результаты опросов (можно было выбрать несколько ответов) представлены в таблице.

Варианты ответа

2005 г.

2015 г.

Артистом, музыкантом, художником, писателем, журналистом

8

7

Врачом

22

23

Квалифицированным рабочим

6

19

Программистом, специалистом в области высоких технологий

44

46

Профессором, учёным, преподавателем вуза

7

9

Спортсменом

8

10

Школьным учителем

6

21

Фермером

1

15

Юристом, экономистом, финансистом

32

16

Сформулируйте не менее двух существенных различий в результатах опросов. Выскажите предположение о том, чем объясняется каждое из этих различий.

Ответ: ________________­________________­_______________________











2. Почитайте высказывание.

“Как и в абсолютистских государствах король является законом, так и в свободных странах закон должен быть королём”. (Ш. Монтескьё)

Используя обществоведческие знания, объясните мысль автора.

Ответ: ________________­________________­_______________________











3. Рассмотрите изображение.

Назовите два канала (лифта) социальной мобильности, представленных на изображении. Для каждого из названных Вами каналов укажите относящиеся к ним элементы изображения, представленные на фотографии.

Ответ: ________________­________________­_______________________











Прочитайте текст и выполните задания 4-7.

Под национальным самосознанием понимается отражение сознания нации в индивидуальном сознании её членов, выражающее усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте.

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции. Одна проявляется в экономическом, культурном и даже политическом сближении наций, разрушении национальных перегородок, ведёт в конечном счёте к интеграции в рамках наднациональных структур (например, Европейское сообщество).

С другой стороны, сохраняется и даже растёт стремление ряда народов обрести национальную самостоятельность, противостоять экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав. Почти во всех государствах прочны позиции националистических партий и движений, немало сторонников даже у идей национальной исключительности. Правда, общества массового производства и массового потребления по определению не могут быть индивидуальны. Научно-техническая революция также требует углубления кооперации различных государств. Но даже в развитых странах (Канаде, Испании, Великобритании) сохраняет свою остроту национальный вопрос.

Под национальным вопросом понимается вопрос об освобождении угнетённых народов, их самоопределении и преодолении этнического неравенства.

Корни национального вопроса — в неравномерности социально- экономического и политического развития различных народов.

Степень его остроты во многом зависит от характера требований национального меньшинства. Так, сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных независимых государств, поэтому межнациональный конфликт вылился здесь в многолетнее кровавое вооружённое противостояние. Более умеренные требования, например культурной автономии или установления подлинного равноправия (корейское меньшинство в Японии), объясняют и более умеренные формы национального противостояния.

(По материалам интернет-энциклопедии)

4. Составьте план текста.

Ответ: ________________­________________­_______________________











5. Какое определение понятия “национальное самосознание” даёт автор? Какие две тенденции межнациональных отношений называет автор?

Ответ: ________________­________________­_______________________











6. Автор пишет о том, какие изменения претерпевают этносы в современном мире. Объясните смысл понятий “этническая общность”, “нация”. Какие основания, причины возникновения остроты национального вопроса называет автор?

Ответ: ________________­________________­_______________________











7. Какая идеология главной целью имеет пропаганду обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганду национальной исключительности отдельной нации? Назовите любую причину межнациональных конфликтов.

Ответ: ________________­________________­_______________________











8. Рассмотрите три изображения.

Среди этих изображений определите не менее двух пар связанных изображений и укажите, что их связывает.

Ответ: ________________­________________­_______________________











9. Какие профессии в сфере строительства Вы знаете? Кратко охарактеризуйте круг обязанностей представителей любых двух из названных Вами профессий. Какие школьные предметы следует углублённо изучать старшекласснику, планирующему получить одну из названных Вами профессий (укажите не менее двух учебных предметов)?

Ответ: ________________­________________­_______________________
















Для любых предложений по сайту: [email protected]