Человек в экономических отношениях - ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Обществознание 7 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Человек в экономических отношениях - ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся в области экономических отношений.

Планируемые результаты: предметные: научиться исследовать и анализировать способы регулирования поведения людей в экономических отношениях; определять сущностные характеристики изучаемых объектов; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления; осуществлять поиск и извлечение информации по заданной теме, используя адаптированные источники различного типа; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование умений анализировать собственные поступки с точки зрения их рациональности, нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: развивающего контроля.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Кто-то из великих мыслителей произнес: «Понимаешь экономику — понимаешь мир». С этим высказыванием трудно не согласиться.

Я приглашаю вас окунуться в мир занимательной экономики и вспомнить то, о чем мы с вами говорили на уроках, изучая тему «Человек в экономических отношениях».

Тема урока: «Человек в экономических отношениях».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели урока.)

План урока

1. Экономические задания и задачи.

2. Правовые советы.

III. Работа по теме урока

1. Экономические задания и задачи

Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал главы II «Человек в экономических отношениях».

Совершим экскурсию в страну «Экономика». По пути следования мы будем изучать ее достопримечательности, столкнемся с непростыми ситуациями, выполним несколько заданий и решим экономические задачи.

Остановка «Занимательные загадки»

На товаре быть должна

Обязательно... (цена).

Коль трудился целый год,

Будет кругленьким... (доход).

Журчат ручьи, промокли ноги,

Весной пора платить... (налоги).

В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведет... (бизнесмен).

Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждет... (банкир).

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в... (банке).

Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой... (вклад).

Приносить доходы стал

В банке папин... (капитал).

И врачу, и акробату

Выдают за труд... (зарплату).

Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы... (ссуду).

Та бумага не простая,

И владелец ее знает,

Что она ему раз в год

Дивиденды принесет. (Акция.)

На рубль — копейки, на доллары — центы,

Бегут-набегают в банке... (проценты).

Чуть оплошаешь — так в тот же момент

Рынок захватит твой... (конкурент).

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам... (продавцы).

Если банк попросим мы,

Денег нам он даст взаймы.

Ну а в древности, веками,

Кто ссужал людей деньгами? (Ростовщик.)

Есть он в банке, ресторане,

И на фабрике, и в бане.

Он деньгам ведет учет:

Где расход, а где приход.

Математику он знает,

Цифры быстро сосчитает,

Здесь расход, а здесь приход —

Ничего не пропадет! (Бухгалтер.)

В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И рассчитывать не лень

Ему налоги целый день. (Бухгалтер.)

Фирмой крупной управляет

И разумно, и умело.

Деньги так распределяет,

Чтоб росло и крепло дело.

Порученья он дает

Всем сотрудникам своим,

Чтобы фирма шла вперед,

Приносила прибыль им. (Менеджер.)

Остановка «Экономика и ее участники»

— Установите соответствие между понятиями и их определениями.

Определение

Понятие

1. Продукты питания, предметы, товары и услуги, удовлетворяющие человеческие потребности

2. Способ организации экономической жизни, при котором люди специализируются на определенных видах деятельности, производят продукцию для обмена друг с другом

3. Способ организации жизни, при котором все необходимое производится самими людьми и только для собственного потребления

4. Тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей

A. Натуральное хозяйство

Б. Материальные (экономические) блага

B. Товарное производство

Г. Потребитель

Заполните таблицу, записав выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

3

1

2

4

Остановка «Дом мастеров»

Сравните труд высокой и низкой квалификации. На конкретных примерах исследуйте их сходства и различия. Назовите признаки качественного труда.

— Из чего складывается мастерство?

— Что значит быть профессионалом своего дела?

Остановка «Производство»

Отметьте верные суждения.

1) Затраты на производство товара могут превысить прибыль от его продажи.

2) Государству приходится компенсировать часть затрат производителей дешевых товаров массового спроса.

3) Форма собственности не влияет на прибыльность предприятия.

4) Энергосбережение не является насущной проблемой для России.

5) Сырье и технология определяют качество товара.

6) В настоящее время господствует единичное производство. Остановка «Склад ресурсов»

Вспомните сказку о Золушке. Попробуйте разобраться, какими видами ресурсов обладали ее герои.

Установите соответствие между видом ресурсов и его источником.

Источник

Вид ресурсов

1. Советы, которые дала Золушка сводным сестрам перед балом

2. Мышеловка, в которую попались мыши, превращенные затем феей в лошадей

3. Деньги, затраченные мачехой на подготовку нарядов к балу

4. Трудолюбие Золушки

5. Освещение бального зала в королевском дворце

A. Трудовые

Б. Информационные

B. Энергетические

Г. Финансовые

Заполните таблицу, записав выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

4

1

5

3

Остановка «Бизнес»

Буратино на вырученные от продажи азбуки деньги решил открыть свое дело. На какие принципиальные вопросы он должен ответить, какие расчеты произвести, прежде чем приступить к практическому осуществлению своего намерения?

Остановка «Деньги»

Почему в различные исторические эпохи производство фальшивых денег считалось одним из серьезнейших преступлений против государства?

Остановка «Экономика семьи»

1. В семье Ивана-царевича затруднения с ведением домашнего хозяйства. Помогите Ивану, распределив семейный бюджет. Иван-царевич и Василиса Премудрая обсуждают месячный семейный бюджет. Доход семьи составляет 890 монет в месяц.

