Обществознание - Поурочные разработки 7 класс - 2014 год
ДЕНЬГИ, ИХ ФУНКЦИИ - Человек в экономических отношениях
Урок по данной теме является важной частью главы, посвящённой экономическим отношениям. Важность темы урока определяется тем, что экономическое содержание многих терминов, которые сопутствуют существованию в мире денег, учащимся незнакомо или расходится с житейскими представлениями (валюта, номинал, кредитка и др.). Возникает необходимость уяснения существа тех понятий, которыми ученики нередко оперируют.
Задачи урока
1. Познакомить учащихся с экономической ролью денег как всеобщего эквивалента в процессе обмена.
2. Раскрыть основные социальные функции денег.
3. Показать процесс развития денег от примитивных форм до современных сложных модификаций.
4. Обратить внимание учащихся на противоречивую природу денег, выступающих и как цель экономической деятельности, и как важный инструмент её реализации.
5. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий; установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; владение основами коммуникативной рефлексии в работе с текстами.
Оборудование урока
Мультимедиапроектор, компьютер, учебник, рабочая тетрадь, выставка нумизматических коллекций семиклассников, образцы денег (монеты, купюры разного достоинства), карточки с текстами.
План изучения нового материала
1. Как деньги стали деньгами.
2. Функции денег.
3. Как изменялись деньги.
Варианты организации учебной деятельности
Комбинированный урок
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Далее учитель проводит опрос, определяя уровень осведомлённости учащихся о деньгах и отношение к ним ребят. Примерные вопросы: продолжите фразу: «Деньги — это...». Когда ты узнал, что такое деньги? От кого ты узнал о деньгах? Что бы ты хотел узнать нового о деньгах? Сколько денег тебе нужно для относительного счастья? Какая сумма денег позволяет тебе чувствовать себя уверенно? Родители чаще всего говорят про деньги, что они...
Опрос можно провести анонимно. Обработать данные опроса может сам учитель или поручить это группе семиклассников, которые затем на уроке могут рассказать о полученных выводах. Важно, чтобы эти выводы были обобщены и представлены наглядно. Также учитель может использовать вопросы рубрики «Вспомним».
Изучение нового материала может строиться на комментированном чтении текста учебника, обращении при необходимости к словарям для уяснения значения терминов.
Объяснение материала параграфа учитель сочетает с заранее подготовленными небольшими сообщениями учащихся об истории появления различных денежных знаков («Сначала деньги были...»); о современных платёжных средствах («Деньги XXI века»). В этом случае учащиеся получают возможность развивать коммуникативные умения, связанные с поиском информации, её организацией и публичным представлением аудитории.
Домашнее задание: проанализировать содержание § 13; вопросы рубрики «Проверим себя», задания рубрики «В классе и дома» (по усмотрению учителя).
Урок работы с текстом
Этот вариант предполагает предварительное ознакомление учащихся с текстом § 13 путём самостоятельного домашнего чтения. Если учитель отдаст предпочтение этому варианту, необходимо заранее размножить текст, чтобы хотя бы один экземпляр был на парте.
Задание учащимся: внимательно прочитайте текст, найдите все ошибки, допущенные Незнайкой, внесите их в левый столбец таблицы. В правом столбце запишите правильный вариант ответа. Прокомментируйте ошибки Незнайки.
Текст с ошибками
Незнайка написал рассказ на тему «Деньги вчера, сегодня, завтра». Как всегда он многое напутал. Помоги Незнайке исправить рассказ.
«Деньги существуют с незапамятных времён. С тех пор как на Земле появились люди, они торговали, покупали вещи в кредит, копили для этого сокровища. Особенно часто они зарывали клады, чтобы деньги не потерялись или чтобы их не украли чужие люди. Не случайно в наши дни находят много кладов то тут, то там. Клады — это древние вклады.
У разных народов в качестве денег использовались одни и те же предметы. Все народы, которые занимались скотоводством, в качестве денег использовали шкуры животных. Шкуры ведь никому не нужны, поэтому их легко меняли на что-то более нужное.
Металлические деньги появились у тех народов, которые жили поблизости от залежей золота и серебра. В старину золото находили в больших слитках, эти слитки разрубали на маленькие кусочки — так появились рубли. Рубли стали менять на наконечники копий — так появились копейки.
Рубль и копейка переводятся на другие языки так: доллар и центнер — у американцев, фунт и фунтик — у англичан, марка и иномарка — у немцев.
Чтобы денег становилось больше, их стали рисовать на бумаге. Первыми бумажные деньги стали использовать изобретатели бумаги — китайцы. Бумажные деньги очень удобные. Их можно складывать, а металлические деньги не согнёшь. На бумажных деньгах можно что-нибудь записать для памяти, а на монете не напишешь. На бумажных деньгах одного достоинства помещают одинаковые номера, чтобы не спутать их с деньгами другой деноминации. По этим номерам легко определить, сколько денег есть у владельца.
В будущем деньги станут компьютерными или виртуальными. Например, захотелось Пончику пирожков с повидлом, он включает компьютер, выходит в Интернет и передаёт по электронной почте в магазин свою чековую книжку. В магазине из этой книжки переписывают номера денег и зачёркивают эти номера как в карточке лото. А потом отсылают чековую книжку назад Пончику. Умному Знайке вообще деньги не нужны, потому что у него есть кредитная карточка. Он зачёркивает в этой карточке сумму, которую нужно уплатить за книги, и подсчитывает, что осталось. Когда сумма на этой карточке приближается к нулю, Знайка идёт в магазин и покупает новую карточку.
