ВИДЫ И ФОРМЫ БИЗНЕСА - Человек в экономических отношениях

Обществознание - Поурочные разработки 7 класс - 2014 год

ВИДЫ И ФОРМЫ БИЗНЕСА - Человек в экономических отношениях

Содержание уроков направлено на формирование у учащихся первоначальных представлений о бизнесе (понятие, роль в экономике, участники, виды и формы).

При объяснении нового материала учитель может опереться на содержание курса 5 и 6 классов (см. § 9 «Труд — основа жизни», 5 кл., § 5 «На пути к жизненному успеху», 6 кл.). Важно также учесть, что тема урока получит своё дальнейшее развитие в старших классах (см. § 22 «Предпринимательская деятельность», 8 кл., § 12 «Экономическая культура», 11 кл., § 5 «Фирма в экономике», 11 кл.).

Задачи уроков

1. Сформировать у учащихся представление о понятии «бизнес», основных видах и формах бизнеса; раскрыть их взаимосвязь.

2. Способствовать формированию у учащихся положительного отношения к бизнесу, понимания его возможностей для раскрытия творческих сил производителей и обеспечения эффективного развития экономики.

3. Познакомить с особенностями предпринимательской деятельности, её социально-экономической ролью в жизни общества, требованиями к деловой этике.

4. Создать установку на участие в посильной экономической деятельности и сознательного выполнения таких социальных ролей, как потребитель и производитель.

5. Способствовать формированию способности исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе, выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций и выполнять этические требования к этой деятельности, ориентироваться на выбор рациональной модели поведения в бизнесе.

6. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: построение жизненных планов во временной перспективе; определение способов действий в рамках предложенных условий и требований; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Оборудование уроков

Мультимедиапроектор, компьютер, таблица «Организация бизнеса», учебник, рабочая тетрадь.

План изучения нового материала

1. Что такое бизнес.

2. Виды бизнеса.

3. Формы бизнеса.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированные уроки

Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее учитель организует обсуждение по вопросам рубрики «Вспомним». Итоги обсуждения помогут перейти к актуальному для учащихся вопросу: как добиться жизненного успеха и благополучия? Важно дать высказаться всем желающим, помочь учащимся, используя имеющийся у них социальный опыт и знания, сформулировать предложения и аргументы.

Учитель обобщает результаты дискуссии и подводит школьников к необходимым выводам: можно выбирать разные способы достижения успеха в жизни, например ждать наследства, надеяться на удачу, выигрыш в лотерею. Один из путей к быстрому личному благосостоянию — это создание хозяйственной организации (фирмы) за счёт собственных или заёмных денег ради производства товаров или услуг и получения на этой основе дохода. Своё дело позволит управлять своей судьбой, быть хозяином себе самому, приносить реальную пользу окружающим, развивать свои способности.

1. Изучение нового материала учитель начинает с введения понятия «бизнес». Расширить знания учащихся можно за счёт дополнительной информации.

Дополнительный материал для учителя

Русское слово «предпринимательство» и иностранное «бизнес» означают «хозяйственное дело и деловые отношения между его участниками». Английский экономист XVIII в. Ричард Кантильон связывал понятие «бизнес» с организацией новой идеи, продукта, вида услуг, предприятия и т. п. Исторически развитие понятия «предприниматель» прошло следующие стадии: организатор парадов и музыкальных представлений; лицо, отвечающее за выполнение крупномасштабных проектов; человек, действующий в условиях риска; лицо, заключившее с государством контракт, стоимость которого оговорена заранее; человек-новатор, создающий что-либо новое в производстве, технологии, продукте.

В воображении многих россиян бизнес представляется лёгким занятием с большим заработком без трудовых усилий. В реальности же это очень трудное и хлопотное дело, а весь груз забот, усилий, ответственности и риска за его исход ложится на плечи предпринимателя, который может не только не получить выгоду, но даже потерять то, что имел.