В общие расходы входят: квартплата и коммунальные услуги — 200 монет, продукты питания — 250 монет, расходы на ремонт квартиры и мебели — 190 монет, ремонт и обновление одежды — 150 монет. Кроме того, бабушка Василисы попросила ее купить лекарства, стоимость которых составляет 40 монет; мама

Ивана-царевича — журналы мод за 15 монет; младшая сестренка Василисы — куклу за 40 монет; брат Ивана — лыжи с лыжными ботинками за 65 монет.

— Что нужно делать, чтобы удовлетворить потребности каждого члена семьи?

2. Заполните таблицу, используя следующий перечень:

1) зарплата главы семьи;

2) приобретение новой квартиры;

3) пенсия бабушки;

4) годовые проценты от банковского вклада;

5) деньги от продажи автомобиля;

6) выигрыш в лотерею;

7) налог на выигрыш в лотерею;

8) оплата коммунальных платежей;

9) премия, полученная мамой;

10) продукты, купленные мамой в магазине;

11) кредит, полученный на приобретение семейной туристической путевки;

12) покупка рассады для дачи;

13) стипендия сына;

14) бесплатные лекарства, получаемые дедушкой-инвалидом;

15) зарплата мамы.

Бюджет семьи

Доход

Расход

фиксированный

переменный




3. Заполните пропуски, используя слова для справок, записав их в нужном падеже.

Неумелая хозяйка отличается от опытной тем, что не знает наиболее рациональных способов _________ (экономии), не владеет сложной семейной _________ (бухгалтерией), не умеет _________ (планировать) семейный бюджет.

Бюджет каждой конкретной семьи неповторим, как и стиль ее жизни. В разные годы бюджет одной семьи будет разным, разными будут и _________ (потребности).

Словосочетание «_________» (экономика семьи) вовсе не означает постоянное самоограничение, отказ себе во всем. Просто перед каждой новой тратой надо четко представлять, для чего та или иная вещь нужна. Стоит поискать наиболее _________ (рациональный) вариант приобретения нужной вещи.

Необходимо научиться _________ (жить по средствам) на заработанные деньги. Если счастье не ставить в полную зависимость от _________ (материальных благ), если видеть главную ценность семьи в теплых, сердечных, любовных отношениях, то они окажутся гораздо важнее любых приобретений.

Слова для справок: материальные блага, бухгалтерия, рациональный, потребности, планировать, экономия, жить по средствам, экономика семьи.

4. Заполните таблицу, вписав виды доходов, соответствующие приведенным ситуациям.

Ситуация

Вид доходов

Папа Карло, ежедневно играющий на шарманке на рыночной площади


Дядя Федор, Шарик и Матроскин, живущие за счет урожая с огорода и ищущие клад


Родители дяди Федора, получающие зарплату


Семья сказочника, живущая за счет доходов от продажи его произведений


Карабас-Барабас, получающий деньги от представлений кукольного театра


2. Правовые советы

Найдите в тексте несоответствия и исправьте их. Свой выбор объясните.

Рабочий материал

15-летнюю Золушку мачеха отправила на работу в супермаркет. Девочка должна была работать продавцом в торговом зале, а также помогать грузчикам на складе — переносить тяжелые вещи. Отец Золушки ничего об этом не знал, так как дочь не хотела его расстраивать.

При приеме девочка устно обговорила условия своей работы с директором и приступила к исполнению обязанностей. Работала она с 6.00 до 21.00 5 дней в неделю — с понедельника по пятницу. Во время испытательного срока (в течение трех месяцев) она должна была проявить себя, после чего хозяйка должна была принять решение: оставить Золушку на работе или уволить.

Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал. Королевский повар придет покупать продукты в выходные, поэтому тебе необходимо поработать в субботу и воскресенье дополнительно». Девочка не только проработала все выходные, но и осталась в ночную смену, чтобы выполнить задание хозяйки.

Золушка надеялась, что за работу в выходные дни и ночную смену она получит дополнительное вознаграждение и сможет купить себе платье для бала. Но, к ее удивлению, зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.

На бал Золушка не попала, так как мачеха отправила девочку в игорный клуб — помогать крупье.

Девочка проработала в супермаркете год и надеялась, что сможет получить оплачиваемый отпуск. Однако директор уехала отдыхать в тридесятое царство, а Золушку в отпуск не отпустила. Она сказала, что даст ей две недели, но только тогда, когда наймет на работу нового человека.

Терпение Золушки лопнуло. Она отправилась на консультацию к юристу. Он дал ей несколько полезных советов, воспользовавшись которыми Золушка смогла отстоять свои права.

Ответы

1. Закон допускает принятие на работу лиц, достигших 14—15 лет, только с согласия родителей (опекунов, законных представителей). Отец Золушки должен был дать свое согласие, в ином случае это является незаконным деянием.

2. Работа, на которую устраивается несовершеннолетний, не должна причинять вреда его здоровью.

3. При приеме на работу между работником и работодателем должен быть составлен трудовой договор в письменной форме.

4. Время работы несовершеннолетних в возрасте 14—15 лет не должно превышать четырех часов в день.

5. Несовершеннолетним испытательный срок не устанавливается.

6. Запрещается применение труда несовершеннолетнего в ночное время и в выходные дни.

7. Применение труда несовершеннолетних в игорном бизнесе и ночных клубах запрещается.

8. Ежегодный отпуск несовершеннолетних равен 31 календарному дню и предоставляется в удобное для несовершеннолетнего время.

IV. Рефлексия

Учащиеся прикрепляют фигурки (стикеры) на изображение горы, образно выражая свое отношение к прошедшему уроку. Вершина — урок прошел хорошо, подножие — неудачный урок и т. п.

Домашнее задание

Повторить § 8—14 учебника.






Для любых предложений по сайту: [email protected]