Всё, мне пора на стадион, там начинается турнир по спортивному фантазированию с большим страховым фондом в тысячу полушек. Я — фаворит этих соревнований. Бегу...»
Исправление ошибок, допущенных в тексте, и обсуждение результатов выполнения задания могут служить вариантом закрепления изучения темы.
Ответ. Незнайка допустил следующие ошибки:
Ошибки |
Верный ответ |
Деньги существуют с незапамятных времён... |
Деньги появились с появлением торговли вместо бартера |
С тех пор как на Земле появились люди, они торговали, покупали вещи в кредит |
Кредитом древние люди пользоваться не могли, поскольку торговля была развита слабо |
В наши дни находят много кладов то тут, то там |
Клады находят случайно и не так часто |
Ошибки |
Верный ответ |
У разных народов в качестве денег использовались одни и те же предметы |
В качестве денег у разных народов использовались разные предметы |
Шкуры ведь никому не нужны, поэтому их легко меняли на что-то более нужное |
Деньгами не могли служить ненужные предметы, их просто никто не взял бы в качестве эквивалента |
Металлические деньги появились у тех народов, которые жили поблизости от залежей золота и серебра |
Первые металлические деньги были медными или бронзовыми, золото и серебро стали использовать позднее |
Золотые слитки разрубали на маленькие кусочки — так появились рубли |
Первые рубли были не золотые, а серебряные, так как золото сложно разрубить, а серебро гораздо мягче |
Рубли стали менять на наконечники копий — так появились копейки |
Название «копейка» связано с изображением на монете всадника с копьём |
Рубль и копейка переводятся на другие языки так: доллар и центнер — у американцев, фунт и фунтик — у англичан, марка и иномарка — у немцев |
Названия монет не переводятся на другие языки. У американцев монеты называются доллар и цент, у англичан — фунт и пенс, немцы пользуются евро и евроцентами, а раньше их монеты назывались «марка» и «шиллинг» |
Чтобы денег становилось больше, их стали рисовать на бумаге |
Появление бумажных денег не связано с количеством, они просто удобнее |
На бумажных деньгах одного достоинства помещают одинаковые номера, чтобы не спутать их с деньгами другой деноминации |
Номера на деньгах одного достоинства разные. Деноминация — не номинал, а изменение номинальной стоимости |
По этим номерам легко определить, сколько денег есть у владельца |
Количество денег у человека можно определить не по номерам, а по количеству денежных знаков и по их номиналу |
Передаёт по электронной почте в магазин свою чековую книжку |
Чековая книжка в магазин не передаётся, она может использоваться только как средство платежа. Выписанный чек предъявляется в банк и обналичивается |
В магазине из этой книжки переписывают номера денег и зачёркивают эти номера как в карточке лото |
Операция с чековой книжкой описана неверно. Такого не происходит |
Знайка зачёркивает в этой карточке сумму, которую нужно уплатить за книги, и подсчитывает, что осталось |
В кредитной карточке ничего нельзя зачеркнуть, можно только снять определённую сумму и перечислить её продавцу |
Когда сумма на этой карточке приближается к нулю, Знайка идёт в магазин и покупает новую карточку |
Покупать новую карточку нет необходимости, её можно пополнить, положив деньги в банке или через банкомат |
При оценке выполнения задания к тексту важно обратить внимание на то, что максимально высокий балл ученик может получить в том случае, если найдёт не менее 15 ошибок.
Домашнее задание: задания в рабочей тетради (по усмотрению учителя).
Урок проектной работы
Такая форма урока оптимально соответствует особенностям среднего школьного возраста учащихся, для которых практическая деятельность и проба себя — наиболее привлекательны. Тема урока о деньгах — благодатный материал для проектной работы.
Данный вариант предполагает заблаговременное сообщение возможных тем проектов, организацию проектных групп из числа учащихся, выбравших одну тему. Также возможна индивидуальная работа над проектом.
Учащиеся заранее подбирают и оформляют найденный материал. На уроке проводится презентация и обсуждение готовых проектов. Каждой группе предоставляется время для публичного выступления, другие участники урока задают вопросы, высказывают собственное мнение, предлагают возможные пути усовершенствования созданных проектов.
Примерные темы:
1. Деньги: вчера, сегодня, завтра. (Презентация, посвящённая истории денег.)
2. Деньги на службе общества. (Презентация к разделу о функциях денег.)
3. Идеальные деньги. (Описание, эскиз идеальных денег, справка с указанием основных достоинств и недостатков предлагаемых денег и т. д.)
4. Как деньги работают в информационном обществе. (Компьютерная презентация или плакат с комментариями.)
Домашнее задание: § 13 учебника; задания рубрики «В классе и дома»; задания 1, 4 в рабочей тетради — для слабоподготовленных учащихся, задания 2, 3, 6 — для более подготовленных.
Литература для учителя
Войтов А. Г. Деньги: учеб. пособие / А. Г. Войтов. — М., 2002.
Мельникова А. С. Деньги в России / А. С. Мельникова., В. В. Уздеников, И. С. Шиканова. — М., 2000.
Липсиц И. В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: учеб. для 7—8 кл. / И. В. Липсиц. — М., 2011.