Разговор о главном действующем лице бизнеса — предпринимателе — учитель строит с опорой на материалы рубрики «Жил на свете человек». Учащиеся знакомятся с известным русским книгоиздателем И. Д. Сытиным. Стоит обратить внимание семиклассников на то, что настоящим предпринимателем может стать не каждый желающий. Можно привести утверждение основателя фирмы «Пицца- Хат» Френка Карни: «Для начала нового дела нужно больше чем просто идея. Оно требует особой личности». Для понимания этого утверждения можно провести практическое занятие «Портрет современного предпринимателя».

Цель этого практического занятия — сформировать у учащихся представление о личности предпринимателя, требованиях, предъявляемых предпринимательской деятельностью к её участникам.

Используя метод коллективного творчества — «мозговой штурм», всем участникам предлагается высказать мнение по предложенной проблеме. Предметом обсуждения могут стать знания и умения, личностные качества предпринимателя, значимые для деятельности.

Одним из вариантов опроса мнений учащихся может быть список, предложенный учителем, в котором учащиеся отмечают знаками «+» и «—» необходимые качества предпринимателя, а затем производится подсчёт и обсуждение. В списке выбранных качеств учащиеся напротив каждого выставляют оценку от 1 до 5 в зависимости от важности для деятельности, а затем подсчитываются и обсуждаются результаты.

При раскрытии вопроса о моральных аспектах в предпринимательской деятельности учитель отмечает, что соблюдение деловой этики облегчает ведение дел, сотрудничество людей способствует совместному продвижению к успеху. Обратите внимание учащихся на тот факт, что многие современные корпорации принимают этические кодексы, понимая степень вреда, который неэтичное, нечестное деловое поведение наносит обществу. Здесь полезно познакомить учащихся с отношением к предпринимательству, мотивами выбора этой деятельности в российской деловой практике. Исследователи российского предпринимательства выделяют основные мотивы участия в этой деятельности: обретение самостоятельности и независимости, реализация профессиональных способностей, достижение материального успеха, полезность выполняемой работы и авторитет в глазах окружающих. Учитель проводит опрос среди учащихся: что может привлекать сегодня молодёжь в бизнесе? Каковы, по их мнению, главные мотивы участия в предпринимательстве? Что препятствует выбору этой деятельности? Где и как можно начать готовиться к ней?

Для закрепления материала учитель организует дискуссию на тему «Выгодно ли быть честным бизнесменом?» (см. вопросы для дискуссии в задании 3 рубрики «В классе и дома»).

Разговор о роли предпринимательства в обществе можно начать с постановки дискуссионного вопроса: предпринимательство — тормоз или двигатель развития общества? Опираясь на учебный текст, учитель подводит учащихся к ряду значимых положений: экономическое и социальное в предпринимательстве тесно взаимосвязано. Предприниматель, движимый стремлением получить прибыль, находит новые возможности производства, производит продукцию (экономическое).

Предприниматель может «делать деньги», лишь ориентируясь на человека, его потребности, и, чем конкретнее будет такая ориентация, тем больший успех эта деятельность принесёт (социальное).

Выводы этого раздела целесообразно подтвердить примерами из истории российского предпринимательства.

Дополнительный материал для учителя

Отечественное предпринимательство зародилось ещё в Киевской Руси, и первыми его представителями были купцы. С XVI в. зарождается торгово-промышленное предпринимательство, которое получило мощное развитие при Петре I. Предпринимательством к концу XVIII в. в России занимались представители всех сословий — из крестьян, мещан, дворянства.

В начале XIX в. российское правительство провело две реформы, которые вызвали массовое разорение предпринимателей. Оно увеличило налоги на отечественные товары и одновременно снизило их на ввозимые товары из-за границы. Только во второй половине века положение стало поправляться, а после освобождения от пут крепостничества предпринимательство получило дальнейшее развитие. Так, в 1863 г. правительство закрепило право на свободу предпринимательской деятельности, издав Положение о пошлинах на право торговли и других промыслов. Взаимопонимание власти и предпринимателей способствовало экономическому подъёму страны (производство промышленной продукции с 1861 по 1914 г. выросло в 12,5 раза). Россия в начале XX в. занимала по основным экономическим показателям пятое место среди промышленно развитых стран. Предприниматели внесли огромный вклад в это дело.

