Обществознание - Поурочные разработки 7 класс - 2014 год
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ - Человек и природа
Задачи уроков
1. Обобщить знания учащихся, полученные в курсе 7 класса.
2. Провести диагностику результатов обучения в 7 классе и подвести итоги учебной работы за год.
Оборудование уроков
Мультимедиапроектор, компьютер, лучшие проекты, выполненные учащимися в течение учебного года.
Варианты организации учебной деятельности
При любом варианте организации учебной деятельности учитель в начале урока может провести анкетирование для выяснения мнения учеников о значимости изученных тем, о собственных достижениях и полученных знаниях.
Примерный вариант анкеты
Вот и подходит к концу очередной учебный год. Пора подводить итоги. Оглянись назад и ответь на следующие вопросы.
1. Какая тема курса «Обществознание» в 7 классе вызвала у тебя наибольший интерес?
2. Какие темы ты считаешь самыми важными?
3. Чем тебя заинтересовала эта тема?
4. Какую тему ты считаешь наиболее практически полезной?
5. Почему именно эта тема полезна семиклассникам?
6. Чему ты научился в этом учебном году на уроках обществознания?
7. Какие формы уроков тебе особенно нравятся: работа с учебником; дискуссии; проектная работа; работа в группах и парах; самостоятельная работа; практикумы; другие (какие именно?).
Урок-дискуссия
Если учитель остановится на данном варианте урока, то ему следует учесть, что такая форма предполагает хороший уровень подготовки учащихся и владение умением вести дискуссию. Учитель предлагает нескольким учащимся заранее подготовить сообщения, компьютерные презентации, иллюстративный материал. Необходимо провести консультацию, подсказать или наметить совместно, какие дополнительные средства наглядности следует использовать, чтобы сообщение было не только интересным, но и доступным для восприятия.
Непосредственно на уроке учитель может воспользоваться методом дебатов. Класс разбивается на команды «PRO» и «CONTRA». Каждая команда заранее знакомится с проблемными вопросами, которые будут обсуждаться на данном уроке, и готовит соответствующие аргументы для подтверждения своей позиции.
Первый урок может быть посвящён обсуждению проблем, связанных с темой «Регулирование поведения людей в обществе», а второй — проблемам, связанным с темой «Человек в экономических отношениях» и «Человек и природа».
Примерные темы для обсуждения
1-й ч:
1. Правила ограничивают свободу человека в обществе.
2. Закон служит человеку или человек служит закону?
3. Чем опасна безнаказанность?
2-й ч:
1. Молодёжь и бизнес.
2. Охрана природы — дополнительные затраты или дополнительные доходы?
На уроке учитель (возможно привлечение ассистентов из числа учителей или учащихся старших классов) следит за тем, чтобы каждая команда имела одинаковое время на аргументацию своей позиции по каждой проблеме (до 5 мин на одно выступление).
Заключительные 10—15 минут посвящаются подведению итогов дискуссии. Участникам предлагается самостоятельно оценить, в какой мере они сумели доказать справедливость своей позиции. Затем учитель подводит общий итог и оценивает работу учащихся на уроке.
Урок-собеседование
Урок проводится в форме фронтального или группового собеседования по вопросам итогового повторения, предложенным в учебнике (с. 152).
Вопросы могут быть заранее сообщены учащимся. На уроке они предлагаются школьникам на карточках или с помощью мультимедиапроектора. На первом уроке проводится обсуждение вопросов к главе I и вопросы 1—5 к главе II, на втором уроке — все остальные.
В конце урока учащиеся сами оценивают, насколько полными и точными были их ответы, затем учитель подводит итог работы за год.
Письменное итоговое тестирование
Учитывая, что одной из предлагаемых форм аттестации за курс основной школы является тестирование (ГИА), на итоговом уроке может быть предложен контрольный тест (рабочая тетрадь, материал к заключительному уроку). Первый урок может быть отведён на тестирование, второй — на обсуждение итогов, разбор допущенных ошибок и подведение итогов учебного года.
На заключительном уроке курса учитель может наградить заранее заготовленными грамотами или самодельными сертификатами отличившихся в течение учебного года ребят в разных номинациях, например: «За самый умный вопрос», «За самый точный вывод», «Борцу за справедливость», «За самый удачный ответ», «Золотое перо» (за лучший рассказ по теме курса), «Золотая кисть» (за лучший рисунок по теме курса), «Тому, кто всегда прав».