2. Изучение раздела «Виды бизнеса» целесообразно построить на основе текста учебника и обсуждения результатов опережающего домашнего задания (1 и 5 рубрики «В классе и дома»).

3. Материал раздела «Формы бизнеса» можно закрепить, организовав обсуждение данных следующей таблицы:

Форма организации бизнеса

Достоинства

Недостатки

Единоличное предприятие

Легко создать. Легко контролировать.

Свобода действий, неограниченная самостоятельность

Трудно найти средства для расширения фирмы. Владелец должен сам управлять фирмой. Высокий риск и ответственность

Товарищество

Легко создать. Легче собрать необходимые средства для развития

Возможны конфликты между партнёрами. Трудно собрать средства для крупных проектов

Акционерное общество (корпорация)

Можно собрать огромный капитал путём продажи акций.

Можно нанять профессиональных управляющих

Можно потерять контроль над фирмой, если кто-то скупит большое количество акций. Много усилий по работе с акционерами

При объяснении этого пункта плана может быть использован другой вариант организации учебной деятельности: игровое занятие. Одна половина класса делится на 3 акционерных общества — производственные предприятия. Вторая половина — потенциальные акционеры. Акционерные общества (за 10 мин) разрабатывают свой «Деловой план» (см. рекомендации к § 10) с целью привлечения акционеров. Затем они рекламируют свою деятельность. В это время вторая половина класса изготавливает жетоны для покупки акций. Чьё предприятие соберёт большее число акционеров, тот и будет победителем.

Завершает урок беседа на основе материалов рубрики «Учимся создавать свой бизнес». Учащиеся пробуют сделать свой выбор и обосновывают его правильность, опираясь на предложенные в тексте рекомендации и советы.

Урок-экскурсия

Урок-экскурсия на предприятие (фирму). Учащиеся самостоятельно знакомятся с материалом параграфа, учитель помогает на основе изученного составить вопросы для знакомства с деятельностью предприятия (фирмы).

Может быть предложена карточка со следующими вопросами:

1. Какова организационная форма предприятия? Кто является собственником производственных ресурсов?

2. Какие товары, работы, услуги производит предприятие?

3. Кто является потребителями продукции и как они узнают о производимых товарах и услугах?

4. Какова структура и режим работы предприятия?

5. Какие способы организации производства обеспечивают его успешную деятельность?

6. Выгодно ли данное производство? Есть ли потенциал для дальнейшего развития и как его реализовать?

В качестве домашнего задания учащиеся готовят (можно по группам) «визитную карточку» предприятия по следующему плану: 1. Обмен мнениями о деятельности предприятия между участниками экскурсии. 2. Анализ информации, зафиксированной участниками экскурсии в виде ответов на предложенный учителем вопросник (анкету). 3. Оформление «визитной карточки» предприятия в той или иной форме (стенная газета, информационный листок, рекламный проспект, компьютерная презентация и т. п.).

Домашнее задание: 1. Выполнить задания 3 и 6 рубрики «В классе и дома». 2. Выполнить задания 6 и 9 (работа с текстом источников) в рабочей тетради. Результаты выполнения заданий рекомендуется обсудить на уроке «Обмен, торговля, реклама».

Литература для учителя

Липсиц И. В. Бизнес и экономика: учеб. пособие по элективному курсу для 8—9 кл. / И. В. Липсиц. — М., 2008.

Симоненко В. Д. Основы предпринимательства: 10— 11 кл.: элективный курс: учеб. пособие / В. Д. Симоненко. — М., 2005.

Экономика: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений гуманит. профиля / под ред. А. Я. Линькова. — М., 2003. — Гл. 4.

Энциклопедия для детей. — М., 2005. — Т. 26. Бизнес.






Для любых предложений по сайту: [email protected]